Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность основных структурных элементов и явлений рынка труда, а также охарактеризовать его состояние и перспективы дальнейшего развития в Республике Беларусь. Поставленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:
Показать принцип установления равновесия на рынке труда с учетом особенностей формирования спроса и предложения;
Охарактеризовать один из главных элементов рынка труда – заработную плату, а именно: ее сущность, формы, системы;
Проанализировать состояние рынка труда РБ, начиная с периода его формирования и заканчивая текущим периодом;
Раскрыть перспективы дальнейшего развития и совершенствования рынка труда в РБ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы рынка труда…………………………………….
1.1 Спрос, предложение, равновесие……………………………………...
1.2 Заработная плата: сущность, формы, системы……………………….
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Рынок труда.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 процентов.

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза.

В бюджетной сфере с 1 июня 2010 г. постановлением Правительства тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников повышена с 77 до 90 тыс. рублей и предполагается ее дальнейшее повышение.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб.

Размер минимальной  заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

С 1 сентября 2010 года вступило в силу постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций». Оно содержит комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда низкооплачиваемых работников, молодых специалистов, а также отдельных категорий работников социально-культурной сферы. [22].

Продлено на 2010 год действие Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49, позволяющего решать вопрос стимулирования руководителей и специалистов коммерческих организаций за реализацию продукции, товаров (работ, услуг), снижение ее запасов на складах и увеличение поступления валютной выручки, Однако темпы его внедрения в организациях не удовлетворяют.

Требует совершенствования работа по выполнению мероприятий, предусмотренных отраслевыми и региональными программами по созданию новых и совершенствованию действующих норм труда на 2008-2012 годы, направленных па снижение трудоемкости выполняемых работ и экономию средств на оплату труда.

В 2009 году государственными инспекторами труда проведена 4241 проверка законодательства о труде в части соблюдения сроков выплаты заработной платы. Выявлены нарушения сроков выплаты заработной платы в 1335 организациях. К административной ответственности привлечены 197 нанимателей, 1178 должностных лиц организаций. [10, с. 5-6].

В целом в основе реализуемой политики в области оплаты труда лежит сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы. Обеспечивается развитие коллективно-договорного регулирования зарплаты в реальном секторе экономики, расширение прав субъектов хозяйствования в вопросах стимулирования труда работников. Принимаются меры по упрощению практики нормирования средств на оплату труда при отнесении их на затраты. Продолжается работа по совершенствованию нормирования труда в отраслях экономики, а также поэтапному повышению уровня минимальных социальных гарантий в этой области. [7, с. 20].

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 15.06.2006 г.), где предусмотрено:

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  7. международное сотрудничество в решении проблем занятости. [21].

В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. [23].

Итак, изучив состояние рынка труда в Республике Беларусь, можно прийти к следующим выводам:

  • На рынке труда наблюдается временный рост предложения труда, в перспективе – снижение (из-за демографических проблем);
  • Спрос на рынке труда формируется в основном за счет организаций государственной формы собственности, причем около 80% вакансий предназначены для рабочих;
  • Одним из последствий недавнего мирового финансового кризиса явилось изменение взаимосвязи спроса и предложения: если до экономического кризиса спрос превышал предложение, то к концу 2009 года было зарегестрировано большее количество резюме, чем вакансий;
  • На рынке труда РБ наблюдается как территориальный, так и структурный дисбаланс спроса и предложения;
  • Несмотря на низкий уровень официальной безработицы, существует скрытая безработица в сфере формальных и неформальных трудовых отношений, причем разрыв между фактической и официальной безработицей достаточно значителен и составляет около 8%;
  • Система зарплатообразования РБ отличается от аналогичных систем в странах Центральной и Восточной Европы и России и во многом не соответствует международным стандартам и принципам, так как равновесный уровень заработной платы определяется не пересечением кривых спроса и предложения, а обусловлен внешними факторами;
  • Основные принципы политики занятости населения определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 30.05.1991 г.);
  • Основными характеристиками современного рынка труда РБ являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных; невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь

 

 

На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности государственной политики по обеспечению занятости населения и противодействию безработице, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы.

Для преодоления неблагоприятных  тенденций, установившихся на рынке  труда, основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

В целях регулирования  внутренней миграции предусматриваются  меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

В 2011–2020 гг. предусматривается  снижение темпов убыли населения. В  возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

В качестве ресурсной  базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Стратегической целью государственной политики на рынке труда должно быть обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.

Политика занятости  населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.

Предполагается создать  эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста  образовательного и профессионального  уровня работников, формирования действенных  стимулов к высокопроизводительному  труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. [24].

В будущем предполагается также усилить социальной поддержки безработных граждан.

К приоритетным направлениям дальнейшего развития рынка труда РБ следует отнести меры по стимулированию создания новых рабочих мест, включая и общеэкономические, и определяющие спрос на рабочую силу:

  • установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  • расширение прямых бюджетных инвестиций в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  • обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных на рынке труда;

• активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования.

Не менее важны следующие направления деятельности:

  • создание на основе аккумулирования различных источников финансирования системы временных рабочих мест на базе общественных работ, включая перепрофилирование неконкурентоспособных предприятий (по опыту США, Китая, Украины, России);
  • формирование каталога общественных работ с учетом региональной специфики в целях расширения сферы применения и повышения их социального статуса (по опыту Украины);
  • широкое внедрение нетрадиционных форм и видов трудовых отношений (телекомпъютинг, лизинг персонала, аутсорсинг и др.).

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства па рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора.

В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов. Решение данной проблемы предусматривает также комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности субъектов малого бизнеса на основе использования таких инструментов, как льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.

С учетом зарубежного опыта содействия развитию малого предпринимательства представляется необходимой реализация таких мер как:

• создание дополнительных возможностей для развития субъектов малого предпринимательства за счет упрощения механизмов их кредитования и оформления имущества, предоставляемого в качестве залогового обеспечения;

  • снижение процентных ставок по кредитам, выдаваемым малым предприятиям в целях создания производств и новых рабочих мест для социально уязвимых категорий населения;
  • предоставление безработным и занимающимся трудоустройством гражданам права на участие в конкурсах по заявленным бизнес-планам (опыт России и Украины);

• предоставление индивидуальным предпринимателям возможности принимать на работу не только близких родственников, но и граждан, находящихся в отпусках по инициативе нанимателей, па время указанных отпусков. [15, с. 9-12].

В результате влияния финансово-экономического кризиса на рынок труда Беларуси необходимо и осуществление дополнительных мер по противодействию безработице с учетом зарубежного опыта, а именно:

  • разработка отраслевых программ сохранения и создания новых рабочих мест;
  • совершенствование системы подготовки кадров в соответствии с перспективными потребностями экономики; организация профессионального переобучения;
  • создание особых предпринимательских зон в отдельных районах с критической ситуацией на рынке труда на основе введения ряда льгот для предпринимателей;
  • оказание помощи временно незанятому населению в виде различных субсидий, льготных кредитов, предоставления материальных ресурсов для организации собственного дела; стимулирование развития самозанятости граждан, включая ремесленную деятельность и надомный труд;
  • повышение размера пособия по безработице до 60% от бюджета прожиточного минимума для лиц, уволенных по сокращению штатов, 20-40% БПМ - для остальных категорий безработных;
  • переход к расчету уровня общей безработицы по методологии МОТ. [14, c. 49].

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь