Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Украины, выявление проблем перехода Украины к рыночной экономики и определение национальных черт украинской модели рыночной экономики.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Украины;
3. Определение условий для формирования рыночной экономики в Украине;
4. Выявление национальных черт украинской модели рыночной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Общая характеристика рыночной экономики………………………………..6
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма…………………………………………………………………………6
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели…………………..11
2 Развитие рыночной экономики в Украине…………………………………..14
2.1 Особенности развития украинской модели: промышленность, аграрный комплекс, внешняя торговля…………………………………………………...14
2.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса……………………….19
2.3 Роль государства в развитии экономики Украины……………………….22
2.4 Условия формирования рыночной экономики в Украине……………….25
2.5 Планирование дальнейшего развития экономики. Стратегия-2015……..28
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых людей и, соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит придать ему более цивилизованный характер.

       Во-первых, государство должно оптимизировать  налоговую систему. Налоги с  юридических лиц не должны  подрывать заинтересованность предпринимателей  в росте прибылей. Налоги с  физических лиц должны не только пополнять доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц должны взиматься по прогрессивной шкале, резко увеличиваясь по мере роста их доходов. Наконец, не следует ограничиваться введением деклараций о доходах, необходима ещё и суровая уголовная ответственность за сокрытие доходов в крупных масштабах, как принято в странах с развитой рыночной экономикой.

     Во-вторых, государство должно в законодательном  порядке установить долю доходов  предпринимателей, которая может использоваться на личные нужды с тем, чтобы подавляющая их часть вкладывалась в производство, то есть шла на расширение и модернизацию предприятий. В-третьих, государству следует путём специальных правовых норм ограничить торговую накидку и свести к минимуму количество посредников-перекупщиков, стоящих между производителем и потребителем.

     В-третьих, необходимо ввести строгую уголовную  ответственность за создание не только финансовых «пирамид», но и фирм-однодневок, банков, инвестиционных фондов и финансовых компаний с незначительным уставным капиталом

     Наконец, первоочередной задачей государства  является обеспечение регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные  задержки не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.

     При переходе Украины к рынку нельзя не помнить о наличии теневой  экономики, которая является специфической  чертой экономики постсоветских  стран и не может не вносить свои коррективы в процесс экономических реформ. Она существенно воздействует на все стороны экономической деятельности, на политическую и общественную жизнь в Украине; и, в отличие от легальной, теневая экономика динамично развивается на протяжении последних лет.

     Объёмы  теневой экономической деятельности приобрели такие масштабы, при  которых её недооценка, неучёт приводят к существенным ошибкам в определении  макроэкономических показателей, экономических  и финансовых пропорций, экономической  политики, а также в принятии решений по её реализации властными структурами всех уровней. [2, c.287]

     Необходимо  как ужесточение ответственности  «теневиков» с одной стороны, так и создание приемлемых условий  для функционирования предприятий  и граждан в рамках официальной экономики. Важную роль в решении проблемы теневой экономики играет реформирование налоговой системы.

     Итак, государственное регулирование  переходной экономики должно представлять собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. 
 
 
 

           2.4 Условия формирования рыночной экономики в Украине 

     Украина и ее экономика шагают к новой  жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в  более эффективных рычагах управления экономическими процессами.

       Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка.

       Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.

        Особой проблемой остается переход к сугубо экономическим формам взаимоотношений производителей с государством, преодоление экономически необоснованного вмешательства государственных ведомств в деятельность предприятий. Одним из главных рычагов регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая должна содействовать деловой активности и предпринимательству, выходу страны из кризиса.

        Современная налоговая cистема, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходному состоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и их интересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получении финансовых средств, трудовым коллективом, заинтересованным в повышении собственных доходов, и хозяйствами. В экономике рыночного типа особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющей товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности.

       Для того, чтобы наладить функционирование  рыночной экономики в Украине, необходимо также обеспечить ряд условий, которые помогут сформировать рынок. Основными условиями являются:

    • плюрализм форм собственности;
    • условия для свободной конкуренции;
    • стабильность денежной единицы;
    • ограничение государственного вмешательства.

         Без многочисленных, экономически  самостоятельных и равноправных  товаропроизводителей, продавцов и  покупателей не может быть  нормального (совершенного) рынка,  т.к. они создают спрос и  предложение, соотношение которых  является основой рыночного механизма.

     Это обстоятельство тесно связано со вторым условием, а именно с конкуренцией, которая является движущей силой  рынка. Именно борьба за сбыт, за покупателя повышает качество продукции, заставляет обновлять средства производства, внедрять новые технологии и научные разработки, повышать квалификацию работников. Для этого необходимо стимулировать новые производства и инвестиции, создавать широкие возможности для развития малого бизнеса. Основы антимонопольного законодательства и проводимой в соответствии с ним политики в Украине уже разработаны. Однако ограничения деятельности предприятий-монополистов для этого недостаточно, поскольку в настоящее время более половины больших предприятий являются монополистами в своих отраслях, и поэтому только приватизация, разукрупнение там, где это возможно, и заинтересованность в развитии альтернативных негосударственных производств может обеспечить нормальную конкуренцию на украинском рынке.

       Относительно стабильности денежной единицы следует заметить, что рыночная экономика требует нормального денежного обращения. Поскольку стабильной денежной единицы нет, многие вынуждены расплачиваться иностранной валютой, что усиливает инфляцию, снижает жизненный уровень населения. Кроме того, это приводит к массовому нарушению законодательства, криминализации экономики, поэтому и было принято решение о запрете расчетов в иностранной валюте. [4, c. 88]

       Вмешательство государства в развитие рыночных отношений должно идти рекомендательно-корректирующим путем, т. е. без жесткого давления и навязывания, но с учетом функционирования основных законов рынка. Государство должно регулировать рыночные отношения и контролировать положение на рынке опосредованно - через законодательство, пошлины, налоговую политику.

       Деятельность правительства следует сосредоточить на решении приоритетных задач:

    • стабилизация объемов валового внутреннего продукта;
    • снижение темпов инфляции;
    • ограничение налогового давления;
    • оживление инвестиционного процесса;
    • развитие прибыльных отраслей промышленности;
    • изменение политики работы топливно-энергетического комплекса. [4, c.78]

     Также формирование рыночной системы ведения  хозяйства в Украине связано  с ростом предпринимательской активности во всех сферах экономики. При этом успешная трансформация административно-командной экономики в социально направленную рыночную невозможна без деятельности предпринимателей, которые обусловливают соответствующие изменения как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Суть и значение малого бизнеса состоит в том, что:

    • он является ведущим сектором рыночной экономики;
    • составляет основу мелкотоварного производства;
    • определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП;
    • осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость расходов, волю рыночного выбора;
    • обеспечивает насыщение потребительскими товарами и услугами ежедневного спроса, реализацию инноваций, дополнительные рабочие места;
    • имеет высокую мобильность, рациональные формы управления;
    • формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников;
    • способствует послаблению монополизма, развития конкуренции. [2, c. 55]

     Также ещё одним необходимым условием формирования рыночной экономики в  Украине является экономическая  состоятельность населения, так  как только такое положение граждан обеспечивает их экономическую активность и создаёт экономические гарантии реализации гражданских прав.

     Основой экономических гарантий гражданского общества является право собственности  на большую часть национального  богатства. Все земли, недвижимость и производства, которые не являются совершенно необходимыми для государственного и муниципального использования должны быть возвращены народу в частную собственность путём народной бесплатной приватизации. Это создаст основу экономических гарантий свободного гражданского общества и обеспечит экономическую состоятельность населения.[4, c.53]

     Ещё одним элементом рыночной экономики  является платёжеспособный потребитель, поэтому необходимо различные меры по обеспечению доходов населения. В первую очередь с этой целью необходимо законодательное введение минимальной почасовой заработной платы, рассчитанной на основе реального прожиточного минимума, с учётом расходов на покрытие естественных рисков (болезнь и т.д.).

     Так как платёжеспособность населения имеет важное значение для экономического развития страны, то необходимо особая забота по развитию касс взаимопомощи, взаимного страхования, жилищно-строительной кооперации, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации. [4, c.79]

     Итак, основными условиями формирования рыночной экономики в Украине является формирование платёжеспособного населения, реформирование налоговой системы, поддержка малого и среднего бизнеса и ограничение вмешательства государства в экономику страны.  Выполнение данных условий способствует более быстрому переходу страны к рынку и прорыву в экономическом развитии к уровню передовых европейских стран. 
 
 
 

         2.5 Планирование дальнейшего развития экономики. Стратегия-2015 

     Критическая масса рыночных преобразований осуществлена. Реформированы отношения собственности: около 75% промышленной и почти вся аграрная продукция в Украине сегодня производится негосударственными предприятиями. На частной основе развивается банковская система, действуют предприятия торговли и строительства, часть предприятий транспорта и связи. Субъекты хозяйствования уже не ждут распоряжений «свыше»,а ориентируются на спрос, конъюнктуру рынка и уровень прибыли.

     Несмотря  на все существующие проблемы, украинская экономика по своей структуре  и механизмам уже не является административной экономикой. В своей основе она стала экономикой открытой, близкой к модели рыночной экономики стран со средним уровнем развития. На сегодняшний день Украина стоит на крайне важной исторической развилке. Она относится к числу стран с неопределенной конкурентной позицией: Украина не является ни лидером развития, ни аутсайдером. От тех решений, которые будут приняты сегодня, зависит, в какую из этих двух групп попадет страна к 2015 году.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины