Внешняя политика России и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:26, реферат

Краткое описание

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 43.21 Кб (Скачать)

- нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела;

- проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;

- экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

- преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в - развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки;

- проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Поскольку эти  проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной  политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и  потребления, ибо от ее решения в  конечном счете зависит решение всех остальных проблем .

Современная модель производства и потребления в  условиях доминирования капитализма  на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-исторической форме производства стоимости и  прибавочной стоимости – капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному количественному  возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется с  огромным скоплением товаров, а общественный прогресс с безграничным умножением их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой миллиард» из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих товаров, что  потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся  государства. На долю 75%, остающегося  за вычетом «золотого миллиарда» населения земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило экономистам  и социологам говорить о вступлении развитой части капиталистического мира в новую стадию – стадию потребительского общества .

Все серьезные  западные мыслители в один голос  и с возрастающим беспокойством  признают, что по мере становления  потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение  человека как «винтика тотального общественного  механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его  социальный статус, личное самочувствие.

В потребительском  обществе принуждение к труду  дополняется принуждением к потреблению  различными средствами манипуляции[20] , в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между  различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).

Разрешение всего  комплекса проблем, стоящих перед  человечеством, невозможно путем превращения  западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.

Именно поэтому  участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие  руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого  развития[21] . Суть ее заключается в  том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения  модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.

Концепция устойчивого  развития, исходя из анализа современных  достижений науки и техники, предусматривает  необходимость создания более современного технологического базиса . Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптиковолоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, деурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.

Создание материального  богатства все более будет  зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития его субъекта, от степени научного познания человеком и обществом  законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного  богатства все более становится не рабочее время и создаваемая  им меновая стоимость, а свободное  время, необходимое человеку для  непрерывного развития и самореализации в творчестве.

Эта тенденция  свидетельствует о происходящей перемене соотношения объективных  и субъективных факторов производства, о выдвижении человека как его главной цели, о распространении принципа «не человек для производства, а производство для человека». Вкупе с необходимостью разумного ограничения потребления ввиду ресурсных и экологических проблем эта перемена вступает в противоречие с капиталистической формой функционирования общества с его главной целью получения максимальной прибыли. Это и требует ныне качественно нового подхода к определению форм производства и потребления. Его смысл не в свертывании производства и потребления, а в практическом выявлении подлинного соотношения человеческих способностей и потребностей.

Это соотношение  правомерно определять так: потребности  человека определяются способностями  человека, а не наоборот, как это  еще часто делается. Круг потребностей разумным субъектом определяется в  той мере, которая необходима ему  для реализации своих способностей в окружающем мире. Владение ненужными  вещами – это паразитизм. На смену  «сверхпотреблению», губительно воздействующему на личность, все более часто приходит разумное потребление как функция развития творческих способностей человека .

Устойчивое развитие, требующее рациональной экономики, снижения расходов материала и энергии  на душу населения, диктует необходимость  усиления общественного характера  материального потребления. Эта задача предполагает глубокую реконструкцию всей инфраструктуры жизни, принципиально новую ступень развития системы общественного транспорта, связи и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров образования и творчества, культурно-эстетического развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек и т.д.

Технологический процесс устойчивого развития в  своем социально-экономическом измерении  объективно совпадает с процессом  подлинного обобществления труда, усиления его коллективного характера, возрастания  взаимосвязи различных отраслей и секторов производства, подчинения его общегосударственным и глобальным целям и контролю. Но обобществление труда, как подчеркивал В.И. Ленин, – главная материальная основа неизбежного  наступления социализма.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тысяч войн, в которых погибло 3,6 миллиарда человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек . Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены прежде всего на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С  этого времени стали проявляться  и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов  Земли, всех государств. Экологический  кризис – это резкое ухудшение  состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы . Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. Составные компоненты экологического кризиса:

- нарушение естественного баланса газового состава атмосферы;

- разрушение озонового слоя атмосферы;

- состояние живой и неживой природы;

- преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.

Мировое сообщество пока не добилось крупных достижений в защите окружающей среды, но активно  стремится воспрепятствовать ее разрушению. Под эгидой ООН и ее учреждений действуют многочисленные исследовательские институты, общества, комиссии, фонды, цель которых предотвращение экологической катастрофы. Государства  создают министерства, ведомства, научные  организации для перспективного и оперативно-технического решения  проблем окружающей среды. Однако озабоченности, адекватной значению проблемы защиты окружающей среды, во многих государствах еще не выработано. В явном противоречии с реальными потребностями находятся  расходы развитых государств на цели, связанные с экологией: они составляют 1-2% от валового национального продукта (ВНП) . 
 

2. Россия в мировом  политическом процессе 

2.1. Россия в системе  международных отношений

Система международных  отношений характеризуется совокупностью  связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе  международных отношений произошли  коренные изменения. Эти изменения  связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его  создателя – Советского Союза .

В истории крах одной системы международных  отношений вызывался либо масштабными  войнами, либо революциями. Своеобразие  современного периода заключается  в том, что замена системы международных  отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся  после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной  войны», вызывавших постоянную напряженность  между двумя противоположными блоками.

Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой характерными были следующие  черты: биполярная структура; придание мировой политике нормативного порядка, создание ООН, других международных  организаций и институтов; углубляющиеся  противоречия между экономически развитыми  и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая международный климат.

В условиях перехода к новой системе международных  отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось  с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении  главного противника на международной  арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних  идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возниковением новых государств и т.д.

Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое  распространение получил тезис  о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли  все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене .

Россия не в  состоянии была оказать противодействие  созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран  Балтии и других стран). Все это  — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой  безопасности. Такое развитие событий  может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

Одним из результатов  таких дипломатических усилий стало  подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между  Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в  планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего  акта не дают России или НАТО права  вето по отношению к действиям  другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или  НАТО принимать решения и действовать  самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления  интересов других. Тем самым партнерство  между Россией и Западом получило свою институционализацию .

Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения