Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:46, реферат
Данная контрольная работа состоит из 16ти блоков. Работа посвящена исследованию экономики, социального развития и планов социально-экономического развития Норвегии. Норвегия страна со значительными природными ресурсами и большим экономическим потенциалом. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня идет активное развитие Российско-Норвежского сотрудничества, и становится необходимым знать особенности развития и нынешнего состояния этой страны.
Введение. 2
1. Этапы экономического развития 3
2. Тип экономического развития 6
3. Уровень экономического развития 6
4. Социальная структура экономики 6
Уровень жизни 7
5. Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП 7
6. Промышленность 9
7. Сельское хозяйство 10
8. Минеральные ресурсы 11
9. Транспорт 12
10. Связь 12
11. Качество и использование рабочей силы 13
12. Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в стране (регионе) российскими бизнесменами 15
13. Внешнеэкономические связи 16
14. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции 19
Роль Норвегии в международной торговле 19
15. Прогноз и развитие экономических связей с Россией 20
16. Прогноз социально-экономического развития страны (региона) 22
Оглавление
Данная контрольная работа состоит из 16ти блоков. Работа посвящена исследованию экономики, социального развития и планов социально-экономического развития Норвегии. Норвегия страна со значительными природными ресурсами и большим экономическим потенциалом. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня идет активное развитие Российско-Норвежского сотрудничества, и становится необходимым знать особенности развития и нынешнего состояния этой страны.
Первые годы независимости (1905—1914)
Молодое
независимое государство
Норвегия
традиционно развивала
В условиях отсутствия внутренних свободных капиталов индустриализация была возможна лишь с привлечением иностранного капитала. Однако для Норвегии, только что получившей независимость от Швеции, вопрос о привлечении иностранных инвестиций плотно переплетался с вопросами национальной безопасности. Особенно ярко это проявилось в крупнейшем внутриполитическом вопросе того времени — вопросе о «концессионном законодательстве».
Закон о концессиях
Норвегия обладала огромным количеством водопадов, которые позволяли на построенных на них гидроэлектростанциях получать много дешёвой электроэнергии, что в свою очередь позволяло развивать энергоёмкие производства. Иностранный капитал проявлял повышенный интерес к этому ресурсу, который иногда называли «белый уголь», и был готов вкладывать немалые средства при условии получения в собственность водных артерий и получения эксклюзивных прав на строительство новых предприятий.
Норвежская общественность проявляла тревогу в связи с тем, что важнейшие природные ресурсы Норвегии будут скуплены иностранцами. Помимо того, что это препятствовало построению национальной экономики, в долгосрочной перспективе это могло бы подорвать недавно обретённую независимость страны[1].
В 1906 году был принят закон о временном запрете на продажу норвежских водоёмов, рудников и лесов иностранным гражданам и компаниям, где иностранцам принадлежал контрольный пакет акций. Закон получил название «панический»[2] и фактически предоставил норвежцам передышку в решении проблемы регулирования национальной собственности.
Радикальное крыло Венстре при поддержке НРП сформировало новое правительство во главе с Г. Кнудсеном, которое в 1908 году приняло окончательный Закон о концессиях.
В соответствии с Законом о концессиях запрет 1906 года снимался, но концессии становились срочными, срок устанавливался в 60—80 лет, по истечении которого права на водные артерии вновь переходили к государству. Кроме того, правительство оставляло за собой право безвозмездного отчуждения в пользу государства всех построенных сооружений по истечении этого срока.
Норвегия во Второй мировой войне
Начиная с вторжения 9 апреля 1940 года Норвегия находилась под военной оккупацией немецких войск и гражданской администрации Германии в сотрудничестве с прогерманским марионеточным правительством. Оккупация Норвегии нацистской Германией закончилась 8 мая 1945 года после капитуляции немецких войск в Европе.
Норвегия после 1945 года
ХХ век ознаменовался интенсивным постоянным экономическим ростом в Норвегии. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти на континентальном шельфе сыграла решающую роль в норвежской экономике. Всего 21% территории Норвегии представляет собой плодородные землю (3% обрабатываемая земля и 18% промышленного леса). Норвегия не является членом Европейского Союза (ЕС), но она является частью общего европейского рынка в качестве участника договора о Европейском Экономическом пространстве между странами ЕС и Европейской Ассоциацией Свободной Торговли.
Норвежскую экономику обычно называют смешанной экономикой - она представляет собой капиталистическую рыночную экономику с ярко выраженным государственным участием.
Смешанный тип экономического роста объединяет в себе экстенсивный и интенсивный варианты развития. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использоании новых технологий или различной экономии.
Норвегия представляет собой высокоразвитую, индустриальную страну, характеризующуюся открытой экономикой, ориентированной на экспорт. Являясь одной из наиболее богатых стран мира, страна также занимает первые места по уровню и продолжительности жизни, здоровью нации и жилищным условиям.
Высокий
уровень материального
Key figures: | ||
Population at 1.10.2010: | 4 908 100 | |
2009: | ||
Immigration: | 66 961 | |
Emigration: | 23 615 | |
Population growth: | 58 947 | |
Live births: | 61 807 | |
Deaths: | 41 449 | |
Couples who married: | 24 793 | |
Couples who divorced: | 10 235 | |
Норвегия — наименее населённая из стран Европы. Плотность населения 12 чел./км². Однако размещение населения крайне неравномерное. Свыше 1/5 населения сосредоточено на юге Норвегии, на узкой прибрежной полосе вокруг Осло-фьорда (1/2) и Тронхеймс-фьорда. Более 80 % населения сосредоточено в Южной, Западной и Восточной Норвегии, причём в последней — почти половина. Городское население — 78 %, в том числе свыше 1/5 в столичной агломерации. В районе Осло-фьорда сосредоточена примерно треть населения страны.
Этнический состав - норвежцы составляют 95 %.
Численность населения Норвегии невелика и растет медленными темпами. В 2004 в стране проживали 4574 тыс. человек. В 2004 в расчете на 1 тыс. человек рождаемость составляла 11,89, смертность 9,51, а прирост населения – 0,41%. Этот показатель выше естественного прироста населения за счет иммиграции, которая в 1990-е годы достигала 8–10 тыс. человек в год. Улучшение состояния здравоохранения и повышение уровня жизни обеспечили постоянный, хотя и медленный, рост населения в течение жизни двух последних поколений. Норвегия наряду со Швецией характеризуется рекордно низкими показателями младенческой смертности – 3,73 на 1000 новорожденных (2004) против 7,5 в США.
13.09.2009 // За последние десять лет Норвегия неоднократно возглавляла рейтинг Программы развития ООН (ПРООН) как лучшая в мире страна для жизни. По результатам ежегодного доклада Всемирного экономического форума о равноправии полов в мире, Норвегия – один из лидеров в рейтинге стран по гендерному равенству.
Сегодня норвежцы живут намного дольше, чем раньше. Ожидается, что средняя продолжительность жизни девочек 2008 года рождения составит практически 83 года, а мальчиков - более 78 лет. В среднем уровень здоровья населения очень высок, а смертность среди новорождённых находится на минимальном уровне. Практически все умеют читать и писать, почти все закончили старшую школу. Крайней бедности не существует, а относительная бедность в сравнении с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), находится на низком уровне.
Экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции, на стимулирование роста и влияние на структуру промышленности и распределение доходов.
Регионы
с небольшой концентрацией
В дополнение к финансовой и кредитной политике, власти разработали «политику регулирования доходов», цель которой состоит в принятии мер для оказания влияния на результаты переговоров по вопросам заработной платы, сельского хозяйства и рыболовства.
Распределение
доходов достигается в первую
очередь путем регулирования
ставки подоходного налога и социальных
льгот, включая систему социального
обеспечения.
Соглашения о налогообложении расходов
на исследования и развитие, а также государственная
поддержка науки были введены для стимулирования
развития новых отраслей промышленности.
Валовый национальный продукт на душу населения высок; благосостояние достаточно ровно распределено среди населения. Женщины имеют в основном равные права с мужчинами. Государство благосостояния, Норвегия, имеет доступное всем государственное здравоохранение, финансируемое из налоговых доходов; социальное и пенсионное обеспечение, которое распространяется на всех жителей страны, в т.ч. пенсию по возрасту и пособие по безработице.
В
сравнении с 1900 годом невероятно
сильно выросло государственное
и частное потребление, а богатства
последних десятилетий в
Характеристика ВВП
ВВП (по паритету покупательной способности):
$273,1
миллиарда (оценка 2009)
Место страны в мире: 41
$275,8 миллиардов (оценка 2008)
$270,2
миллиарда (оценка 2007)
ВВП (по официальному обменному курсу):
$373,3
миллиарда (оценка 2009)
ВВП - реальный темп роста:
-1 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 126
2.1 % (оценка 2008)
5.5
% (оценка 2007)
ВВП - на душу (ППС):
58 600$ (оценка 2009)
Место страны в мире: 5