Роль малых предприятий в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.

Оглавление

Введение 3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 4
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. 13
2.1.Проблемы развития малого бизнеса в России. 13
2.2.Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса. 18
2.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. 21
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсовая малый бизнес.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

В направлении совершенствования  налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

Представляется принципиально  важным установить в качестве общих  принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.          

Особое внимание необходимо уделить  проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий  малого бизнеса, а именно высокая  степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.          

Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий  нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем  более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует.

Проблема также заключается  в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

 

2.2.Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса.

Несмотря на серьезность проблем, связанных  с малым бизнесом, отечественный  малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Необходимо  существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес - недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Нужна более  энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. По данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием.

Несмотря на трудности, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4–1,5 млн. единиц.

Весной 2009 года Правительство РФ объявило о расширении системы льгот и преференций для компаний малого и среднего бизнеса. Летом вступили в силу законодательные нормы, призванные решить целый ряд имущественных проблем малого и среднего предпринимательства.

В рамках Общероссийского  делового форума «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика», прошедшего 14 сентября 2009 года в Москве, представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы РФ, представители региональных органов власти, руководители ассоциаций и отраслевых союзов поддержки малого и среднего бизнеса, руководители предприятий малого и среднего бизнеса обсудили первые итоги реализации принятых решений.14

Кредиты для  малого бизнеса

Одним из главных факторов, который предприниматели считают  губительным для своего бизнеса, является недоступность финансовых средств. В ходе обсуждения этой проблемы участники конференции говорили о необходимости адаптировать кредитные программы и банковские продукты к сегодняшним потребностям малого бизнеса.

Представители ряда регионов — среди них Пермский край, Татарстан, Свердловская область — поделились своим опытом поддержки малого бизнеса  в условиях кризиса. Как рассказал  министр развития предпринимательства и торговли Пермского края М. Р. Биматов, «руководство Пермского края основывает свою политику в отношении малого бизнеса на нескольких важнейших принципах. Во-первых, это принцип равенства для всех предпринимателей, отсутствие преференций. Мы понимаем, насколько это важно, так как повышает уровень доверия к власти. Второй наш принцип — ставка на конкурентное развитие, отказ от протекционистских мер: мы даем возможность развиваться предпринимателям из других регионов, так как это способствует здоровой конкуренции», — подчеркнул министр. Третьим принципом М. Р. Биматов назвал стимулирование потребительского спроса продукции малых предприятий.

«Основными потребителями  малого бизнеса являются население, крупный бизнес и государство. К сожалению, в этом году потребительский спрос населения резко сократился, крупный бизнес сразу уменьшил свои запросы, поэтому сейчас государство является стабильным и зачастую единственным потребителем товаров, производимых малым бизнесом», — отметил министр.

По мнению участников конференции, несмотря на позитивные сдвиги по-прежнему остается множество препятствий  на пути развития предприятий малого бизнеса: административные барьеры, имущественные  вопросы, связанные с арендой  помещений. «Главное — не останавливаться на достигнутом и объединить усилия для того, чтобы малый бизнес в России стал серьезной силой и смог конкурировать с крупными предприятиями действительно на равных», — подытожили участники конференции.15

 

 

 

2.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство  объективно существует и развивается  как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России. Поэтому осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства, реализуемых в Российской Федерации, можно объединить в две группы.

Первая задача – это формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т. п.

Вторая задача – это достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе:

  • рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках региона;
  • обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в региональный и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов;
  • снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.

В последнем  проекте третьей по счету федеральной  программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки.

Министерство  экономики Российской Федерации  разрабатывает основы политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.

Для достижения этой цели необходимо также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса, ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов), создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам.

В настоящее время  одним из препятствий оказанию действенной  поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных  объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Малое предприятие так  действовать не может. Но правила  на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции  предприятия, руководитель малого предприятия  должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.

Предоставлять такую  возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки  малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.), очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.

Инфраструктура поддержки  малого предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

 

Объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

  • общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
  • торгово-промышленные палаты;
  • разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
  • информационные агентства и специализированные печатные издания;
  • фонды поддержки малого предпринимательства;
  • организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
  • консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
  • специализированные государственные структуры;
  • технопарки и бизнес-инкубаторы.

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике России