Рынок ценных бумаг. Норма процента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой работы является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг.
Второй целью работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……….…………………………………………………………3
1РЫНОК ЦЕНЫХ БУМАГ. ……………………………………..…
1.1 Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг ................
1.2 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка…
1.3 Норма процента …………..........................................................
2 ОЦЕНКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ……………………
2.1 История рынка ценных бумаг в России…………………………
2.2 Виды ценных бумаг, их классификационная характеристика….
2.3 Регулирование рынка ценных бумаг
2.4 Современная оценка рынка ценных бумаг в России
3 МЕРОПРИЯТИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
(ИЗМЕНЕНИЯ)
3.1 Прогноз развития рынка ценных бумаг в 2013г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Микроэкономике.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

 

    В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:

1. Участники  рынка:

· 2400 коммерческих банков,

· Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),

· Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),

· 60 фондовых бирж,

· 660 институциональных фондов

· более 550 негосударственных пенсионных фондов

· более 3000 страховых компаний

· саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

2. Объемы рынка

Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:

·   долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);

·   государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;

·   долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);

·   внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);

·   казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).   

3. Рынок частных ценных бумаг:

· эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);

· эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);

· эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);

· эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);

· облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

Качественные характеристики.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

· небольшими объемами и не ликвидностью;

· "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

· неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;

· раздробленной системой государственного регулирования;

· отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

· высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

· значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;

· крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;

· отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;

· инвестиционным кризисом;

· отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

· агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

· высокой долей спекулятивного оборота;

· расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

 

2.1 История рынка ценных бумаг в России

 

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы - крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие - нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать «ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних без инфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выпуск  государственных ценных бумаг  в целях финансирования дефицита  государственного бюджета - государственных  краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций  федерального займа (ОФЗ), облигаций  государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2. Реструктуризация  внутреннего валютного долга - выпуск  облигаций внутреннего валютного  займа (ОВВЗ);

3. Связывание  части свободных денежных средств  на основе денежной приватизации.

Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

 

2.2 Виды ценных бумаг. Их классификационная характеристика

 

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ценных бумаг) и эмитента (того, кто выпускает ценные бумаги).

В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бумажных бланках – бумажные ценные бумаги, с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учета, а также на счетах, ведущихся на различных носителях информации, то есть имеют безбумажную (безналичную) форму. Безналичная форма выпуска ценные бумаги гарантирует владельцу защиту ценной бумаги от подделки и максимальную ликвидность, т. е. возможность продать или купить с минимальными издержками и быстро оформить сделку.

Документарные ценные бумаги – форма ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарные ценные бумаги – форма ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

На основании различий в правах владельца ценных бумаг при совершении операций с ними ценные бумаги делятся на именные, ордерные и на предъявителя.

Именной ценной бумагой признается документ, выписанный на имя конкретного лица, который только и может осуществить выраженное в нем право. Такие ценные бумаги обычно могут переходить к другим лицам, но это связано с выполнением целого ряда формальностей и специально усложненных процедур, что делает этот вид ценных бумаг малооборотоспособным.

Ордерная ценная бумага составляется на имя первого держателя с оговоркой "по его приказу". Соответственно, ордерная бумага передается другому лицу путем совершения передаточной надписи. Ордерными бумагами по российскому законодательству могут быть чек, вексель, коносамент.

Предъявительской ценной бумагой является такая ценная бумага, в которой не указывается конкретное лицо, которому следует произвести исполнение. Лицом, уполномоченным на осуществление выраженного в такой ценной бумаге права, является любой держатель ценной бумаги, который лишь должен ее предъявить. Указанный вид ценной бумаги обладает повышенной оборото способностью, так как для передачи другому лицу прав, удостоверяемых ценной бумагой, достаточно простого ее вручения этому лицу и не требуется выполнения каких-либо формальностей. Примерами такого рода ценных бумаг являются государственные облигации, банковские сберегательные книжки на предъявителя, приватизационные чеки и т.д.

Информация о работе Рынок ценных бумаг. Норма процента