Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность основных структурных элементов и явлений рынка труда, а также охарактеризовать его состояние и перспективы дальнейшего развития в Республике Беларусь. Поставленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:
Показать принцип установления равновесия на рынке труда с учетом особенностей формирования спроса и предложения;
Охарактеризовать один из главных элементов рынка труда – заработную плату, а именно: ее сущность, формы, системы;
Проанализировать состояние рынка труда РБ, начиная с периода его формирования и заканчивая текущим периодом;
Раскрыть перспективы дальнейшего развития и совершенствования рынка труда в РБ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы рынка труда…………………………………….
1.1 Спрос, предложение, равновесие……………………………………...
1.2 Заработная плата: сущность, формы, системы……………………….
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Рынок труда.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

На протяжении двух последних лет на рынке труда спрос (количество вакансий) превышал предложение (количество резюме). В сентябре 2008 г. было зафиксировано максимальное превышение спроса над предложением. В ноябре количество вакансий почти сравнялось с количеством резюме, хотя для середины осени (октябрь — ноябрь) всегда был характерен подъем кадрового рынка, количество вакансий значительно превышало количество резюме. А уже в феврале 2009 г. предложение превысило спрос на 29% (рис. Б.4).

Однако структура рынка труда существенно не изменилась. Каждая третья вакансия, т.е. 19% всех имеющихся в службе занятости, - в промышленности; 12,6% - в строительстве; 13,1% - в сельском хозяйстве. [6, с. 76-77].

Государственным сектором экономики предоставлено 61,4% от общей потребности в кадрах, 37,1% вакансий заявлено организациями частной формы собственности, влияние иностранной формы собственности на формирование рынка труда незначительно и составило только 1,5% общей потребности. При этом в большей степени снижение вакансий наблюдается в организациях государственной формы собственности - количество вакансий уменьшилось на 36,5%, в то время как в организациях частной формы собственности - на 24,5%.

Наиболее значительно снизилась заявленная потребность в работниках на транспорте (на 48,5%), в организациях бытового обслуживания населения (на 48,9%), строительства (на 45%), промышленности (на 42%), связи (на 35,5%), жилищно-коммунального хозяйства (на 33,9%), сельского хозяйства (на 33,2%). [8, с. 13].

Еще одной из наиболее существенных проблем в сфере занятости населения является не только структурный, но и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

По состоянию на 1 января 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных. На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработного. При этом отмечалась дифференциация регионов по этому показателю: если по Витебской и Гродненской областям на одну вакансию приходилось 1,9 безработного, по Гомельской области - 1,8 безработного, по Брестской и Могилевской - 1,7 безработного, по Минской области - 1,1 безработного, то по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии.

Спрос на рынке труда Беларуси в большинстве своем ориентирован на рабочие профессии. На 1 декабря 2009 т. нанимателями заявлены сведения о наличии 36,3 тыс. вакансий, из них 69,9% - по рабочим профессиям. При этом 29,7 тыс. вакансий, или 81,8% всех вакансий, находились в городской местности. [8, с. 13].

Самыми профицитными специалистами (предложение превышает спрос) по-прежнему являются юристы, экономисты, дизайнеры и руководители среднего звена. [6, с. 77].

Еще одна серьезная проблема рынка труда Республики  Беларусь – безработица.

Анализ численности безработных в Беларуси в первую очередь предполагает учет трех потоков - численности обратившихся в службу занятости граждан; зарегистрированных в течение года и состоящих на учете на конец отчетного периода. За 1991-2007 гг. параметры этих потоков возросли, но в разной степени. Общая численность обратившихся в службу занятости граждан возросла почти в 10 раз, в том числе обратившихся по вопросам трудоустройства - в 4,87 раза. Соответственно увеличилось число граждан, признанных безработными в течение года, - с 2,4 тыс. чел в 1991 г. до 200,5 тыс. в 2007 г. Удельный вес же безработных, состоящих на учете (и учитываемых при расчете уровня безработицы) в численности лиц, признанных таковыми в течение года, за 1995-2007 гг. снизился почти вдвое: в 1995 г. - 68,4%, в 2007 г. - 16,2%. [12, с. 22-23].

На 2007 г. уровень официальной безработицы в Беларуси составлял 1%.

Особенность структуры официальной безработицы в Беларуси в том, что она характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Женщины доминируют и в структуре длительно безработных. Еще одна особенность безработицы в РБ – высокая доля молодежи в возрасте 16-29 лет в общем составе состоящих на учете безработных. На начало 2010 г. эта доля составила 41,1%. [20, с. 111].

Однако безработица в Беларуси не носит характера долгосрочной, но и этому явлению также присущи свои особенности. Во-первых, она достаточно неравномерно распределена в региональном разрезе. Во-вторых, длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. В-третьих, в 2006 г. принято решение о снятии с учета безработных, которые состоят на учете свыше трех лет, что автоматически приводит к значительному улучшению статистических показателей, а именно к снижению доли безработных со стажем безработицы свыше 1 года и средней продолжительности безработицы,

Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:

  • в сфере формальных трудовых отношений. Ею охвачены занятые работники, а параметры можно оценить по масштабам неполной вынужденной занятости. Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2007 г. 2,53%, причем за 2000-2007 гг. он снизился более чем в два раза;
  • в сфере неформальных трудовых отношений. Данной формой безработицы охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно 800 тыс. чел. в 2007 г.).

Общий уровень безработицы в Беларуси как сумма параметров официальной, скрытой в сфере формальной и неформальной занятости (1+2,53+4,47%) составлял в 2007 г. 8%. [12, с. 22-23].

Несмотря на высокий показатель скрытой безработицы, уровень занятости населения в Беларуси по-прежнему остается высоким и составляет 75,3% численности трудовых ресурсов, в то время как в целом по ЕС - 67,3%: Германии -69,8; Великобритании – 74,3; Швеции - 71,1: Польше – 72,1; странах Балтии - 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией целенаправленных мер государственной политики по обеспечению занятости населения, предусматривающих стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку и переподготовку незанятых граждан и др. [16].

Сегодня ситуация на рынке труда республики более-менее стабильная. Уровень безработицы на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах. На 1 июля 2009 года он составил 0,9 % к численности экономически активного населения, что на 0,2-0,3 процентного пункта ниже предусмотренного прогнозом на нынешний год (рис. Б.5).

Однако в результате экономического кризиса явление безработицы приобрело еще более выраженный характер. Большинство компаний, работающих на белорусском рынке, столкнулось с необходимостью сократить затраты на персонал. Некоторые вынуждены принимать более радикальные решения: снижать заработные платы либо увольнять сотрудников. Многие работники были отправлены в административные отпуска или работали по принципу неполной занятости (рис. Б.6).

Несмотря на положительную, на первый взгляд, официальную статистику по безработице (в 2009 г. процент безработных от экономически активного населения составлял 0,9%), число людей, активно занимающихся поиском работы, значительно возросло, что косвенно подтверждает рост безработицы. Какие факторы в первую очередь спровоцировали перенасыщенность рынка труда кандидатами, ищущими работу?

Во-первых, согласно данным специального исследования только 49% компаний полностью индексировало зарплату сотрудникам после девальвации, а 51% предприятий снизил уровень оплаты труда по сравнению с декабрем прошлого года. Учитывая тот факт, что белорусы за последние пять лет привыкли к росту заработка, падение уровня дохода спровоцировало их недовольство, а у менее лояльных сотрудников вызвало желание заняться поиском новой работы с более высоким уровнем оплаты труда. Отметим также рост числа компаний, которые для снижения издержек и оптимизации организационной структуры сегодня вынуждены сокращать персонал.

Во-вторых, многие компании находятся в ожидании дальнейшего развития ситуации с кризисом, девальвацией и либерализацией экономики и поэтому не спешат предпринимать активных действий по отношению к персоналу. Если в 2008 году 68% компаний, участвовавших в опросе консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», планировали увеличить количество сотрудников своей компании, то в начале 2009 года число организаций, готовых расширять штат, составило лишь 17%. Соответственно, выросло количество компаний, не планирующих изменять численность сотрудников: с 25% в 2008 году до 48% в 2009 году. [6, с. 76-77].

В настоящее время сложно сделать достоверный прогноз о том, как будет меняться кадровый рынок. Ясно одно: любое изменение в экономике оказывает непосредственное влияние на рынок труда. Очевидно, что в будущем это будет рынок, где условия диктуют работодатели, а не соискатели.

Но не только состояние экономики влияет на рынок труда, но и состояние самого рынка труда в свою очередь оказывает влияние на общее состояние в экономике страны. В докладе МОТ отмечается, что глобальный кризис занятости еще не миновал. Поэтому крайне важно постараться избежать стратегий преждевременного свертывания стимулирующих мер. Одним словом, пока продолжается кризис занятости, перспективы восстановления экономики будут оставаться ненадежными и неясными. Ее реальное восстановление станет возможным только тогда, когда восстановиться занятость. [11, с. 12].

Основным системообразующим элементом  в модели рынка труда является заработная плата.

В настоящее время в Республике Беларусь восстановлена определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, связанные с необходимостью повышения стимулирующей и воспроизводственной функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциации и уравнительности.

Для сферы зарплатообразования в Беларуси характерны следующие тенденции:

  • появление «ценовой» конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;
  • наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;
  • высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной защиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
  • постоянное повышение заработной платы в экономике Беларуси.

В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России. [12, с. 19].

К наиболее важным факторам, обусловливающим зарплатообразования в Республике Беларусь, правомерно отнести:

  1. результаты экономической деятельности организации и положение отрасли;
  2. административные усилия государства по повышению среднемесячной заработной платы, поскольку рост заработной платы входит в перечень основных показателей социально-экономического развития, директивно устанавливаемых органами власти и осуществляющих контроль ее выполнения;

3) рост индекса потребительских цен, инфляция;

4) надтарифную часть оплаты труда.

Отмеченные факторы формирования цены труда на рынке труда Республики Беларусь не соответствуют стандартной модели конкурентного рынка труда, согласно которой величина заработной платы не должна зависеть от финансово-экономического состояния конкретной организации. Это положение - одно из основных в классической экономике труда.

Белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В ней тарифная часть заработной платы (до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами. Но в их числе не пересечение кривых совокупного спроса и предложения труда, а результат административных решений и ETC.

Обозначенные закономерности следует учесть при формировании перспективной модели развития рынка труда в Республике Беларусь. Развитие инновационной экономики актуализирует необходимость адекватных изменений в оплате труда, поскольку экономика этого типа формирует принципиально иную экономическую и институциональную среду зарплатообразования - заинтересовывающую в инвестициях в человеческий капитал, увеличивающую отдачу от образования и квалификации и т.д. [12, с. 20-21].

Обеспечивая эффективную занятость, мы исходим из той естественной логики, что каждый человек, где бы он ни жил, должен иметь возможность работать и зарабатывать, реализовывать свои жизненные планы. Последовательное осуществление на практике этого постулата является основной формой государственной защиты достоинства человека, гарантией социальной стабильности в государстве.

В данной связи оплата труда служит не только основным источником благосостояния граждан, но и составляет экономическую основу для формирования доходов бюджета, средств на выплату пенсий, пособий, иных социальных трансфертов.

За три года этой пятилетки среднемесячная заработная плата работников в Беларуси увеличилась в 1,9 раза, а ее реальное содержание - в 1,4 раза. В бюджетной сфере заработная плата увеличилась соответственно в 2,1 и 1,5 раза.

В первом полугодии 2009 года номинальная    среднемесячная заработная плата в республике увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 17 % и составила 957,2 тыс. рублей, в том числе в июне - 1014,8 тыс. рублей (рис. Б.7).

В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла на 12,2 % и составила 761,9 тыс. рублей, в том числе в июне - 820,7 тыс. рублей. [7, с. 19-20].

Экономическая ситуация в республике, сложившаяся в 2009 году, коренным образом изменила политику и задачи в области оплаты труда, которые были направлены на сдерживание темпа роста заработной платы работников государственного сектора экономики. Тарифная ставка первого разряда в размере 77,0 тыс. руб. для оплаты труда работников бюджетной сферы в 2009 году не повышалась.

В этой ситуации номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по республике увеличилась только на 12,6% и составила 998,3 тыс. рублей, в бюджетном секторе экономики - 8,3% и составила 773 тыс. рублей. При этом реальная заработная плата по республике составила 99,6%, по бюджетному сектору экономики - 95,8%. [10, с. 5-6].

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб. (рис. Б.8).

В бюджетной  сфере среднемесячная заработная плата  за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь