Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных особенностей экономического развития Украины, выявление проблем перехода Украины к рыночной экономики и определение национальных черт украинской модели рыночной экономики.
Основными задачами данной работы являются:
1. Изучение основных характеристик рыночной экономики и принципов действия рыночного механизма;
2. Исследование основных показателей экономического развития Украины;
3. Определение условий для формирования рыночной экономики в Украине;
4. Выявление национальных черт украинской модели рыночной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Общая характеристика рыночной экономики………………………………..6
1.1 Сущность рыночной экономики и принцип действия рыночного механизма…………………………………………………………………………6
1.2 Характерные черты рыночной экономики и её модели…………………..11
2 Развитие рыночной экономики в Украине…………………………………..14
2.1 Особенности развития украинской модели: промышленность, аграрный комплекс, внешняя торговля…………………………………………………...14
2.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса……………………….19
2.3 Роль государства в развитии экономики Украины……………………….22
2.4 Условия формирования рыночной экономики в Украине……………….25
2.5 Планирование дальнейшего развития экономики. Стратегия-2015……..28
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     В 2002 году Л.Кучма поручил правительству и группе учёных-экономистов во главе с профессором А.Гальчинским и академиком В. Гейцем подготовить документ «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004—2015гг.» Назван был документ—«Путём европейской интеграции». [3, c. 79]

     Стержнем  стратегии экономического и социального  развития на 2004—2015 гг. стало создание реальных предпосылок для вступления Украины в Европейский Союз. Успех  украинской евроинтеграции в решающей мере зависит от прогресса в главном  направлении—обеспечении стабильного экономического роста и ускоренного преодоления разницы в объёмах ВВП на одного человека Украины и государствах—странах ЕС

     Авторы  «Стратегии-2015» исходят из тезиса: Украина сможет занять  надлежащее место в Европе и в мире лишь при условии освоении инновационного пути развития. Речь идёт о становлении в Украине принципиально новой дееспособной национальной инновационной системы, которая будет функционировать на рыночных началах и принципах самовоспроизведения. [3, c. 176]

     По  результатам фокус-групп, проведенных “Украинским форумом” в декабре 2006 — январе 2007 года, в обществе сформирован очевидный запрос на стратегию экономического развития, которая объединяла бы общество. В 2008 году была презентована программа «Украина-2015:Национальная стратегия развития». Предлагаемая стратегия “Украина-2015” содержит наборы задач по трем ключевым направлениям развития страны:

     1. Политическое и государственное  развитие.

     2. Общественное развитие.

     3. Экономическое развитие.

     Политическое  и государственное развитие:

     Ключевую  роль в развитии играют институты  власти (министерства, суды, парламент). При этом Украина не может похвастаться высоким уровнем их развития. Стратегия  “Украина-2015” определяет главным  вектором действий по направлению “Политическое  и государственное развитие” формирование современных управленческих институтов, обеспечивающих развитие. Решающую роль в проекте модернизации должны играть именно институты государства, а не рынка. В условиях нынешней непростой ситуации на политической арене первостепенной целью должна стать политическая стабилизация. Необходимо четко закрепить модель распределения власти, обеспечения сдержек и противовесов и прийти к политическому консенсусу о ее приемлемости и неизменности. Следующим шагом в этой сфере должна стать административная реформа, которая включает в себя несколько составляющих. Во- первых, это оптимизация структуры и функций органов государственного управления. Она должна осуществляться под лозунгом трех “де-”: дебюрократизация (упрощение процедур), децентрализация (передача полномочий вниз) и дерегуляция (отказ государства от чрезмерных регуляторных функций). Во-вторых, это модернизация института государственной службы. Необходимо четкое разграничение государственного аппарата и политических постов. В-третьих, это обеспечение гражданского контроля над функционированием сферы государственного управления. Пока что возможности гражданского общества влиять на решения правительства ограничены.А также для обеспечения социально-экономического развития и привлекательности экономики для ведения бизнеса необходима комплексная и широкомасштабная судебная реформа, способная, прежде всего, защитить человека и его собственность.

       Общественное развитие:

     Главным стратегическим фактором в этой сфере  должен стать общественный настрой на изменения. Именно общая стратегия развития, поддерживаемая подавляющим большинством граждан, должна стать главным стержнем объединения украинского общества, обеспечив переход к парадигме гражданина — полноправного участника принятия ключевых для государства решений. Первостепенной задачей в этой области должна стать трансформация системы социальной помощи и социальных стимулов.

     Вторым  важным решением должен стать перевод  социального обеспечения на более  устойчивые в долгосрочном отношении  страховые рельсы.

     Также крайне важно обеспечить конкурентоспособность  рынка труда. Соответствие украинской системы образования потребностям экономики оставляет желать лучшего. При этом по многим специальностям ощущается острый кадровый дефицит. Украине крайне необходимо обеспечить: а) интеграцию бизнеса, науки и образования в единую систему; б) распространение практики непрерывного образования.

     Экономическое развитие:

     Украинская  экономика два года подряд растет стабильно высокими темпами —  порядка 7%. Существенная часть экономического роста держится на внешнеэкономической конъюнктуре. Стоит мировым ценам на черные металлы и азотную продукцию пойти на серьезный спад, как рост промышленного производства затормозится. К тому же, экономический рост в течение последних лет обеспечивают бурная динамика в секторах торговли, недвижимости и финансов, очень важных с точки зрения развития рыночной инфраструктуры, но мало способствующих обеспечению международной конкурентоспособности страны. Недостаточное развитие институтов рынка, сильный перекос в сторону отраслей технологического уклада, зависимость от сырьевой конъюнктуры составляют весьма зыбкую почву для экономического развития Украины.

     «Стратегия- 2015» ставит главным ориентиром в экономической сфере создание институтов экономики знаний. Именно они должны обеспечить выполнение ключевой задачи для Украины — перехода от экспортно- сырьевого к инвестиционно-инновационному типу экономического развития.

     В своей экономической политике Украине  целесообразно перейти к доктрине “опережающего развития”, позволяющей осуществить так необходимый  для прочного закрепления в “золотом миллиарде” рывок в социально-экономическом развитии. [12]

     Основой доктрины “опережающего развития”  для Украины должна стать инновационно-технологическая модель, основанная на максимальном использовании нашего мощного человеческого потенциала. Для этого необходимо повернуть государство лицом к инновационным предприятиям: прежде всего, посредством налоговых послаблений и дерегуляции их деятельности. Во-вторых, крайне важно сформировать инфраструктуру для инновационной экономики: обеспечить работу специализированных институтов, обеспечить взаимодействие в триаде “университеты-бизнес-наука”, наладить механизмы информационного обмена между действующими и потенциальными игроками рынка. Ближайшие несколько лет станут определяющими для будущего Украины. Значительная часть человеческого и экономического потенциала еще не растрачена. Вызывающая сильные опасения в долгосрочной перспективе демографическая ситуация пока что будет оставаться более-менее стабильной. Экономическая система еще не устоялась как жесткая структура и поддается изменению.

     Однако  времени мало: с каждым годом ситуация вокруг нас меняется. Внешние условия  ставят перед Украиной задачу разработки и осуществления собственного плана развития, который даст ей возможность не только не утратить свои позиции в мире, но и усилить их. Именно с этой целью была разработана стратегия “Украина-2015”.

     Проведенный анализ потенциала Украины свидетельствует  об очень высоких возможностях этой страны. Украина до сих пор обладает уникальным агропромышленным потенциалом, занимает лидирующие позиции по количеству сертифицированных программистов, обладает мощной научно-технологической базой, уникальными человеческими ресурсами.

     На  основе изученного материала, мы видим, что украинская модель рыночных отношений—это  такая модель, которая бы предусматривала  построение социально-ориентированной  рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической.

       В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Украины.

     Во-первых, на сегодняшний день в Украине строится социально ориентированный рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и  экономическое макрорегулирование смешанной экономики.

     Во-вторых, модель рыночной экономики данной страны предусматривает относительно продолжительное сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При этом превалирование на первом этапе государственного сектора не должно означать каких-либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми пользовались предприятия этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную поголовную передачу в частные руки.

     В-третьих, и в ближайшем будущем экономика  Украины не может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости  которой является противоречивое единство достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования.

     В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики  происходит на фоне аналогичного усиления роли государства в социальной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в мире рыночная экономика является той системой, в соответствии с которой развиваются  наиболее передовые страны, такие  как Германия, Франция, Япония, США  и т.д. Переход к модели рыночных отношений в бывших социалистических странах имеет свои особенности и нюансы, как и сама модель развития их национальных экономик.

     К основным характеристикам рыночной экономики относятся:

    • насыщенность товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;
    • гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;
    • меняются целевые функции фирм. Фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;
    • происходит изменение форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);конкуренция становиться регулируемой;
    • в экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

          Рынок же в свою очередь  функционирует на основе следующих  принципов:

    • свобода выбора видов и форм деятельности;
    • всеобщность рынка;
    • равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности;
    • саморегулирование деятельности;
    • принцип договорных отношений;
    • свобода ценообразования;
    • самофинансирование;
    • децентрализация управления и самостоятельность;
    • экономическая ответственность;
    • конкуренция.

     В ходе работы, изучив основные показатели экономического развития Украины, мы можем  видеть, что они свидетельствуют  о положительной динамики экономического роста страны. Восстанавливается отечественная промышленность, увеличивается производство, что ведёт к стабилизации ситуации на рынке труда и во внешней торговле. Также   можно констатировать, что позитивные сдвиги в развитии малого предпринимательства в Украине происходят, однако существуют проблемы, препятствующие его полноценному развитию. 

     Также были определены основные условия формирования рыночной экономики в Украине: формирование платёжеспособного населения, реформирование налоговой системы, поддержка малого и среднего бизнеса, а также вмешательство государства в развитие рыночных отношений должно идти рекомендательно-корректирующим путем, т. е. без жесткого давления и навязывания, но с учетом функционирования основных законов рынка.  Выполнение данных условий способствует более быстрому переходу страны к рынку и прорыву в экономическом развитии к уровню передовых европейских стран.

     Система рыночных отношений в Украине  только начинает формироваться, и тут  сложно пока говорить о конкретной модели рыночных отношений, но контуры её уже наметились. Итак, на сегодняшний день рыночная модель экономии Украины обладает следующими чертами:

  • построение социально-ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической;
  • построение социально-ориентированного рынка, гармонично сочетающего антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики;
  • сочетание сильного государственного и нарождающегося частного сектора экономики;
  • экономика Украины—это двойственной экономика, одним из главных критериев управляемости которой является противоречивое единство достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко [и др.]; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд.,перераб. и доп. − Мн.: БГЭУ, 2002.− 475 с.

     2. Рывок в рыночную экономику. Реформы в Украине: взгляд изнутри./ Л. Хоффманн, А. Зиденберг [и др.]; под ред. Л. Хоффманна, А. Зиденберга.—Киев: Феникс, 1997.—303 с.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности на примере Украины