Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:45, курсовая работа
Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Введение……………………………………………………………… 3
Теоретические аспекты рынка труда…………………………... 5
Рынок труда и особенности его формирования……………... 5
Безработица. Причины, классификация, последствия………. 12
2. Рынок труда в современной России …………………………… 18
2.1 Состояние рынка труда………………………………………… 18
2.2 Особенности безработицы……………………………………... 20
2.3 Занятость и безработица в России в 2011г…………………… 23
3. Регулирование рынка труда……………………………………. 26
Заключение………………………………………………………….. 31
Библиографический список………………………………………… 33
За
полгода, прошедшие с начала кризиса,
приоритеты в трудоустройстве молодых
россиян существенно
Почему
же госструктуры вышли на лидирующие
позиции? Социологи считают, что
всему виной экономический
Интерес
молодежи и государства носит
взаимный характер. Молодые специалисты
формировались уже в рыночных
условиях, и их свежий взгляд очень
полезен постсоветской бюрократии в условиях
кризиса. Например, уже создана президентская
программа по созданию кадрового резерва.
В его первую тысячу уже вошли известные
бизнесмены, представители поколения
40-летних, например, глава «ВымпелКома»
Александр Изосимов. Чтобы не было разрыва
поколений, государству требуется дальнейший
найм молодых специалистов.
2.3 Занятость и безработица в России в 2011г.
Росстат
объявил итоги безработицы в России 2011
года за первые два квартала. Оказалось,
что 6,1% (4,6 млн) населения рабочего возраста
нигде не работает.
Самый большой процент безработицы был
в 1998 году, когда по вине кризиса не работали
более 13% работоспособных людей. Второй
большой процент безработицы пришёл во
время мирового кризиса, 8% населения. Подсчёт
безработных ведут два ведомства: Роструд
и Росстат. Сегодня уровень безработицы
6%, это низкий показатель по сравнению
с развитыми странами.
Максимальная сумма пособия равна 4900 руб,
и высчитывается из суммы зарплаты последнего
места работы. По сравнению с Америкой
пособие очень маленькое и прожить на
него не реально, особенно в больших городах.
Много безработных не встают на учёт, т.к.
процедура постановки очень сложная и
большие очереди, из-за этого проблема
безработицы в России
пока, что стоит остро.
По сравнению с августом 2010г. численность занятого населения выросла на 477 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 462 тыс.человек, или на 8,8% (в сопоставимой методологии).
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,5 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,8%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2011г. составила 32,1%, среди безработных женщин - 38,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Средний возраст безработных в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.
Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,5% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 32,8%, среди городских - 32,3%.
В численности безработных 32,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек (в июле 2011г. - 1,6 млн.человек, или 32,7%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 19,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,6% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.
В августе 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%.
Так
же свой вклад в проблему безработицы в
России, вносят гасторбайтеры. Работают
на чёрной работе за небольшие деньги.
Работодатели берут гасторбайтеров, т.к.
экономят себе на зарплатах и социальных
нагрузках. А Русские безработные не хотят
за бесценок выполнять чёрную работу,
всем охота работать в офисах, в тепле.
В 2008 году официально к нам перебралось
7 000 000 человек из стран СНГ, Африки, Китая,
Кавказа. Неофициально число мигрантов
составляет 18 000000 человек, это около 18%
от численности населения России. По мнению
учёных, 5% мигрантов достаточно, для политической
партии и власть должна считаться с их
требованиями. 18 % это катастрофа для страны.
Эксперты, работающие над проектом "Стратегия-2020"(социально-
3. Регулирование рынка труда
Учитывая
сложность ситуации на рынке труда,
большие масштабы скрытой безработицы,
превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо сосредоточить
внимание на решении следующих
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Государственная
политика занятости - это часть социально-
Законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Регулирование
занятости заключается в мерах
по поддержанию нормального
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.
Эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда.
Исходным
пунктом правительственной
В широком смысле механизм государственного регулирования включает экономические, юридические и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.
Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры
косвенного регулирования рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства,
совершенствование
Меры
косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются
и мерами общеэкономического регулирования
и воздействуют на динамику занятости
и безработицы посредством
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
-
развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защиту
-
обеспечение равных
-
создание условий,
-
поддержку трудовой и
-
осуществление мероприятий,
-
предупреждение массовой и