Счетная палата и ее место в структуре органов финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются составляющие аппарата Счетной палаты. Будет выяснено, основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Рассматриваются формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, Организация и планирование работы Счетной палаты. Будет выяснено, что важнейшими направлениями финансово-контрольной работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность. Все эти виды деятельности будут подробно рассмотрены.

Оглавление

Введение 3
1. Счетная палата как орган финансового контроля 5
1.1. Счетная палата в структуре органов финансового контроля 5
1.2. Аппарат Счетной палаты 7
1.3. Формирование и принципы работы Счетной палаты 9
1.4. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты 10
1.5. Организация и планирование работы Счетной палаты 11
1.6. Важнейшие направления работы Счетной палаты 12
1.6.1. Контрольно-ревизионная деятельность 12
1.6.2. Экспертно-аналитическая деятельность 15
1.6.3. Информационная деятельность 16
2. Результаты работы счетной палаты и основные направления её работы в 2008 году 18
2.1. Результативность финансового контроля Счетной палаты в цифрах (2000-2006 гг.) 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине: "Финансы"

на  тему "Счетная палата и ее место в структуре органов финансового контроля"

 

План

 

Введение 3

1. Счетная палата как орган финансового контроля 5

1.1. Счетная палата в структуре органов финансового контроля 5

1.2. Аппарат Счетной палаты 7

1.3. Формирование и принципы работы Счетной палаты 9

1.4. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты 10

1.5. Организация и планирование работы Счетной палаты 11

1.6. Важнейшие направления работы Счетной палаты 12

1.6.1. Контрольно-ревизионная деятельность 12

1.6.2. Экспертно-аналитическая деятельность 15

1.6.3. Информационная деятельность 16

2. Результаты работы счетной палаты и основные направления её работы в 2008 году 18

2.1. Результативность финансового контроля Счетной палаты в цифрах (2000-2006 гг.) 18

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

Введение

 

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией. Согласно порядку формирования Счетной палаты, Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Тема данной работы актуальна, т.к. контроль, осуществляемый Счетной палатой, является необходимым и эффективным способом государственного финансового контроля.

В работе рассматриваются  составляющие аппарата Счетной палаты. Будет выяснено, основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Рассматриваются формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, Организация и планирование работы Счетной палаты. Будет выяснено, что важнейшими направлениями финансово-контрольной работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность. Все эти виды деятельности будут подробно рассмотрены. Так же в курсовой рассматриваются итоги деятельности Счетной палаты за период 2000 – 2006 гг., и направления работы Палаты в текущем году.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является Счетная палата как орган, действующий в системе сложившихся финансово-бюджетных отношений в России, и в первую очередь, в системе государственного финансового контроля. Предметом исследования являются принципы, задачи, организационно-экономические методы и инструменты, а также правовые основы деятельности Счетной палаты в системе государственного финансового контроля. Цель написания работы – определение места Счетной палаты в системе органов контроля, анализ её деятельности.

 

1. Счетная палата как орган финансового контроля

 

Рассмотрим подробнее структуру Счетной палаты, принципы, задачи и направления её работы, а так же выясним, какое место она занимаемое в структуре органов финансового контроля.

1.1. Счетная палата в структуре органов финансового контроля

 

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента

Важной формой финансового  контроля в России и за рубежом  является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют: предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.

Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы.

Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление федерального казначейства, входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств.

Широкие контрольные полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать.

Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют система органов Министерства РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет.

Помимо названных органов, в проведении финансового контроля участвуют главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Такой контроль называется ведомственным, его осуществляют существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения в министерств и ведомств.

Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя.

Для проведения контрольных  мероприятий финансовые органы государства  и сами бюджетополучатели могут  привлекать аудиторские службы. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.

Итак, как было выяснено, важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Далее в работе будут подробно рассмотрены структура Счетной палаты, основные принципы и задачи её работы.

1.2. Аппарат Счетной  палаты

 

Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах  и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические  мероприятия. Согласно Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации":

– инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных  обязанностей по проведению бюджетно-финансового  контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законом… ;

– инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов  проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные  органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной  и иной охраняемой законом тайны.

Сегодня в аппарате работает чуть более тысячи сотрудников, из них 134 – со дня образования Счетной  палаты, половина – свыше пяти лет. Средний возраст сотрудников  аппарата – 45,2 года.

Формирование коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной  палаты по представлениям аудиторов, а  также руководителей соответствующих  подразделений аппарата. Основными  критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной  работы.

Высшее образование имеют 97 процентов сотрудников. В Счетной  палате работают 541 экономист и финансист, 134 юриста, 59 управленцев. Два и более  высших образования имеют 214 сотрудников, ученую степень – 124 сотрудника. 1

Повышенные требования к  квалификации сотрудников предопределили необходимость эффективной системы  профессиональной подготовки и переподготовки, которая охватывает все категории  сотрудников и осуществляется как  непосредственно на рабочих местах, так и в учебных заведениях: Российской академии государственной  службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве  Российской Федерации, Академии народного  хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Московской государственной юридической академии и др. Только за последние четыре года через систему переподготовки и повышения квалификации прошло свыше 500 человек.

Общая сумма бюджетных  средств, направляемых ежегодно на содержание Счетной палаты, составляет около  двух процентов от суммы выявленного  в течение года нецелевого расходования бюджетных средств.

1.3. Формирование и принципы работы Счетной палаты

 

Согласно Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации":

– Счетная палата является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием  и подотчетным ему;

– Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности;

– для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной  деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации  и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Председатель Счетной  палаты Российской Федерации и заместитель  Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются  от должности, соответственно, Государственной  Думой и Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов  Счетной палаты назначается и  освобождается от должности Государственной  Думой, а другая половина состава  аудиторов Счетной палаты - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной  палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не приостанавливается в связи с роспуском Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

1.4. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты

 

Согласно закону Счетная  палата Российской Федерации осуществляет:

– контроль за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. 2

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на все государственные  органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную  собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Все органы государственной  власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный  банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять  по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения  ее деятельности. Неправомерный отказ  в предоставлении или уклонение  от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Счетная палата и ее место в структуре органов финансового контроля