Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:13, реферат
Это был первый шаг в формировании меновых отношений. Труд людей стал более производительным, в общине появился некоторый избыток одних продуктов и потребность в других. Таким образом была создана почва для обмена между скотоводческими и земледельческими племенами.
Введение……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Рынок в античном мире
1.1 Зарождение развитие рыночное отношение хозяйство……5
1.2 Особенности средневекового рынка…………………………7
ГЛАВА 2. Эволюция капиталистической рыночной системы
2.1 Первоначальное накопление капитала…………………....11
2.2 Промышленный переворот…………………………………12
Заключение………………………………………………………..14
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
И УПРАВЛЕНИЕ»
ЭССЕ
ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
НА ТЕМУ:
«Роль совершенствования
орудий труда и трудовых отношений для
возникновения и развития мировой экономики»
ВЫПОЛНИЛ: студент
группы 111
Клёнкин Владимир
ПРОВЕРИЛ: профессор кафедры
ЭТиУ
ИМ МГПУ Б.А. Фурман
МОСКВА, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Рынок в античном мире
1.1 Зарождение развитие рыночное отношение хозяйство……5
1.2 Особенности средневекового рынка…………………………7
ГЛАВА 2. Эволюция капиталистической рыночной системы
2.1 Первоначальное накопление
2.2 Промышленный переворот……………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рыночное хозяйство - это продукт длительного развития мировой цивилизации. Исторические предпосылки его возникновения появились еще на ранних этапах становления человеческого общества.Возникновение меновых отношений в первобытном обществе
Самый ранний и длительный период развития человечества (он длился более 1,9 млн. лет вплоть до IV - III тысячелетия до н. э.) характеризовался, как известно, крайне низким уровнем развития производительных сил и коллективной, общинной собственностью на средства производства. В период присваивающего хозяйства первобытный человек, вооруженный примитивными орудиями труда, не мог создавать прибавочного продукта - избытка над средствами, необходимыми для существования самого работника, распределение было уравнительным, а для возникновения меновых отношений не было условий.
Однако неуклонное, хотя и крайне медленное развитие орудий труда и навыков человека привело к формированию воспроизводящего хозяйства, когда люди сами начали производить продукты для своего существования. В эпоху неолита (около VIII-III тысячелетия до н. э.) охота и собирательство постепенно преобразовывались в скотоводство и земледелие, составившие в совокупности первобытное сельское хозяйство. На этом этапе произошло важнейшее событие в истории человечества: в зависимости от среды обитания одни племена стали специализироваться на скотоводстве, другие - на земледелии. Совершилось первое крупное общественное разделение труда.
Это был первый шаг в формировании меновых отношений. Труд людей стал более производительным, в общине появился некоторый избыток одних продуктов и потребность в других. Таким образом была создана почва для обмена между скотоводческими и земледельческими племенами.
В ходе развития сельского хозяйства и перехода к оседлому образу жизни человек стал нуждаться в более совершенных сельскохозяйственных орудиях, домашней утвари, одежде и жилищах. Люди научились плавить металлические руды и производить бронзовые сплавы (сплав меди и олова), орудия, оружие, посуду. Был изобретен ручной ткацкий станок , облегчивший производство тканей и одежды. Все это обусловило возникновение в общинах новой отрасли производства - ремесла. Но настоящую революцию в общинном хозяйстве вызвало овладение выплавкой железа в странах Древнего Востока в начале II тысячелетия до н. э., а в Европе - в начале I тысячелетия до н. э. Орудия труда значительно усовершенствовались и их производство не могло оставаться побочным делом земледельца. В общинах выделились люди, специально занимавшиеся производством ремесленных изделий: это способствовало второму крупному разделению труда - отделению ремесла от земледелия. Ремесленники производили продукт специально для обмена, который становился все более регулярным.
И, наконец, важнейшим фактором возникновения товарного производства и рыночных отношений стало обособление производителя - появление частной собственности. Совершенствование орудий труда и рост его производительности означали увеличение прибавочного продукта, который постепенно начинает присваиваться родоплеменной знатью: вождями, старейшинами, военачальниками. Они начинают использовать для личного обогащения продукты обмена, принадлежавшие общине. Таким наиболее распространенным предметом обмена и возникающей частной собственности стал скот. Для обеспечения средств существования людям уже не требовался коллективный труд в рамках целого народа. Началось хозяйственное обособление семей, превращавших в частную собственность орудия производства, домашнюю утварь, живность, а также продукты своего труда, которые при необходимости можно было обменять на другие.
Таким образом, товарное производство появилось в результате возникновения общественного разделения труда и частной собственности. Если частная собственность разъединяет людей, то разделение труда связывает их. Экономические связи между людьми осуществляются в виде обмена товарами.
Как только первобытный человек смог производить больше средств существования, чем нужно для собственной жизни, стало выгодно не убивать людей, взятых в плен в стычках с соседями, а заставлять их трудиться на себя. Однако на первых порах труд рабов был еще недостаточно производительным, играл подсобную роль, первостепенное значение имел труд свободных общинников. Это было “патриархальное рабство”. По мере имущественного расслоения члены общины также стали превращаться в рабов за долги и провинности. Отношения обмена распространились на рабов, которые стали одним из наиболее прибыльных товаров. Так, на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. первоначально на Древнем Востоке - в Египте, Вавилоне, Ассирии - возникло рабовладельческое общество.
Нужно отметить, что пережитки первобытно-общинного строя существовали еще весьма продолжительное время, а в некоторых странах сохранились до сих пор. Это - мелконатуральное хозяйство, остатки соседско-общинных и родоплеменных связей, власть племенных вождей - так называемый трайболизм (от английского tribe - племя). Они нередко оказывают отрицательное воздействие на социально-экономическое положение развивающихся государств.
ГЛАВА 1. Рынок в античном мире
1.1 Зарождение развитие рыночное отношение хозяйство
Возникнув на Древнем Востоке, рабовладельческое общество достигло своего наиболее полного, законченного развития в античном мире - в Древней Греции и в Древнем Риме в I тысячелетии до н. э. В античном рабовладельческом обществе материальное производство сделало значительный шаг вперед: постепенно совершенствовались орудия труда, применяемые в сельском хозяйстве, значительно повысилась роль ремесла. Древние греки стали родоначальниками не только европейской философии, литературы, искусства, науки, но и торговли и предпринимательства.
В результате развития обмена еще на Древнем Востоке возникли первые металлические деньги и торговля как особая сфера деятельности. Появление класса купцов означало третье крупное общественное разделение труда. В античном мире товарно-денежные отношения, связанные, прежде всего, с обслуживанием внешней торговли, достигли весьма высокого уровня. Наряду с торговлей развивалось ростовщичество, которым занимались трапезиты - владельцы меняльных лавок.
В Афинах в период их расцвета, в V в. до н. э., большое развитие получили ремесленные мастерские, основанные на рабском труде, - эргастерии, в которых производились на продажу оружие, посуда, изделия из металлов, украшения, мебель, одежда. Между древнегреческими городами-государствами сложилось общественное разделение труда: одни торговали медью, другие - оловом, третьи славились оружием. Само понятие экономика произошло от греческого oikonomia - искусство ведения домашнего хозяйства. Этому искусству уделяли в своих трудах весьма значительное место родоначальники древнегреческой философии. Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель проявляли интерес к проблемам доходного ведения хозяйства, управления государством, его доходам и расходам, продовольственным ресурсам, рудникам, торговле, ремеслу, ростовщичеству. Ими были сделаны первые шаги в создании экономической теории, проанализированы некоторые экономические категории: разделение труда, деньги, обмен и его формы, товар, цена.
Нацеленные на продажу своей продукции рабовладельческие хозяйства требовали жестокой эксплуатации рабов, которые в античном мире, в отличие от древневосточных государств, стали главной производительной силой. Рабы не имели собственности на средства производства, а сами были полной собственностью рабовладельцев, считались всего лишь “говорящими орудиями” и получали самый минимум средств существования, позволяющий не умереть с голоду и работать на рабовладельца.
Следующий шаг в развитии рабовладельческого хозяйства был сделан в Древнем Риме, поработившем Грецию (как и многие другие территории ) и считавшем ее “глухой провинцией”.
Положение рабов в Древнем Риме было еще более тяжелым, чем в Древней Греции. Основная их масса была занята сельским хозяйством, работая в латифундиях (от latus - обширный и fundus - имение). Если в Греции ведущими отраслями были ремесло и торговля, то в Риме сельскохозяйственному производству принадлежало первостепенное значение. Кроме животноводства и производства зерновых, развивались садоводство, виноградарство. Римские писатели-агрономы Катон Старший, Варрон, Колумелла рассматривали проблемы прибыльного ведения сельского хозяйства, максимальной эксплуатации рабского труда.
Ремесло также достигло в Древнем Риме довольно высокого уровня. Множество рабов трудились на рудниках, в каменоломнях, ремесленных мастерских, добывая серебро и олово, производя железо, оружие, медную посуду, ткани. В самом Риме преобладало текстильное производство и обработка кожи. Особо высокого уровня достигло строительное дело, шедевры которого сохранились до наших дней.
В целом рабовладельческое хозяйство Рима носило натуральный характер, но развитие сельскохозяйственного производства и ремесла способствовало расширению меновых отношений, внешней торговли. Главным предметом торговли были рабы. Что касается ремесленной продукции, то, в отличие от Греции, римляне меньше вывозили, а больше ввозили с захваченных провинций - главным образом предметы роскоши.
В рыночных отношениях римской империи довольно важное место занимали ростовщики. Как правило, это были выходцы из провинций или разбогатевшие вольноотпущенники. Существовали целые ростовщические фирмы, которые могли воздействовать на политику империи, ссужая деньгами видных военачальников и политических деятелей. Процентные ставки и долговые обязательства неоднократно служили объектом борьбы между беднотой и богачами.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в период античного рабовладения меновое хозяйство получило дальнейшее развитие, возникли первые формы капитала: купеческий и ростовщический, широко стали применяться металлические деньги. Это даже дало возможность некоторым западным историкам (Т. Моммзену, Э. Мейеру ) выдвинуть теорию античного капитализма.
Причиной разложения рабовладельческого общества явилась низкая производительность труда рабов, отсутствие у них трудовых стимулов, что тормозило дальнейшее развитие производства. Рабство превратило физический труд в постыдное занятие. Мелкие свободные производители, не способные выдержать конкуренцию с рабовладельческими хозяйствами также разорялись. Восстания рабов, переплетаясь с борьбой мелких крестьян и набегами “варваров”, ускорили падение Римской империи.
1.2 Особенности средневекового рынка
Новая, феодальная форма производства зародилась еще в Римской империи и получила название колоната. В III - II вв. до н. э. владельцы латифундий начали дробить свои все менее прибыльные имения на мелкие участки и передавать их для обработки колонам - рабам и обедневшим крестьянам, которые отдавали землевладельцам значительную часть получаемой продукции. Многие народы перешли к феодализму непосредственно от общинного строя, минуя рабовладельческое общество.
Термин феодализм произошел от позднелатинского feodum, что значит наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу под условием несения службы или уплаты установленных обычаем взносов. Таким образом основой феодализма являлась полная собственность феодалов на землю и неполная собственность на крестьян. Получая землю от помещиков, крестьяне при помощи собственных орудий производства обрабатывали эту землю, передавая помещику созданный ими прибавочный продукт - феодальную земельную ренту, которая выступала в трех видах - отработочной ренты (или барщины), ренты продуктами (или натурального оброка), денежной ренты (денежного оброка). Крестьянин, имеющий собственное хозяйство, был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб, что способствовало поступательному развитию производства.
Феодализм охватывает весьма длительный период в истории человечества. Так, в Китае он существовал более двух тысяч лет, а в Западной Европе - со времен падения Римской империи в V в. до XVII в. в Англии и до XVIII в. во Франции.
Особенностью рыночных отношений в условиях средневекового общества является их весьма слабое развитие, особенно на ранних этапах феодализма. Ранний феодализм (или раннее средневековье) - период формирования крупного землевладения и постепенного закрепощения свободных общинников, продолжался с V до конца X в. В это время земледелие было практически единственной отраслью производства, хозяйство носило натуральный характер, а обмен был развит крайне слабо. Крестьяне не только производили сельскохозяйственную продукцию, но и перерабатывали ее: пряли, ткали, делали обувь, мебель, хозяйственный инвентарь, строили для себя и своего феодала. Воспроизводство носило простой характер, т. е. практически не расширялось на протяжении многих столетий.
Крупнейшим феодалом в Европе была христианская церковь, служители которой принимали активное участие в хозяйственной жизни. Вся умственная жизнь средневековья также сосредоточивалась в лоне церкви. Естественно, экономические учения того времени носили черты господствовавших религиозных воззрений.
Взгляды христианской религии на хозяйственную жизнь вытекали из двух идей христианства. Во-первых, забота о мирских благах, о богатстве греховна, поскольку истинная задача верующего - искание царства божия, служба Всевышнему. Во-вторых, христианской доктрине свойственно представление о равенстве всех людей перед богом. Эти идеи проповедовались в трудах одного из видных религиозных деятелей раннего средневековья - Августина Блаженного (354-430 гг. н. э.). Ссылаясь на изречение апостола Павла “кто не работает, тот не ест”, он требовал, чтобы все трудились, признавал такую же почетность физического труда, как и умственного, а самым почетным занятием считал земледелие и осуждал торговлю.