Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.
Введение 3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 4
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. 13
2.1.Проблемы развития малого бизнеса в России. 13
2.2.Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса. 18
2.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. 21
Заключение 25
Литература 26
Развитие малого бизнеса в России происходит неравномерно по отраслям (таблица 3). По итогам 2009 г. 46,8% МП от общего числа функционировало в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 13,3% и 13,1% соответственно. В секторе торговли и общественного питания трудилось 32,4% от общего числа работников МП, в промышленности и строительстве - 20,9% и 20,6% соответственно7. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).
Географическая картина
распространения малого бизнеса
свидетельствует о неравномерно
Таблица 48
Региональная структура малого предпринимательства в РФ (в %)
Федеральные округа |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Российская Федерация |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Центральный |
33,7 |
34,2 |
35,0 |
36,7 |
37,5 |
36,2 |
Северо-Западный |
18,3 |
17,7 |
17,8 |
14,5 |
15,0 |
15,3 |
Южный |
11,3 |
10,3 |
9,4 |
9,7 |
9,8 |
10,6 |
Приволжский |
14,4 |
15,3 |
14,9 |
15,6 |
16,8 |
16,6 |
Уральский |
7,4 |
7,4 |
6,4 |
6,7 |
6,4 |
6,5 |
Сибирский |
10,9 |
10,8 |
11,8 |
12,0 |
10,5 |
11,1 |
Дальневосточный |
4,0 |
4,3 |
4,7 |
4,8 |
4,0 |
3,7 |
Более трети общего количества малых предприятий расположено в Центральном федеральном округе. Наибольшее развитие малый бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложились для него наиболее благоприятные условия.
За 2003-2010 гг. в региональной структуре произошел существенный сдвиг в направлении ускоренного развития МБ в Центральном и Северо-Западного округах. На 1 января 2005 г. количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в Центральном округе составило 868,4, что на 32% выше среднероссийского значения, а в Северо-Западном - 1101,4, т.е. на 68% больше чем в среднем в РФ9.
Причины возникновения сложившейся региональной структуры достаточно очевидны.
Во-первых, в этих округах сосредоточено большое количество промышленных и научно-исследовательских предприятий. В результате экономического спада большое число квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников лишились работы. Именно этот контингент стал «питательной средой», на которой начал развиваться малый бизнес.
Во-вторых, являясь производственными и административными центрами, эти регионы густо населены и соответственно обладают повышенным платежеспособным спросом, удовлетворять который должен в том числе и малый бизнес.
В-третьих, здесь быстрее формируется инфраструктура, способствующая появлению и развитию малых предприятий: банки, биржи, оптовые склады, большое количество нежилых помещений, которое можно использовать под офисы и склады, и т.д.
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы10:
1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4. Кредитная необеспеченность.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
1. Недостатки налоговой системы
2. Отсутствие оборотных средств
3. Низкий платежеспособный спрос населения
4. Высокая арендная плата
5. Экономическая политика государства
6. Недоступность кредитов
7. Дороговизна сырьевых ресурсов
8. Слабое развитие внутреннего рынка
9. Высокие тарифы на перевозки.
10. Отсутствие производственных площадей
.
Для нормальной деятельности
бизнеса необходимо обеспечить оптимальное
сочетание интересов государств
Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий12. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Одним из перспективных направлений
поддержки малого предпринимательства
является стимулирование кооперации малого
и крупного бизнеса. Существует точка
зрения, что в качестве магистрального
направления развития всей предпринимательской
среды необходимо укрепление сотрудничества
и кооперации малых и крупных фирм. Организационные
формы такой интеграции самые разнообразные:
лизинг, франчайзинг,
В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного
фактора, препятствующего нормальной
работе малых торговых организаций,
подавляющее число
Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.
Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов)13:
затраты на производство и реализацию - 15,3
цены конкурентов - 16,5
спрос со стороны покупателей - 15,4
коммунальные тарифы - 5,2
арендная плата - 8,1
оптовые цены поставщиков - 14,6
налоги - 10,2
изменение курса валют - 14,7
Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.
Информация о работе Роль малых предприятий в экономике России