Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является
Цель моей работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить основные преимущества и недостатки рыночного и планового ценообразования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования………………………..5
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике............................................................................................................5
1.2. Принципы и подходы ценообразования …………………………...........6
1.2.1. Научная обоснованность цен…………………………………………...6
1.2.2. Принцип целевой направленности цен………………………………...6
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования…………………6
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен……………………………………………………………….6
1.3. Влияние государства на процесс ценообразования………………………………………………………………..7
Глава 2. Ценообразование: рыночное и плановое. Сущность, различия…………………................................................................................10
2.1. Сущность рыночного ценообразования……………………………......10
2.2. Основные аспекты планового ценообразования……………………….14
2.3. Основные отличия рыночного и планового ценообразования.........…18
Практическое задание………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………….…………………...20
Список использованной литературы………………………….….………....22

Файлы: 1 файл

Тимофеев Курсовая.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

государственное автономное учреждение

среднего профессионального  образования Калининградской области

«Колледж сервиса  и туризма»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика отрасли»

Тема: «Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

Специальность: «Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта»

Группа : «ТО1-09»

Тимофеев Алексей Александрович

Проверил руководитель:

Шипшинскене Валентина Ивановна

Оценка защиты: «      » ______________

 

 

 

 

Калининград

2013

государственное автономное учреждение

среднего  профессионального образования 

Калининградской области 

“Колледж  сервиса и туризма”

 

Рассмотрено на заседании  ПЦК

общепрофессиональных дисциплин     

Протокол №_________от____________201  г 

Председатель ПЦК__________ А.А. Колганова                                                                         

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР

_________Н.Н. Мясникова

        «___»________201  г.


Задание

для курсовой работы по предмету «Экономика отрасли»

По специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Студенту группы ТО1-09   Тимофееву А.А.

Тема курсовой работы:  «Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки.»

Для выполнения курсовой работы на указанную тему должны быть раскрыты следующие вопросы:

 

1. Основные понятия цены и ценообразования.

2. Ценообразование: рыночное  и плановое. Сущность, различия.

Практическое задание: Провести сравнительный анализ рыночного и планового ценообразования.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Чуев И.Н. Экономика предприятия. – М., 2009.
  2. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) : учебник. М. : КНОРУС, 2011.
  3. Муравьёва Т.В. Экономика фирмы. - М: Мастерство, 2010.
  4. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М. : ЮНИТИ, 2009.

 

Дата выдачи «___»______________2013г.

Срок окончания «___»______________2013г.

Руководитель курсовой работы________________ / Шипшинскене В.И. /

С заданием ознакомлен(а):______________ / Тимофеев А.А. /

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4 
Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования………………………..5 
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике............................................................................................................5 
1.2. Принципы и подходы ценообразования …………………………...........6 
1.2.1. Научная обоснованность цен…………………………………………...6 
1.2.2. Принцип целевой направленности цен………………………………...6 
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования…………………6 
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен……………………………………………………………….6 
1.3. Влияние государства на процесс ценообразования………………………………………………………………..7 
Глава 2. Ценообразование: рыночное и плановое. Сущность, различия…………………................................................................................10 
2.1. Сущность рыночного ценообразования……………………………......10 
2.2. Основные аспекты планового ценообразования……………………….14 
2.3. Основные отличия рыночного и планового ценообразования.........…18

Практическое задание………………………………………………………...19 
Заключение……………………………………………….…………………...20 
Список использованной литературы………………………….….………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Я не считаю, что доходы от перехода на рыночное ценообразование с нашими ближайшими соседями могут нанести  какой-то ущерб нашей политике на постсоветском пространстве. Более  того, уверен, что как раз наоборот, это поможет решать наши внешнеполитические задачи и цели. 
             В.В. Путин 

Актуальность темы. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению и реализации товаров. 
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. 
Объект исследования. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. 
В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение. 
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги. 
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в  решении таких вопросов, как определение  рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является  
Цель моей работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить основные преимущества и недостатки рыночного и планового ценообразования. 

Глава 1. Основные понятия цены и ценообразования

 
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. 
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. 
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко. 
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.  
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. 
1.2. Принципы и подходы ценообразования. 
1.2.1. Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.  
Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен. 
Необходимо обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием – производителем (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118,п.9). 
1.2.2. Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию. 
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен. 
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.  
С точки зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию:

* максимизация прибыли  в долгосрочном плане;  
* максимизация прибыли в краткосрочном плане:  
* увеличение показателя рыночной доли;  
* сохранение статуса ценового лидера в отрасли;  
* препятствие появлению новых конкурентов;  
* сохранение лояльности со стороны торговых посредников;  
* улучшение имиджа организации;  
* улучшение продаж «слабых» продуктов; 
* предотвращение «ценовых войн». 
1.3. Влияние государства на процесс ценообразования 
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование: 
- Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен; 
* использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту. 
* фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%; 
* замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.  
- Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

- Регулирование системы  свободного ценообразования за  счет законодательного регламентирования  ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

* запрет на демпинг  - запрет на продажу товара  ниже себестоимости его производства  с целью устранения конкурентов.  Данная практика особенно актуальна,  если на рынке имеется лидер,  стремящийся вытеснить конкурентов  с рынка или не допустить  их проникновения на данный  рынок. Кроме того, такой запрет  широко применяется в практике  международной торговли с целью  предотвратить проникновение на  рынок агрессивных импортеров  продукции, имеющих низкие издержки  производства;

* запрет на недобросовестную  ценовую рекламу - подобная реклама  создает у потребителей иллюзию  снижения цен с целью привлечения  их внимания к товару;

* запрет на вертикальное  фиксирование цен - запрет производителям  диктовать свои цены посредникам,  оптовой и розничной торговле.

* запрет на горизонтальное  фиксирование цен - запрет на  соглашение нескольких производителей  о поддержании цен на продукцию  на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка  этих предприятий будет обеспечивать  им доминирующее положение на  рынке.

 Подобное ограничение  особенно актуально в условии  олигополистического рынка. Однако  его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию. 
Согласно Приказу Минэкономики РФ (по разработке ценовой политики предприятия) от 01.10.97 № 118 (п.8), при определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:

*уровень потребительского спроса на эту продукцию;

*эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;  
*возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;  
*меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий – монополистов);

*уровень цен на аналогичную  продукцию предприятий – конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ценообразование: Рыночное и плановое. Сущность, Различия.

 
2.1. Сущность рыночного ценообразования.

Информация о работе Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки