Россия в системе международных нефтяных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – проанализировать роль нефтяного фактора во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- оценить современное состояние мирового нефтяного рынка и роль России на данном рынке;
- проанализировать роль нефтяного фактора для экономики страны;
- рассмотреть степень учёта интересов нефтяных компаний в реализации внешней политики;
- оценить реальную и потенциальную возможность использования нефти, как инструмента внешней политики России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1 Роль нефти в мировой экономике …………………………………………….4

1.1 ОПЕК – цели и задачи организации……………………………………….4

2 Нефть в России - прошлое, настоящее и будущее………………………......6

2.1 Роль нефтяной отрасли в экономике России……………………………..9

3 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России………………….....16

Заключение……………………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Мировая экономика кр.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Нельзя  забывать и про Петербургский  нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т  нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую  нефть.

В ноябре 2006 г. "ЛУКойл" открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2006 г. компания построила  еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т  нефти ежегодно. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск.

Один  из самых амбициозных планов, способных  повлиять на работу балтийских нефтяных терминалов, - строительство Мурманского  нефтяного терминала. Консорциум четырех  российских нефтяных компаний - "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК и "Сибнефть" - планирует сооружение трубопровода от Западной Сибири до Мурманска.

Мурманский  порт будет иметь несколько преимуществ. Первое - огромная потенциальная пропускная способность в 60-120 млн. т. Второе - круглогодично свободное ото льда море в отличие от портов, расположенных на востоке Балтийского моря. Третье - защищенная гавань и уникальные глубины Кольского залива позволят загружать танкеры водоизмещением 300 тыс. т. Четвертое - самый экономный транспортный маршрут. Россия продолжит сокращать зависимость от транзита нефти через страны Балтии: "Транснефть" стремится "отобрать" у балтийских операторов плату за транзит и портовые платежи. Нефтяной транзит через страны Балтии или любые другие государства будет действовать только как дополнительный маршрут для случаев, с которыми российские терминалы не смогут справиться самостоятельно.

Нефть – наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.  В настоящее время нефтегазовый комплекс обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства. На долю нефтяной и газовой отрасли приходится более 40% налоговых поступлений в Федеральный бюджет и более 20% – в консолидированный бюджет страны. Эта отрасль обеспечивает 12% промышленного производства России, а общее число людей, занятых в ней, составляет 3% от общего числа работоспособного населения.

 
 
 
1992
 
1995
 
2000
 
2002
 
2003
 
2004
 
2005
 
2006
2007  
2008
Нефть, включая газовый конденсат 399 307 324 380 421 459 470 481 497 488

Табл. 4. Динамика добычи российской нефти 1992-2007 гг. (млн т.)4

Добыча нефти в России по итогам 2008 года сократилась по сравнению с 2007 годом на 0,7% (см. табл.1) «Падение объемов добычи нефти в 2008 году было ожидаемым. Спада ждали еще в 2007 году, однако тогда добыча, напротив, увеличилась. В 2008 году неожиданностей не произошло – объемы нефтедобычи в России снизились, на что уже давно указывали многие факторы, — констатирует эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев — Стагнация нефтедобычи связана с тем, что большинство отечественных нефтяных месторождений, расположенных в Западной Сибири, уже истощаются, пик нефтедобычи на многих уже пройден» В итоге, более существенного падения объемов добычи нефти удалось избежать за счет запуска новых месторождений. В частности, в 2008 году было запущено Южно-Хыльчуюское месторождение ЛУКОЙЛа. Также началась добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-2»

Учитывая, что в последнее время правительство  активно стимулирует нефтяную отрасль к увеличению расходов на геологоразведочные работы, можно рассчитывать, что объемы нефтедобычи в России удастся поддерживать на нынешнем уровне и в долгосрочной перспективе.7

 Россия – единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Сегодня Россия производит энергоресурсов в два раза больше своих потребностей и экспортирует примерно половину этого объема в другие страны.  Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%.  В 2007 году наша страна продала за рубеж более 250 миллионов тонн сырой нефти, что более чем в два раза превышает объемы экспорта из Советского Союза за любой год.

В общем, необходимо отметить, что Россия была и остаётся одним из крупнейших участников мирового нефтяного рынка, а для самой России нефтяная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики, которая может стать «локомотивом» дальнейшего развития страны. 

3 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России

В XX веке огромную важность во внешней политике приобрел учёт экономического могущества страны. С 70-х гг. прошлого столетья начал проявляться нефтяной фактор в международных отношениях, появился новый термин – энергетическая дипломатия. В СССР активно использовали нефть, как фактор экономического давления: «Практически свободный доступ к наиболее эффективным, но дешевым советским энергоресурсам (вначале - к нефти, а затем и к природному газу) по сути стал одним из основных факторов развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, формирования мировой социалистической системы в целом. Через экспорт энергоресурсов, через строительство десятков крупнейших объектов электроэнергетики и нефтяной промышленности, через другие аспекты энергетического фактора СССР оказывал огромное влияние на политику не только социалистических стран, но и многих других государств Азии, Африки и Латинской Америки (например, Алжира, Анголы, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Ливии и др.), на мировую энергетическую ситуацию в целом. В свою очередь, внешнеэкономические и внешнеполитические аспекты играли заметную роль в формировании всей государственной энергетической политики, неизменно учитывались при разработке пятилетних планов и долгосрочных программ развития ТЭК страны, а также генеральных схем развития и размещения производительных сил и других предплановых документов. Особое внимание при этом уделялось вопросам социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ в решении ими топливно-энергетической проблемы, долгосрочному планированию и прогнозированию экспорта энергоресурсов и его экономической эффективности, влиянию внешнеэкономических связей и международной экономической интеграции как на развитие собственно отраслей ТЭК, так и на региональную экономику в целом»8 . На современном этапе взаимодействие внешнеполитических ведомств России и нефтяной отрасли не должны исчерпываться помощью государства в развитии предприятий, нефтяная промышленность способна стать весомым инструментом в решении внешнеполитических задач: «Учитывая, что изменились возможности страны влиять на внешних партнеров (централизованные ресурсы государства стали минимальными), потребовалось создать новый эффективный инструмент воздействия, соответствующий новым рыночным и изменившимся геополитическим реалиям. И такой инструмент был создан: это мощные интегрированные компании, не уступающие ни в чем зарубежным аналогам. В нефтяной промышленности уже к концу 1995 года было завершено формирование таких компаний, как "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Славнефть", "Коми-ТЭК", "ОНАКО", "Роснефть", и образованы новые - "Тюменская нефтяная компания", "Сибирская нефтяная компания" и др.» . Таким образом, нефть способна стать важным фактором внешней политики России: «На новом витке развития России энергетический фактор может и обязан укрепить международное влияние страны, укрепить с большим политическим и экономическим эффектом посредством более жесткой, гибкой, продуманной политики и соответствующих ей механизмов. Однако последовательная внешняя энергетическая политика России до сих пор до конца не сформирована, в этой сфере преобладают импровизации. Этим успешно пользуются наши конкуренты, которые, как правило, хорошо организованы»9.

Анализируя  настоящее состояние российской дипломатии, можно говорить о первых шагах по использованию нефтяных возможностей России во внешней политике. Можно говорить о значении энергетической дипломатии в укреплении связей со странами СНГ. Наряду с газом (цены на который зависят от цен на жидкое углеводородное топливо), нефть является важным фактором развития отношений с Украиной и Белоруссией, их нефтяная зависимость от России делает их политику более предсказуемой по отношению к нашей стране, и позволяет Российской Федерации более эффективно влиять на них. Российские компании пытаются расширить своё участие в разработке месторождений нефтедобывающих государств СНГ, кроме того, значительная часть нефти из данных государств транспортируется на рынки сбыта через территорию России. Несмотря на попытки создать систему доставки топлива в обход России, отказаться от транзита нефти по территории РФ они пока не способны. Данный факт делает их зависимыми от позиции России и даёт нашей стране дополнительные рычаги воздействия на них. Нефтяные инструменты всё активнее задействуются на постсоветском пространстве. После кризиса первой половины девяностых Россия строит отношения со странами СНГ на началах рационализма и прагматизма, и в этих условиях нефтяной фактор приобретает особое значение в нашей внешней политике. Можно говорить о том, что сейчас инструменты нефтяного давления стали использоваться не только в рамках Содружества: строительство Балтийской трубопроводной системы позволило России экспортировать нефть в обход Прибалтики, что, безусловно, вызвало недовольство стран данного региона, но с другой стороны избавило Россию от зависимости от политики Латвии и Литвы и придало дополнительный вес нашей позиции на переговорах с данными странами.

На переговорах  с США и Россией, кроме подписания документов, по ставшим уже традиционными  темам борьбы с терроризмом и  сокращении стратегических наступательных потенциалов, всё чаще прослеживается тенденция на увеличение роли нефтяного  фактора. Взаимодействие в данной сфере развивается стремительными темпами: в 2002 г. на встрече в Санкт – Петербурге президентами РФ и США была подписано Совместное заявление о новом российско-американском энергетическом диалоге, а сейчас всё активнее ставится вопрос о поставках российской нефти в США: «Об этом говорили и министр торговли США Дональд Эванс, и министр энергетики Спенсер Абрахам, и даже сам президент Джордж Буш»10. Такое сотрудничество укрепляет наше стратегическое партнёрство с США, особенно его экономическую составляющую, даёт дополнительный импульс развития нефтяной отрасли, позволяя диверсифицировать поставки, и заставляет США учитывать нашу позицию по международным вопросам, не только как мнение постоянного члена Совета Безопасности ООН, страны, обладающей ядерным оружием, и участника «большой восьмёрки», но и как одного из гарантов их энергетической безопасности. Регулярно поднимается вопрос энергетического сотрудничества на переговорах с представителями ЕС. Россия обеспечивает 32% потребления нефти в Европе, поэтому постоянный диалог с нашей страной по данному вопросу для ЕС крайне важен.

Нефть – важнейший элемент российского  экспорта в Европу, поэтому Россия имеет возможность использовать свой энергетический потенциал для  укрепления связей с ЕС, большей экономической интеграцией со странами Европы, обеспечения более эффективного решения политических вопросов. С другой стороны, наблюдается зависимость российских нефтепроизводителей от поставок в Европу, что снижает возможности России в данном регионе, поэтому требуется диверсификация потоков российского нефтяного экспорта.

На азиатском  направлении спрос на российскую нефть пока превышает возможности  российских компаний по обеспечению  данного рынка топливом, требуется. Поставки российского углеводородного  сырья может принести не только очевидный положительный эффект: расширение производства, рост капиталовложений со стороны иностранных партнёров, диверсификация рынков сбыта продукции, но и таит в себе не малые опасности. Последние переговоры по строительству трубопровода в Восточной Сибири показали, что не учёт интересов одной из стран (Япония, Китай) при выборе направления экспорта нефти может привести к падению инвестиционной привлекательности России, снижению или, как минимум, не увеличению возможностей экономического взаимодействия, а также возможным политическими действиями, направленными против интересов России. Однако грамотная политика в данном регионе может привести к получению Россией ощутимых экономических выгод и укреплению позиций нашей страны на международной арене. В общем, можно сказать, что потенциал нефтяного фактора в Азии российской дипломатией используется недостаточно эффективно, как и потенциал российских нефтяных компаний, однако в последнее время ситуация начала меняться в позитивную сторону.

Первые  шаги российских нефтяных компаний на рынке Латинской Америки, связанные  с попытками покупки нефтеперерабатывающих  мощностей в данном регионе, в  будущем могут привести к увеличению роли Латинской Америке в российской внешней политике и увеличению роли России в этом районе мира. Необходимо учитывать, что данный регион находится под доминирующим влиянием США, которое вряд ли кто-либо сможет оспаривать, но увеличение влияние России в этом регионе путём усиления участия российских компаний в местной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Однако это вопрос долгосрочной перспективы, требующий долгой работы в данном направлении и серьёзных капиталовложений.

Ещё одним  аспектом внешней политики России, связанным с нефтью, является взаимоотношения РФ с нефтедобывающими странами, в первую очередь со странами ОПЕК. Долгое время эти отношения находились в замороженном состоянии и грозили перерасти в конфронтацию, после начала роста российской нефтедобычи во второй половине 90ых гг. Однако во время кризиса 2001 г. российскому правительству удалось договориться с ОПЕК и заставить отечественные компании снизить уровень добычи с целью поддержании цены на нефть. Таким образом, Россия доказала свою способность договариваться в кризисных ситуациях с ОПЕК, но уровень взаимодействия в обычной ситуации ещё недопустимо низок. И хотя в общем можно говорить о постепенном росте взаимопонимания, нельзя говорить о полностью согласованной позиции производителей, в отличие от позиции потребителей, которая заключается в снижении цен на нефть в долгосрочной перспективе и снижении зависимости от стран экспортёров. Отсутствие единой точки зрения снижает возможности производителей по манипуляции рынком и уменьшает возможности эффективно использовать нефтяную составляющую энергетической дипломатии, что негативно сказывается, в том числе и на внешней политике России.

Сегодня мы можем наблюдать рост интереса к российской нефти, причём со стороны стран, которые раньше не закупали российскую нефть.

Продукция нефтяной отрасли составляет значительную часть внешнеторгового оборота России. Нефтяная промышленность остаётся одной из наиболее прибыльных отраслей российской экономики, более того после спада первой половины девяностых она начинает возвращать свои позиции на мировом рынке. На сегодняшний день Россия является одним из крупнейших производителей нефти в мире. Вместе с другими странами СНГ Россия обеспечивает около 10% от общего объема поставок на мировой рынок нефти.

Нефтяной  комплекс России включает в себя 11 крупных  нефтяных компаний, на долю которых приходится 90,8% от общего объема нефтедобычи в стране, и 113 мелких компаний, объем добычи которых составляет 9,2%. Нефтяные компании России осуществляют полный комплекс нефтяных работ - от разведки, добычи и переработки нефти до ее транспортировки и сбыта нефтепродуктов. На территории России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых находятся на шельфе Сахалина, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Большая часть разведанных запасов нефти сосредоточена в Западной Сибири и на территории Уральского федерального округа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча нефти практически не ведется. Наиболее старыми и истощенными районами нефтедобычи в России являются Урало-Поволжье, Северный Кавказ и остров Сахалин. Месторождения Западной Сибири и Тимано-Печорского региона открыты сравнительно недавно и находятся на самом пике своего развития.

Несмотря  на снижение за последнее десятилетие  уровня добычи и переработки нефти, Россия остается одним из ведущих экспортеров нефти и нефтепродуктов. На ее долю приходится около 7% общемировых мощностей по нефтепереработке. К сожалению, этот потенциал реализуется не в полной мере: доля России по объему переработанной нефти снизилась с 9% от мирового объема в 1990 году до 5% в настоящее время. По масштабам фактической нефтепереработки Россия переместилась со второго места после США на четвертое, пропустив вперед Японию и Китай. А по уровню потребления нефтепродуктов на душу населения Россия находится сейчас на 14-м месте в мире, уступая, помимо развитых стран, таким государствам, как Нигерия. Кроме того, отечественные НПЗ сильно изношены, оборудование на них устарело. По износу основных фондов нефтепереработка лидирует в отечественном топливно-энергетическом комплексе, средний показатель износа по которому составляет 80%.

Информация о работе Россия в системе международных нефтяных отношений