Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Стимулирование становления и развития рынка ценных бумаг может осуществляться организационными, экономическими и правовыми методами. Особенности белорусского фондового рынка.

Файлы: 1 файл

рынок цб.docx

— 23.95 Кб (Скачать)

Белорусский рынок ценных бумаг находится в стадии становления и развития и не может обойтись без эффективного государственного регулирования. В настоящее время существует проблема в том, чтобы определить наиболее оптимальный круг компетентных органов, правомочных оказывать эффективное регулирующее воздействие на рынок ценных бумаг. Регулированию подлежат процессы выпуска и движения, количественные и качественные показатели среды обращения, круг участников рынка ценных бумаг. 
 
Государственными органами Республики Беларусь, осуществляющими регулирование рынка ценных бумаг, являются: 
 
1. Совет Министров Республики Беларусь, который издает законодательные и нормативные акты по ценным бумагам и регламентирует работу подведомственных министерств и ведомств в этой области (определение функций, распределение обязанностей и др.). 
 
2. Министерство финансов Республики Беларусь регулирует выпуск, обращение и погашение государственных ценных бумаг (ГКО, ДГО, ГДО). 
 
3. Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь осуществляет: 
 
- регулирование выпуска, обращения, погашения корпоративных ценных бумаг; 
 
- устаноатение требований к участникам рынка ценных бумаг, фондовым биржам, депозитариям, регистраторам, их лицензирование; 
 
- установление квот на ввоз и вывоз ценных бумаг иностранных эмитентов; 
 
- определение порядка допуска к обращению на территорию республики ценных бумаг иностранных эмитентов. 
 
4. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь регулирует: 
 
- государственные ценные бумаги (чеки «Имущество»); 
 
- разгосударствление и приватизацию госсобственности; 
 
- управление пакетами акций, принадлежащих государству. 
 
5. Национальный банк Республики Беларусь занимается: 
 
- государственными ценными бумагами (ГКО, ДГО, ГДО); 
 
- ценными бумагами Национального банка; 
 
- банковскими векселями; 
 
- депозитными и сберегательными сертификатами; 
 
- выпуском банками корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); 
 
- регулированием операций банков с ценными бумагами; 
 
- установлением требований к участникам первичного размещения, участникам биржевой торговли государственными и ценными бумагами Национального банка; 
 
- установлением квот на ввоз и вывоз ценных бумаг иностранных эмитентов. 
 
Регулирование деятельности рынка ценных бумаг должно осуществляться определенными методами. В условиях становления и развития рыночных отношений логично предположить, что основополагающим принципом деятельности государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг должно стать преобладание экономических методов. Составными элементами такого регулирования, на мой взгляд, должны быть действия, обеспечивающие: 
 
- определение единой государственной политики, направленной на формирование цивилизованного рынка ценных бумаг; 
 
- внесение изменений и дополнений в действующий Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», принятие пакета подзаконных актов, детально регламентирующих отношения на рынке ценных бумаг; [22] 
 
- определение реальной емкости белорусского рынка на предмет определения необходимого количества обращения на нем ценных бумаг; 
 
- упорядочение сети коммерческих банков на рынке ценных бумаг; 
 
- определение оптимального количества фондовых бирж в целом и рациональное рассредоточение их по территории республики; 
 
- расширение перечня ценных бумаг как потенциальных и реальных объектов рыночного оборота; 
 
- введение институтов хранения и страхования ценных бумаг; 
 
- создание условий для развития здоровой конкуренции между участниками рынка ценных бумаг. 
 
Стимулирование становления и развития рынка ценных бумаг может осуществляться организационными, экономическими и правовыми методами. К организационным относятся информационное, пропагандистское, инновационное и кадровое обеспечение данного рынка, т.е. фактически создание инфраструктуры последнего. Экономическое стимулирование сопряжено с решением вопросов ценообразования и налогообложения. Это могут быть и косвенные методы в виде изменения учетной ставки, варьирования нормой обязательного резерва и операции с ценными бумагами на открытом рынке (дополнительная эмиссия, интервенция бумаг на рынок и т.д.). 
 
В настоящее время в Республике Беларусь назрела необходимость в создании собственной модели развития рынка ценных бумаг. При этом надо иметь в виду, что в сложившихся условиях нельзя слепо копировать чужой опыт. Рынок ценных бумаг республики должен развиваться с учетом как положительного опыта зарубежных стран (в том числе имевших одинаковые стартовые условия), так и глубокого анализа возможных негативных последствий. 
 
В последние годы все больше внимания уделяется рынку ценных бумаг России, который, по мнению некоторых экономистов, должен стать образцом для развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь. При этом зачастую не учитывается, что российский финансовый рынок имеет свою специфику и отличается во многом от белорусского большей емкостью, маневром, более сильной защищенностью своей денежной единицы и возможностью поддержания ее на достаточно высоком уровне. К тому же действующее в России законодательство в области бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики во многом ушло вперед. Экономика этой страны в большей степени насыщена финансовыми институтами. Выше и подготовленность кадров, работающих в сфере кредита и финансов. 
 
 Для создания эффективного рынка ценных бумаг, в том числе государственных, по моему мнению, необходимо: 
 
- активизировать работу органов государственного управления по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на дальнейшее развитие в республике финансового и фондового рынков. Это позволит полнее задействовать ценные бумаги, используя свободные средства юридических и физических лиц в производственной сфере, а в случае государственных ценных бумаг - для финансирования дефицита государственного бюджета; 
 
- для дальнейшего развития первичного и вторичного рынка кратко- и долгосрочных государственных ценных бумаг более четко разграничить права и ответственность в этих вопросах Министерства финансов и Национального банка. Последнему должна принадлежать ведущая роль при формировании государственной политики в области регулирования деятельности банковских и других структур, работающих на финансовом и фондовом рынках ценных бумаг, с целью реализации одной из главных задач денежно-кредитной политики — регулирования денежного рынка Республики Беларусь; 
 
- разработать экономический механизм, позволяющий повысить инвестиционную активность банков и других финансовых институтов, работающих на рынке ценных бумаг, через предоставление более широких прав и гарантий по защите их от возможных рисков; 
 
- обеспечить совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, включая использование электронных систем связи и создание двухуровневой депозитарной системы. Это позволит во многом ускорить движение государственных ценных бумаг, оперативно получать информацию от межбанковской валютной биржи и депозитариев об инвесторах в разрезе каждого выпуска ценных бумаг, объемах совершаемых с ними операций, а также организовать контроль за проводимыми банками операциями.

2.2.   Особенности белорусского фондового рынка

 
 
 
Фондовый рынок представляет собой  процесс движения капиталов в  виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и  т.д.). Фондовый рынок находится в  тесной взаимосвязи с денежно-кредитной  и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка  зависит и привлекательность  инвестиционного климата любого государства. Уставный капитал биржи составляет $4,3млн., собственный капитал - $9,1 млн. Данные по состоянию на 01.01.10 г. [23]  
 
БВФБ включает в себя три секции:  
 
1.     Валютная  
 
2.     Фондовая  
 
3.     Секция срочного рынка.  
 
Инструменты      Валютной  секции:  
 
·       допущенные к торгам на бирже, через отдельные лицевые счета Нац банка (USD/BYR, RUB/BYR, EUR/BYR, UAH/BYR);  
 
·       допущенные к торгам на бирже, расчёты по которым осуществляются между участниками биржи самостоятельно (AUD/BYR, GBP/BYR, DKK/BYR, ISK/BYR, CAD/BYR, LVL/BYR, LTL/BYR, NOK/BYR, PLN/BYR, SEK/BYR,       CHF/BYR, EEK/BYR,         JPY/BYR). Доступ      к       этой          секции       имеют      только      БАНКИ. 
Инструменты      Фондовой секции 
 
 
·       игосударственные ценные бумаги (на сегодня это ГДО) 
 
 
·       не государственные ценные бумаги (облигации банков и муниципальных займов, незначительный процент составляют облигации юридических лиц и акции).   
 
Финансовые инструменты секции срочного рынка: 
 
·       фьючерс EUR/USD  
 
·       фьючерс RUR  
 
·       фьючерс USD  
 
·        фьючерс EUR 
Доступ к этой секции так же имеют только БАНКИ. 
 
Несмотря на то что фондовый рынок входит в состав БВФБ, он имеет как страничку на сайте БВФБ, так и свою отдельную информационную систему, которая предоставляет намного более развёрнутую информацию. 
Общий объём торгов всех инструментов за 2009 год составил $29 167 млн, в том          числе: 
 
·       $14 098 млн (или примерно 48%) по операциям с иностранной валютой  
 
·       $0,12 млн (или примерно 0,04%) фьючерсные контракты  
 
·   $15 057млн   (или примерно 52%) фондовый рынок, из него: 
 
Ø   государственные бумаги Минфина РБ $13 727 млн(или около 91% всего фондового рынка)  
 
Ø   не государственные ценные бумаги $1 330 млн(или около 9% всего фондового рынка) - из них акции субъектов хозяйствования $44 млн, облигации субъектов хозяйствования $1 282 млн, облигации местных займов $3,5 млн.  
 
В 2009 году сделки на фондовом рынке впервые за всё время существования БВФБ превысили по объёму сделки на валютном рынке, правда произошло это за счёт государственных бумаг, а точнее за счёт всем известной крупной продажи государством БПС-Банка российскому Сбербанку. 
 
На валютной площадке основным игроком является Национальный банк РБ, через ежедневные интервенции он регулирует курсы валют. По итогам торгового дня можно видеть количество предложений и количество спроса на ту или иную валюты, разницу между ними как правило покрывает Нац банк страны из своих резервов: при превышении спроса над предложением. Если же предложение превышает спрос - Нац банк может выступать в роли покупателя излишнего количества валюты, но это не обязательно. В зависимости от соотношения спроса и предложения формируется курс белорусского рубля к иностранным валютам. Курс, сложившийся на бирже по итогам дня (валютообменные операции совершаются до 16-00 по МСК) будет являться официальным курсом Нац банка на завтрашний день. На сегодняшний день фондовый рынок в Беларуси с 1998 года так и остаётся в зачаточном состоянии, наблюдался даже регресс в его развитии. Ситуация была связана с жёстким регулированием и вмешательством государства в экономику страны в целом, и финансовую область в частности. В 90-е годы в Беларуси практически все граждане получили от государства чеки "Жильё" и чеки "Имущество".  
Чеки "Жильё" можно было направить на приватизацию квартир и домов, в которых проживали граждане, либо на погашение части стоимости строительства новых квартир и домов, что и было сделано. Чеки "Имущество", по замыслу государства, должны были стимулировать развитие фондового рынка в стране, так как их можно было обменять на акции белорусских предприятий, но не всех, а лишь только тех, список которых утвердило правительство. Вначале граждане начали активно обменивать чеки на акции, появлялись компании (в основном с российским капиталом), которые аккумулировали у себя чеки, чтобы выкупать целые предприятия или контрольные пакеты предприятий. Но государство на корню зарубило свои же начинания по развитию рынка. Были введены ограничения на отчуждения акций, затем был введён институт "золотой акции" (в общих словах: государство могло в любой момент вмешиваться в управление предприятием), существовал 40%-й налог на доходы по акциям и т.д. В результате рынок заглох, так и не устоявшись. 
 
Механизм функционирования фондового рынка Беларуси: 
 
1.     Сделки с ценными бумагами заключаются в электронной торговой системе с возможностью удаленного доступа. Для участников торгов предусмотрена возможность заключать различные виды сделок, структурированных по форме расчетов, и заключать их различными способами. 
Рынок государственных ценных бумаг работает в режимах ”до погашения“ (”непрерывный двойной аукцион“), ”РЕПО (фиксированное ценообразование)“, ”простой аукцион“ и ”простой аукцион РЕПО“. 
 
2.      Рынок корпоративных и муниципальных ценных бумаг функционирует в режимах: ”непрерывный двойной аукцион“, ”РЕПО (свободное ценообразование)“, ”дискретный аукцион“, ”форвардные сделки“, ”простой      аукцион“. 
 
3.     Эмитентами ценных бумаг на фондовом рынке Беларуси в основном являются банки. Учитывая ограничения по доступу к эмиссии ценных бумаг (чистые активы в 1 млн евро) - для остальных субъектов хозяйствования это очень высокая планка и такая структура рынка вполне ожидаема. 
Пока будет существовать данное ограничение, а также акции крупных предприятий будут находиться в руках государства - фондовый рынок в Беларуси не будет являться привлекательным для вложения, как внутренних так и внешних инвесторов. Да и выбор в самих инструментах на сегодняшний день крайне узок - либо облигации, либо акции. Причём приобрести акции пока не реально - так как они в основном сосредоточены в руках государства и фактически выведены из оборота. 
 
В 2010 году продолжаются попытки (начатые в 2008) реанимировать фондовый рынок в Беларуси и придать ему новый виток развития.  
 
1.   Для этого сделаны следующие шаги (некоторые ещё в 2008 году): 
Ставка налога на доходы от операций с акциями снижена до 12% (ставка налог   на     прибыль     в       стране       составляет 24%). 
 
2.   Отменён институт "золотой акции", по которому государство имело безоговорочное право вмешиваться в управление предприятием. 
 
3.   Происходит поэтапная отмена ограничений в отношении акций, которые граждане приобрели в обмен на чеки "Имущество", либо на льготных      условиях. 
 
4.   Снят мораторий на отчуждение акций части предприятий, на которые он был введён ранее. Окончательное снятие ограничений на движение акций в РБ должно быть произведено к январю 2011 года. 
 
5.   Освобождены от налога доходы юридических и физических лиц, получаемых от         операций   с       корпоративными         облигациями. 
 
6.   Разрешён выпуск биржевых облигаций (они не проходят обязательную регистрацию         в       департаменте      по    ценным     бумагам). 
 
7.   Разрешено приобретение акций физическим лицам (через брокера на БВФБ). Доступ на валютный и фьючерсный рынок имеют ТОЛЬКО банки. 
 
8.   Готовится принятие нового закона о ценных бумагах, направленного на стимулирование  развития   данного     рынка. Важный момент закона - в нём будет прописан чёткий механизм создания, функционирования и ликвидации инвестиционных фондов (как в форме ОАО, так и в виде паевых фондов). Проект закона планируется внести в правительство в мае 2010 года, а в сентябре он должен поступить в Палату представителей. 
 
9.   Готовятся условия для оживления сектора IPO. 
 
Что мешает развитию фондового рынка в Беларуси:  
 
1.     Запутанность законов и подзаконных актов, иногда противоречащих друг  другу. 
 
2.     Отсутствие различных финансовых институтов (ПИФы, хедж-фоды и т.д.) и (пока) законодательной базы для их возникновения.  
 
3.     Превалирование государственного сектора в экономике, зачастую управляемого старыми командно-административными методами. 
 
4.     Чрезмерно жёсткие условия для выпуска ценных бумаг (например, для выпуска своих облигаций в обращение юридическое лицо должно иметь у себя чистые активы стоимостью не менее 1 млн евро, и не иметь отрицательного финансового результата от основного вида деятельности). 
 
5.     Отсутствие гарантий и чётких, стабильных правил работы (в виде законодательной         базы)         для   иностранных      инвесторов. 
 
6.     Отсутствие механизма для создания биржей собственного индекса, позволяющего судить о состоянии национальной экономики. 
 
7.     Основные флагманы белорусской экономики являются государственными предприятиями (два нефтяных завода, калийная компания, МАЗ, МТЗ и т.д.). Основная часть акций этих предприятий находится в руках государства (около 72,5% всех АО принадлежит государству) - уже всем известно, что руководство Беларуси не спешит расставаться со своими активами. Такая ситуация   практически        парализует          рынок        акций. 
 
8.     Отсутствие условий в стране для обращения на фондовом рынке других инструментов:     векселей,   опционов   и      т.д. 
 
9.     Недостаточная финансовая образованность граждан страны. 
 
Принятое решение правительства РБ в 2008 году "о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев", лишь в 2009 году нашло закрепление в нормативных документах Минфина. Это привело к заключению сделок с акциями порядка 200 компаний в последний год. До этого отношение биржевого и внебиржевого рынка составляло 1% к 99%. Такое соотношение не позволяло рассчитать рыночные цены акций, так как они рассчитываются только на биржевом рынке. После изменения ситуации удалось рассчитать рыночные цены акций, которые прошли через биржевой рынок. В некоторых случаях оказалось, что рыночная цена акций превышала их номинальную и даже балансовую стоимость, что позволяет говорить о достаточно высоком потенциале некоторых белорусских предприятий, так как можно сделать вывод, что есть инвесторы, которые оценивают их достаточно высоко. Кроме того расчёт рыночной стоимости акции позволил самим АО увидеть, что при проведении дополнительных эмиссии акций они могут привлечь больше средств за счёт размещения этих акций на бирже по рыночной цене.


Информация о работе Рынок ценных бумаг