Внешняя политика России и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:26, реферат

Краткое описание

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 43.21 Кб (Скачать)

Б09025

Новосибирский Государственный Аграрный университет

  Кафедра истории, политологии и культурологии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по Политологии

тема: Внешняя  политика России и международные  отношения 
 
 
 

     Выполнил: студент 3 курса, 4338 группы

     экономического  отделения

     факультета  заочного обучения

     Романова  Елена Александровна 
 

     Проверила _____________________

  
 
 

Новосибирск 2011

Введение

Для защиты своих  национальных интересов любое государство  проводит определенную (успешную или  безуспешную) внешнюю политику. Это  деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов  и потребностей на международной арене.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения  с другими государствами. Как  и внутренняя политика, она теснейшим  образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная  ее цель – обеспечение благоприятных  международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Целью данной контрольной  работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в  системе международных отношений.

Цель работы.

1. Политика и международные отношения:

- дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);

- систематизировать типологию международных отношений;

- дать теоретическое обоснование международных отношений;

- выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.

2. Россия в мировом политическом процессе:

- определить место России в системе международных отношений;

- установить основные тенденции развития внешней политики современной России;

- определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;

- охарактеризовать геополитическое положение современной России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Политика и международные  отношения 

1.1. Внешняя политика  государства: сущность, формирование, функции  и методы осуществления

Вешняя политика обладает рядом собственных специфических  особенностей. Она имеет более  широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует  собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

Специфика внешней  политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные  государства (в настоящее время  около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Важнейшим средством  проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов  внешних сношении по защите прав и  интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства  реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи  поддерживаются как на официальном  уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений .

В современных  условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения  переговоров, достижения различных, взаимно  приемлемых компромиссов. Одна из главных  ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств .

Международные отношения

Формирование  международных отношений происходит под воздействием следующих факторов :

• достижений общественно-политических наук;

• складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

• баланса военно-стратегических сил;

• деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);

• влияния отдельных  государств;

• состояния  природной среды, сырьевых и природных  ресурсов.

В современных  условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:

• рост взаимозависимости  и целостности мира;

• сохранение социальной неоднородности мира;

• обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами  к решению проблем;

• возрастание  роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий. 

1.2. Типология международных  отношений

В отечественной  и зарубежной литературе дается неоднозначная  типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и  классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы –  от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи. Последние  складывались между бывшими социалистическими  странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) . 

Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права» .

Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век» .

Авторитетной  среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В. Маровецким, который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу . 

1.3. Теоретическое обоснование  международных отношений

Международные отношения нуждаются в анализе  и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования  осуществляются разными путями:

Первый путь – это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.

Второй путь теоретического обоснования международных  отношений связан с созданием  общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и  мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения :

• международная  политика должна разрабатываться на основе современных политологических теорий и тем самым увеличивать  надежность предвидения, избавляться  от непредсказуемости. Рациональная международная  политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;

• важнейшим  ориентиром, позволяющим политическому  реализму найти разумный путь в области  международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных  суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности  извне;

• моральные  принципы могут применяться к  действиям государств и наций  не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и  политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов» .

Третий путь – конструирование специальных  концепций, позволяющих анализировать  состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут  служить теории мировых систем, международных  организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д. 

Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую  совокупность принципов подхода  к проблемам безопасности в ядерном  мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[14] . Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий» . 

1.4. Глобальные проблемы  современности и  их влияние на  международную политику

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение  которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов  и государств[16] . Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и  всеобщий характер, что обусловлено  растущей целостностью современного мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных :

Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения