Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:26, реферат
Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.
Б09025
Новосибирский Государственный Аграрный университет
Кафедра
истории, политологии и культурологии
РЕФЕРАТ
по Политологии
тема: Внешняя
политика России и международные
отношения
Выполнил: студент 3 курса, 4338 группы
экономического отделения
факультета заочного обучения
Романова
Елена Александровна
Проверила _____________________
Новосибирск 2011
Введение
Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Внешняя политика
являет собой продолжение внутренней
политики, ее распространение на отношения
с другими государствами. Как
и внутренняя политика, она теснейшим
образом связана с
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Целью данной контрольной
работы является анализ внешней политики
России и выявление ее места в
системе международных
Цель работы.
1. Политика и международные отношения:
- дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
- систематизировать типологию международных отношений;
- дать теоретическое обоснование международных отношений;
- выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
2. Россия в мировом политическом процессе:
- определить место России в системе международных отношений;
- установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
- определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
- охарактеризовать
геополитическое положение современной
России.
1.
Политика и международные
отношения
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
Вешняя политика
обладает рядом собственных
Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.
Важнейшим средством
проведения внешней политики является
дипломатия, т.е. официальная деятельность
глав государств, правительств, представительных
органов власти, специальных органов
внешних сношении по защите прав и
интересов государства за границей.
Внешнеэкономические цели государства
реализуются также путем
В современных
условиях внешняя политика в растущей
степени становится искусством ведения
переговоров, достижения различных, взаимно
приемлемых компромиссов. Одна из главных
ее проблем – утверждение принципа
мирного сосуществования
Международные отношения
Формирование
международных отношений
• достижений общественно-политических наук;
• складывающейся
мировой экономической и
• баланса военно-стратегических сил;
• деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);
• влияния отдельных государств;
• состояния природной среды, сырьевых и природных ресурсов.
В современных
условиях ведущими тенденциями развития
международных отношений
• рост взаимозависимости и целостности мира;
• сохранение социальной неоднородности мира;
• обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем;
• возрастание
роли политических средств в разрешении
конфликтов и противоречий.
1.2. Типология международных отношений
В отечественной
и зарубежной литературе дается неоднозначная
типология международных
Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права» .
Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век» .
Авторитетной
среди политологов мира является
типология, предложенная польским ученым
В. Маровецким, который подразделил международные
отношения на два основных типа: отношения
соперничества и отношения сотрудничества.
Он делает вывод, что доминирующим типом
может быть только взаимное приспособление
государств друг к другу .
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений
Международные отношения нуждаются в анализе и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования осуществляются разными путями:
Первый путь – это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.
Второй путь теоретического обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения :
• международная политика должна разрабатываться на основе современных политологических теорий и тем самым увеличивать надежность предвидения, избавляться от непредсказуемости. Рациональная международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;
• важнейшим ориентиром, позволяющим политическому реализму найти разумный путь в области международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;
• моральные принципы могут применяться к действиям государств и наций не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов» .
Третий путь
– конструирование специальных
концепций, позволяющих анализировать
состояние международных
Концепция всеобщей
безопасности представляет собой не
новый комплекс идей, а скорее новую
совокупность принципов подхода
к проблемам безопасности в ядерном
мире. Серьезный вклад в формирование
концепции всеобщей безопасности внесла
Независимая комиссия по вопросам разоружения
и безопасности, созданная по инициативе
бывшего премьер-министра Швеции Улафа
Пальме и объединявшая общественных, политических
и государственных деятелей 17 стран Европы,
Азии, Америки и Африки[14] . Главная идея
этой доктрины в том, что она обосновывала
необходимость отказа от обеспечения
международной безопасности на принципе
«сдерживания путем устрашения»: «Государства
более не могут стремиться к укреплению
своей безопасности за счет друг друга:
ее можно добиться только путем совместных
усилий» .
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Глобальные проблемы
современности – это
Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных :
Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения