Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Украины, выявление проблем перехода Украины к рыночной экономики и определение национальных черт украинской модели рыночной экономики.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Украины;
3. Определение условий для формирования рыночной экономики в Украине;
4. Выявление национальных черт украинской модели рыночной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Общая характеристика рыночной экономики………………………………..6
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма…………………………………………………………………………6
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели…………………..11
2 Развитие рыночной экономики в Украине…………………………………..14
2.1 Особенности развития украинской модели: промышленность, аграрный комплекс, внешняя торговля…………………………………………………...14
2.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса……………………….19
2.3 Роль государства в развитии экономики Украины……………………….22
2.4 Условия формирования рыночной экономики в Украине……………….25
2.5 Планирование дальнейшего развития экономики. Стратегия-2015……..28
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Начальный этап становления малого бизнеса  в Украине характеризуется значительным удельным весом государственных малых предприятий и частных (соответственно 18,7% и 43,3%), но уже в 1996 количество государственных предприятий сократилось в 6 раз с 9,5 тыс. до 1,6 тыс. Количество же частных малых предприятий возросло с 21,9 тыс. до 33,2 тыс. [6, c. 308]

     Законодательной основой регулирования развития малого бизнеса являются законы Украины  «О предпринимательстве» (настоящий  Закон определяет общие правовые, экономические и социальные

начала  осуществления предпринимательской  деятельности

(предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории

Украины, устанавливает гарантии свободы  предпринимательства и его

государственной поддержки), «О предприятиях» (данный закон  создает равные правовые условия  для деятельности предприятий независимо от форм собственности на имущество и организационные формы предприятия. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в проведении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, органами государственного управления.), «О собственности», «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».

     Согласно  Концепции государственной политики развития малого предпринимательства развитие малого предпринимательства подчиняется интересам увеличения производства, развитию приоритетных отраслей производства и услуг, формированию социального слоя собственников и предпринимателей и т.д. [6, c. 310]

     Основными направлениями поддержки малого бизнеса в Украине являются:

     1)формировании  правовой базы;

     2)создание  системы финансирования, кредитования  и страхования предпринимательской  деятельности

     3)формирование  рыночной инфраструктуры, которая  обеспечивает предпринимательскую деятельность;

     4)обеспечение  малого предпринимательства информацией;

     5)борьба  с коррупцией;

     6)стимулирование  приоритетных направлений предпринимательства  путём соответствующей фискальной  политики;

     7)способствование  внедрению в малый бизнес инноваций и т.д. [14, c. 402]

     Указанные формы государственной поддержки, если и применяются на практике, то далеко не в той степени, как  это сказано в программных  документах. На пути развития малого бизнеса  до настоящего времени стоят многочисленные преграды, а именно: имеет место неоднозначность и противоречивость имеющейся нормативно-правовой базы, в регулирующем механизме отсутствует прозрачность, высокие налоги (малые предприятия облагаются налогом на общих основаниях и не имеют никаких дополнительных льгот), также фискальный подход к налогообложению уводит предприятие в тень, что осуществляется через ведение нескольких систем учёта: для себя, для статистической отчётности и для налоговой системы; большое количество видов предпринимательской деятельности,подлежащих лицензированию, частые проверки государственными органами (как показали результаты выборочного анкетного опроса, предприятия малого бизнеса в большей степени неудовлетворенны работой контролирующих их органов). Также на пути развития малого бизнеса существуют препятствия рыночного характера: низкий спрос на продукцию, неплатежи со стороны клиентов, трудности с получением кредита, недостаток деловой информации, нехватка управленческих знаний и т.д.

     Все эти препятствия являются причинами  снижения предпринимательской активности и низкой инвестиционной деятельности.

     Однако  наиболее острой проблемой  деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования  процесса хозяйствования. Поэтому особо значение для развития сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса.

       В Украине же в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит. Что касается кредитования в целом, то можно сказать, что банковские учреждения не хотят иметь дело с таким клиентом, как малый бизнес. Причин этому несколько: отсутствие залога, слишком мал размер займа и на короткий срок, значительный риск, и незначительная прибыль в абсолютном выражении по сравнению с кредитованием серьезных заемщиков. Таким образом, сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков.Пока что на государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательства занимается всего лишь несколько структур, таких как, Ощадный банк Украины, Украинский фонд поддержки предпринимательства в Киеве, Государственный комитет содействия развитию предпринимательства. [14, c. 337]

        В реализации государственной  политики содействия в развитии  предпринимательства активная роль  принадлежит также Государственному  центру занятости Украины, который согласно действующему законодательству предоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия предпринимательской деятельностью. К сожалению, эти структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со стороны субъектов малого предпринимательства относительно получения финансово-кредитной помощи.

        Мировое сообщество также участвует в процессе инвестирования малого бизнеса в Украине. В этом плане большое значение придается сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Среди стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям, наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Таким образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является важным направлением в развитии международных экономических связей.

     В соответствии с официальной статистикой, в Украине насчитывается 250 тысяч  малых предприятий, на которых работает почти 2 миллиона человек. Однако только три четверти малых предприятий реально производят продукцию. Что касается объемов, показатели достаточно скромные: малый и средний бизнес приносят в украинский ВВП только 9% доходов.

        Можно констатировать, что позитивные  сдвиги в развитии малого предпринимательства в Украине происходят, однако существуют проблемы, препятствующие его полноценному развитию.

       Государственная политика в отношении  малого бизнеса, по мнению руководителей  малых предприятий, должна сосредоточиваться  на следующих направлениях:

     • улучшение механизмов налогообложения;

     • стабилизация законодательства;

     • совершенствование механизмов кредитного финансирования малых предприятий, разработка и внедрение комплекса  стимулирующих механизмов для коммерческих банков, работающих с малыми предприятиями;

     • дальнейшее упорядочение процедуры  проведения проверок деятельности предприятия.

       Необходимо учитывать эти мнения  для развития и укрепления  экономики Украины. 
 

     2.3 Роль государства  в развитии экономики  Украины 

     Вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

     Существуют  строго определённые методы осуществления  государственного регулирования экономики. Наиболее главными из них являются:

    • Правовые регуляторы. Это нормативно-правовые акты, законы. Они законодательно закрепляют сложившиеся производственные отношения. Большое значение имеет правовая основа предпринимательства.
    • Административные регуляторы. Это указы, распоряжения, запреты.
    • Экономические регуляторы. Это различные региональные и целевые программы, система государственных закупок, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, валютная политика и др. [13,c. 22]

     Планирование  экономики Украины, то есть планирование на макроуровне, должно сводиться к  планированию основных пропорций между  сферами и крупными отраслями народного хозяйства, основ НТП, к планированию обороны и т.д. Остальное должно планироваться на местах в границах областей, отдельных регионов, исходя из их экономических интересов.

     В таких условиях государство не будет  заниматься опекой предприятий – оно будет вмешиваться в дела там, где нарушаются законы, и будет регулировать весь процесс экономического и социального развития с помощью нормативов, штрафных санкций, создания заинтересованности, влияния на экономические интересы товаропроизводителей и т.д. [6, c. 345]

     На  развитие экономики Украины отрицательно сказывается нерешённость проблем  приватизации земли и других средств  производства. Сложными остаются процессы создания фермерских хозяйств в малоземельных  регионах (западные области Украины), раздел земли, выделение паёв, акций с учётом трудового взноса каждого в формирование общественного имущества. Для ускорения этого процесса, наряду с государственной поддержкой предпринимательства существенная помощь может быть оказана фондами содействия, крупными предприятиями, в том числе заграничными фирмами и др. Государственное регулирование цен должно обеспечить гарантированную оплату за сельскохозяйственную продукцию, что реализуется в форме госзаказов, с помощью системы индексов закупочных цен и оптовых цен на промышленную продукцию, а также тарифов на услуги для получения эквивалентного обмена. Кроме этого, правительство Украины должно создать действующую систему государственных дотаций на производство сельскохозяйственной продукции. [2, c. 276]

     Для перестройки экономики на капиталистический  способ производства необходима, прежде всего, законодательная база. .В 1991 г. было положено начало создания такого поля принятием законов «О предпринимательстве» и «О собственности».

        Закон Украины «О предпринимательстве». Настоящий закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.

     Закон Украины «О собственности». Этот закон  устанавливает 4 основных  вида собственности: государственную, коллективную, частную  и интеллектуальную.

     Украина может сохранить рыночную направленность своей экономики при следующих обязательных условиях. Во-первых, если будет безотлагательно снижена социальная цена рыночных реформ, что позволит обеспечить поддержку реформационного курса широкими массами, которые сегодня не только разочарованы в рыночных реформах, но и активно выступают против них, связывая своё обнищание с «переходом к рынку».

     Правительство должно на легитимной основе заставить  представителей новой буржуазии  поделиться с государством той частью дохода, которая идёт на удовлетворение их личных потребностей. Это позволит регулярно выплачивать зарплату бюджетникам и существенно повысить пособия незащищённым слоям населения.

     Во-вторых, если будут использованы незадействованные  внутренние источники экономического роста, не требующие дополнительных бюджетных расходов: ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, переориентация денежных потоков из финансово-банковского сектора в реальный (производственный) сектор и широкое привлечение ипотечных кредитов.

     В-третьих, если, наконец, будут созданы благоприятные  условия для притока масштабных прямых инвестиций из-за рубежа.

     Финансовый  кризис обуславливает необходимость  осуществления ряда срочных административных мер антикризисного характера. Речь идёт о разумном ограничении вывоза валюты, о взятии под полный государственный  контроль производства алкогольных напитков и оптовой торговли ими, и т.п. Вместе с тем перед Украинским государством стоит ряд острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития, который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного рынка к «социальному рыночному хозяйству», то есть к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины