Рынок ценных бумаг. Норма процента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой работы является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг.
Второй целью работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……….…………………………………………………………3
1РЫНОК ЦЕНЫХ БУМАГ. ……………………………………..…
1.1 Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг ................
1.2 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка…
1.3 Норма процента …………..........................................................
2 ОЦЕНКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ……………………
2.1 История рынка ценных бумаг в России…………………………
2.2 Виды ценных бумаг, их классификационная характеристика….
2.3 Регулирование рынка ценных бумаг
2.4 Современная оценка рынка ценных бумаг в России
3 МЕРОПРИЯТИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
(ИЗМЕНЕНИЯ)
3.1 Прогноз развития рынка ценных бумаг в 2013г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Микроэкономике.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

  • регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
  • регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т.д.) функции и действия;
  • правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная база деятельности фондового рынка;
  • этика рынка ценных бумаг.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

  1. Идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
  2. Стимулирующая функция (создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые секторы экономики).
  3. Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
  4. Контрольная и надзорная функции (контроль за экономической безопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм).
  5. Арбитражная функция (разрешение споров между участниками рынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:

  • является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральной муниципальной власти;
  • является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
  • выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.

Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг: 

Первый вариант - регулирование фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.

Второй вариант - максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Высшие органы власти - Государственная Дума, Президент, Правительство;

Государственные органы министерского уровня - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный страховой надзор.

ФКЦБ имеет следующие основные полномочия:

1.Идеология  и координация

  • разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
  • координирует деятельность других государственных органов на рынке ценных бумаг.

2.Установление  правил

  • устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции: учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

3.Лицензирование, аттестация и регистрация

  • лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг и специализированные организации на нем;
  • регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

4.Контроль  и надзор

  • контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов; по вопросам выпуска ценных бумаг;
  • направляет им обязательные предписания.

5.Информационное  раскрытие,;

  • обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынке ценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

6.Образование  и исследования

  • устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • содействует развитию образования и организует исследования в этой области.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государственымным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных - на федеральном уровне ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их первичное размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в обще банковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.

Рыночное регулирование - настройка процесса движения фондового капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.

Рыночное регулирование тесно связано с рыночным надзором, основным смыслом организации которого является поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка. Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимости общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер для предотвращения манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

  • осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимой активности на рынке;
  • сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
  • сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данного вида, позволяя им диктовать свои цены;
  • тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • использование «утечки информации» о ценных бумагах;
  • пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
  • вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
  • «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
  • игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
  • продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
  • изменение цен закрытия в свою пользу.

Инсайдерской информацией является информация, недоступная широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:

  • честность и справедливость;
  • надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
  • получение информации о клиентах;
  • предоставление информации клиентам;
  • регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынка в результате объективных и субъективных обстоятельств (например, финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Информация о работе Рынок ценных бумаг. Норма процента