Роль промышленной политики в повышении конкурентоспособности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:05, доклад

Краткое описание

Конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения.

Файлы: 1 файл

Роль промышленной политики в повышении конкурентоспособности региона..doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Роль  промышленной политики в повышении конкурентоспособности  региона.

                                          Таказова Марина Таймуразовна

Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»

Возрастающий  динамизм развития общественных процессов накладывает  свой отпечаток на все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятий, отраслей, комплексов и национального хозяйства в целом. Одновременно, происходящие в стране и регионах рыночные преобразования, связанные с ними структурные изменения экономики, ослабление материально-технической базы предприятий, социальная напряженность и ухудшение экологической среды остро ставят задачи перехода к новому этапу социально-экономического развития. В этой связи возрастает значение выбора верной стратегии и политики, обеспечивающие будущую жизнеспособность экономики, ее сфер и отраслей с учетом усиления влияния региональных факторов. 

     Конкурентоспособность региональной экономики  — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения.

     В рыночном пространстве России участвуют все субъекты РФ, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие, благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регион приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства. Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

     Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики становится именно реализация на практике принципа экономической самостоятельности субъектов Федерации, которая вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение и напрямую влияет на степень их конкурентоспособности. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым — для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона. В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

     Научное осмысление проблемы конкурентоспособности  региона осуществляется в отечественной  экономической науке в условиях сложнейших трансформационных процессов, когда происходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. При этом особую роль в научном знании играет категория «конкурентоспособность региона». Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об участии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.

     Мы  разделяем точку зрения тех авторов, которые под конкурентоспособностью региона понимают, прежде всего, наличие и реализацию конкурентного потенциала данного региона.1 При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

     Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Россией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положение в промышленности и в агропромышленном комплексе за истекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований. Возникла реальная угроза разрушения большей части научно- производственного потенциала, безвозвратной потери технологической основы реконструкции и обновления индустриальной базы страны. В глубоком структурном кризисе оказались вся наукоемкая промышленность (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение, программное обеспечение), отрасли черной металлургии, машиностроения, химической, легкой промышленности. В структуре промышленности России все прошедшие годы либеральных реформ в условиях отсутствия государственного протекционизма в проводимой экономической политике нарастали тенденции деиндустриачизации, которые проявились в прогрессирующем росте доли топливно-энергетического комплекса и других секторов, выпускающих экспортоемкую промежуточную продукцию, в то время как аутсайдерами оказались высокотехнологичные обрабатывающие, наукоемкие отрасли2. На современном этапе тенденции деиндустриализации уже преодолели качественный рубеж: в России складывается экономика преимущественно сырьевой направленности3, свойственная развивающимся странам, которые полностью зависят от спроса развитых государств на топливно-сырьевые ресурсы4.

     Названные позиции характерны и для описания состояния конкурентоспособности  региона. Конкурентоспособность как  экономическое явление — это сложный, многоуровневый и противоречивый процесс, содержащий как объектные, так и субъектные признаки общественных отношений. На первое место здесь можно поставить тот признак конкурентоспособности региональной системы, который выступает как импульс экономического развития. Данный признак определил И. Шумпетер, придавая ему свойство мутации, которое «непрерывно революционизирует экономическую структуру, создавая новую»5. В этом смысле конкурентоспособность региональной системы превращается в динамический, никогда не прекращающийся процесс созидательного разрушения, постоянного изменения, обновления и создания нового в структурных характеристиках экономической системы, импульсируя одновременно ее эволюционное развитие. На всех последовательно сменяемых исторических этапах конкурентоспособность экономических систем, претерпевая процесс эволюции, объективно обусловливает развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение НТП, рост производительности труда, персонифицированное накопление финансового капитала, расширение материальной и рыночной инфраструктуры.

     Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности  базовых и обеспечивающих.

     К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, что создает общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона — это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и др. К этим же признакам относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики.

     К обеспечивающим признакам конкурентоспособности  относят и институциональную  ее составляющую — наличие разного  вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная инфраструктурная обеспеченность региона означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона необходима для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности.

     Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности  постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная

составляющая  конкурентоспособности региона  представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.

     С точки зрения автора, содержание конкурентоспособности, таким образом, отражается в совокупности базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона — это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

     Подобной  характеристики нет в экономической  литературе. Ряд авторов, стремясь дать характеристики конкурентоспособности региона, в основном обращали внимание на географические признаки либо на признаки своеобразия хозяйствования. Так, в экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран6. Собственно, речь у Портера идет не о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Однако в отечественной экономической литературе это

выдается  за характеристики конкурентоспособности  Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона по Портеру характеризуется степенью развитости технологии, овладения факторами производства и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действиях своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности

региона.

     Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности  формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. М. Гальвановский, И. Трофимова, В. Жуковская пишут, что конкурентоспособность — это «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам: видам продукции, предприятиям, организациям, осуществляющим коммерческую деятельность (микроуровень), их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения (мезоуровень), наконец, к отдельным странам (макроуровень)»7. Достоинство данного определения видится в том, что в нем подчеркивается конкурентный (состязательный) характер конкурентоспособности как экономического явления, активные действия хозяйствующих субъектов. Назван объектно-субъектный состав данной категории, носящий, как видим, сложный, многоуровневый характер. В соответствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.

     Однако  определение понятия конкурентоспособности  в приведенном варианте, как представляется, не лишено недостатков. Прежде всего  авторы рассматривают данную категорию  вне пространства. Между тем конкурентоспособность проявляется на вполне определенном конкурентном поле — это может быть рынок товаров, услуг, финансовый рынок, иностранные инвестиции и т.д. Кроме того, не указана цель, ради которой конкурентоспособность создается и существует. Она может быть самой различной: обеспечение устойчивого, надежного положения промышленно-финансовых групп, отраслей и других субъектов хозяйствования на конкурентном поле; укрепление экспортной позиции на мировом рынке товаров; улучшение жизненного уровня населения региона и т.д.

     Развернутое определение конкурентоспособности  экономической системы дано А.В. Дьяченко. Основываясь на системном  анализе множества известных  теоретических и институциональных  характеристик конкурентоспособности по их элементам (объектам, субъектам, свойствам, сферам, условиям и др.) и последующей композиции интегральных элементов, автор синтезировал селективное (обобщенное) понятие конкурентоспособности субъектов или видов экономик. Конкурентоспособность экономических систем, по мнению А.В. Дьяченко, — «это отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов,

реализованных на конкретном рынке в условиях свободной  конкуренции и отсутствия протекционизма»8.

     Приведенное определение содержит некоторые  положения, имеющие, на наш взгляд, существенное значение для выстраивания методологии  исследования конкурентоспособности  региона как экономического явления. Во-первых, конкурентоспособность любой системы, включая региональную, увязывается с отношениями по поводу товарного производства; следовательно, ее можно и нужно рассматривать как основной результат хозяйственной деятельности региона. Во-вторых, сравнение конкурирующих

свойств товарного производства (полезностей, затрат, прибыльностей) позволяет выявить  регионы, наиболее эффективно использующие ограниченные ресурсы, и на этой основе определить положение соответствующего региона как лидирующее на конкретном рынке товаров и услуг.

     Вместе  с тем при исследовании проблем  конкурентоспособности регионов России в условиях переходного периода  постановка вопроса о свободной  конкуренции без протекционизма имеет спорный характер.

Информация о работе Роль промышленной политики в повышении конкурентоспособности региона