Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:29, контрольная работа
Основная цель данной работы – проанализировать роль нефтяного фактора во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- оценить современное состояние мирового нефтяного рынка и роль России на данном рынке;
- проанализировать роль нефтяного фактора для экономики страны;
- рассмотреть степень учёта интересов нефтяных компаний в реализации внешней политики;
- оценить реальную и потенциальную возможность использования нефти, как инструмента внешней политики России.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Роль нефти в мировой экономике …………………………………………….4
1.1 ОПЕК – цели и задачи организации……………………………………….4
2 Нефть в России - прошлое, настоящее и будущее………………………......6
2.1 Роль нефтяной отрасли в экономике России……………………………..9
3 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России………………….....16
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….25
В 2007 году
в России добыли 492 млн тонн нефти
и конденсата. Именно на нефть приходится
около 30% от объема всего российского экспорта.
При нынешних темпах добычи разведанных
запасов этого жидкого углеводорода должно
хватить на 50 лет. Однако многие специалисты
полагают, что будущее – за развитием
новых технологий, которые позволят добывать
нефть там, где раньше это было невозможным.
2.1 Роль нефтяной отрасли в экономике России
Нефтяная промышленность занимает важное место как в российском топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике страны в целом. После спада в конце 1980-х – начале 1990-х годов (за 1988-1991 годы объем добычи сократился более чем на 20%), вызванного разрывом внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности в результате распада Советского Союза, отрасль продолжает неуклонно наращивать темпы добычи, переработки и экспорта нефти, постепенно занимая позиции мирового лидера по всем этим показателям.
Около
3/4 российских нефтяных запасов расположены
в Западной Сибири. Достаточно большие
запасы обнаружены на севере Европейской
части России.
Запасы | Производство | Потребление | |
Россия | 5 | 10 | 4 |
США | 3 | 10 | 26 |
Китай | 2 | 1 | 7 |
EU15 | 1 | 4 | 18 |
EU25 | 1 | 4 | 20 |
Ближний Восток | 65 | 30 | 6 |
Северная и Латинская Америка | 15 | 28 | 37 |
ОЭСР | 8 | 28 | 62 |
ОПЕК | 78 | 41 | н.д. |
Источники: BP Statistical Review of World Energy. L., 2006, расчеты - К. Лиухто |
Табл.1
Мировые запасы нефти, ее производство
и потребление в международных сопоставлениях
(в % к мировым)
Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти (см. табл. 2).
Некоторые
иностранные нефтяные корпорации также
начали свою деятельность на российском
рынке. В 2006 году суммарный объем производства
иностранных компаний достигал 6-7% российского.
Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический
сектор российской экономики составляли
около 10% их общей суммы. Главные зарубежные
игроки в российском нефтяном бизнесе
(в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum,
British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro,
McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf .
Компания | Запасы нефти, млн. т | Доля государственной/ региональной собственности, % |
"ЛУКойл" | 3344 | 14 (сейчас 8) |
ЮКОСв | 2607 | 0 |
"Сургутнефтегаз" | 1504 | 1 |
ТНК3 | 3707 | 0 |
"Татнефть" | 841 | 33 (Татарстан) |
"Сибнефть"4 | 753 | 0 |
"Роснефть" | 1573 | 100 |
"Башнефть" | 365 | 65 (Башкортостан) |
"Славнефть"5 | 286 | 75 (сейчас 0) |
Табл.2 Нефтяные
запасы ведущих российских компаний (по
состоянию на 2006 г.)6
Сырая
нефть и нефтепродукты
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2006 г. | 2006 г. | 2006 г. | |
"ЛУКойл" | 50,9 | 53,4 | 53,7 | 53,4 | 69,1 | 73,0 | 78,2 |
ЮКОС | 35,3 | 35,6 | 34,1 | 34,2 | 49,5 | 58,1 | 72,8 |
"Сургутнефтегаз" | 33,3 | 33,9 | 35,2 | 37,6 | 40,6 | 44,0 | 49,2 |
ТНК | 21,5 | 21,0 | 19,7 | 20,1 | 28,6 | 40,6 | 38,0 |
"Сибнефть" | 18,7 | 18,2 | 17,3 | 16,3 | 17,2 | 20,6 | 26,3 |
"Татнефть" | 23,7 | 23,2 | 24,4 | 24,4 | 24,3 | 24,6 | 24,2 |
"Славнефть" | 12,9 | 12,3 | 11,8 | 11,9 | 12,3 | 13,5 | 16,2 |
"Роснефть" | 13,0 | 13,4 | 12,6 | 12,6 | 13,5 | 14,9 | 16,0 |
"Сиданко" | 20,8 | 20,3 | 19,9 | 19,6 | 13,0 | … | 16,0 |
"Башнефть" | 16,3 | 15,4 | 12,9 | 12,3 | 11,9 | … | … |
Табл.3 Производство
сырой нефти 10 ведущими российскими компаниями
(млн. т)
Рост
экспорта сырой нефти сдерживается
транспортными «узкими местами»
Подавляющая часть российской нефти уходит за пределы постсоветского пространства (см. табл. 3). Доля чистого экспорта в страны дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992 г. до 86% в 2006 г. Главные страны-импортеры – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. В настоящее время экспорт нефти в США сдерживает то обстоятельство, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.
В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria». Последнее предоставит российским экспортерам нефти прямой доступ к Адриатическому морю, где танкеры могут быть загружены в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить в него танкерам водоизмещением до 500 тыс. т, что делает экспорт в США экономически целесообразным. Другое преимущество порта Омисал – меньшее расстояние до американских портов. Единственная альтернатива, которая обещает более низкие издержки транспортировки российской сырой нефти в западноевропейские страны и США – строительство Мурманского порта.
Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».
В сентябре 2006 г. было закончено строительство трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль позволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не используя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возможность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.
Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.
ExxonMobil
- оператор проекта "Сахалин-1"
- выступает за строительство
250-километрового подводного
Консорциум "Сахалин-2", возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к свободному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволяет экспортировать нефть круглый год.
Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы. В 2006 г. он был закрыт из-за непогоды на 85 дней, то есть в среднем почти два дня в неделю.
Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.
Приморск
- самый крупный балтийский нефтяной
терминал, находящийся на российской территории.
В 2006 г. в Приморске было обслужено 135 танкеров
и отправлено приблизительно 12 млн. т сырой
нефти. "Транснефтепродукт" планирует
к 2005 г. присоединить терминал к нефтепродуктоводу
(Кстово-Ярославль-Кириши-
Информация о работе Россия в системе международных нефтяных отношений