Рынок труда Беларуси 2000-2011

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП. Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические основы рынка труда 5
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда 5
1.2 Основные элементы рынка труда 6
1.3 Механизм функционирования рынка труда 9
1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза 10
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. 13
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь 13
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь 16
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь 18
3. Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 22
3.1 Обеспечение эффективной занятости 22
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных 25
3.3 Реформирование системы оплаты труда 26
3.4 Стимулирование повышения качества труда 28
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 337.63 Кб (Скачать)

Однако следует  отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых,  низкое пособие по безработице (в марте 2011 г. - 61,6 тыс. рублей, или 19,9% бюджета прожиточного минимума (порога выживания) в среднем на душу населения, установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

Беларусь пока не перешла на методологию Международной организация труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2009 года сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%. [16, c.30]

Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в  неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны.  К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

Таким образом, нужно отметить, что  сегодня уровень занятости населения  в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.  

 

2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

 

Заработная  плата является одним из показателей  обеспечения достойного уровня жизни  граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2010 гг. в номинальном выражении в белорусских рублях  и в пересчете на доллары США.

Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – уменьшилась на 0,2%. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 9,1%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – на 4,2%. [11, c.130]

В октябре по сравнению с сентябрем 2011 года в Беларуси реальная зарплата (рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) уменьшилась на 5,2%.

За январь-октябрь 2011 года по сравнению с таким же прошлогодним периодом реальная зарплата увеличилась на 5,9%.

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в Беларуси в январе-октябре 2011 года составила 1 млн. 780,6 тыс. рублей, в том числе в октябре — 2 млн. 318 тыс. и по сравнению с сентябрем 2011 года увеличилась на 2,6%, или на 57,9 тыс. рублей.

На промышленных предприятиях средняя зарплата в  октябре 2011 года составила 2 млн. 634,3 тыс. рублей, в строительных организациях — 2 млн. 474,3 тыс., в организациях транспорта и связи — 2 млн. 503,9 тыс., сельского  хозяйства, охоты и лесного хозяйства  — 1 млн. 634,1 тыс., в учреждениях здравоохранения  и предоставления социальных услуг  — 1 млн. 942,3 тыс. рублей. Средняя зарплата врачей составила 3 млн. 125,2 тыс., среднего медицинского персонала — 1 млн. 897,8 тыс. рублей. В учреждениях образования  средняя зарплата составила 1 млн. 861,7 тыс. рублей, в том числе учителей — 2 млн. 166,3 тыс., профессорско-преподавательского состава — 3 млн. 81,6 тыс. рублей.

Максимальный  размер средней зарплаты в октябре  по отдельным отраслям был зафиксирован в сфере финансовой деятельности — 3 млн. 608 тыс. рублей, минимальный  — у работников гостиниц и ресторанов (1 млн. 626 тыс.).

В настоящее  время имеет место отраслевая диспропорциональность заработной платы, что свидетельствует об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям (Приложение Б, рис. Б.2) Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

Размеры минимальной заработной платы (месячной) в Беларуси в августе 2011 года составляет 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей. Размеры МЗП  устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между ее размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума). Нужно отметить, что начиная с 2004 г., восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой (128,9 тыс. руб.) и БПМ (125,7 тыс. руб.) Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены. [18]

 

2.3 Роль государства в  регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

Неспособность рынка труда при несовершенном  его типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  5. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  6. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижение потребности  населения в рабочих местах и  так далее. [17, c.228]

В Республике Беларусь последовательно и целенаправленно реализуется политика обеспечения занятости населения, направленная на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств и новых рабочих мест; снижение безработицы. Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Приоритетное внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 - январе-сентябре 2010г. выполнены. [12, c.12]

Для нейтрализации последствий  мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.

В целях содействия занятости населения  было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.[13, c.8]

Одно из главных направлений  противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009-2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования переселения  семей безработных на повое место  жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти- до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

Немаловажное значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

Важной мерой защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр  системы организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда  и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. [19, с.6]

Результатом реализации всех названных мер стало:

  1. обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);
  2. оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 процента);
  3. направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них  8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;
  4. трудоустройство 1,4 тыс.  безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите  на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);
  5. организация  адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 процента);
  6. оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  процента). [18]

Как видно из вышесказанного, правительство  активно занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом.

 

Информация о работе Рынок труда Беларуси 2000-2011