Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.
Введение 3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 4
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. 13
2.1.Проблемы развития малого бизнеса в России. 13
2.2.Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса. 18
2.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. 21
Заключение 25
Литература 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НИУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Роль малых предприятий в экономике России»
Выполнил
ст. гр. ЭП-10-10
Егоров В. В.
принял:
науч. руководитель: Панфёрова С. М.
МОСКВА 2011
Оглавление
В условиях мирового экономического кризиса малый бизнес в России столкнулся в последний год с серьезными проблемами, так как негативные последствия кризиса проявились практически во всех секторах народного хозяйства, включая малый бизнес, в котором занята существенная часть населения. Тем не менее, руководство страны возлагает большие надежды на него по смягчению отрицательного воздействия кризиса на народное хозяйство и восстановлению экономического роста. Соответственно роль малых предприятий возрастает с каждым днем.
Малый бизнес – это важный сектор экономики, во многом влияющий на экономику страны.
В данной ситуации экономика каждого малого предприятия нестабильна, и большинство малых предприятий могут потерпеть крах. В целях государства предотвратить это.
Данная тема очень актуальна в наши дни, так как сейчас усиление и увеличение масштабов малого бизнеса это одна из главных задач в экономике России.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.
Малый бизнес – это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, то есть, совокупность малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.
Также существует более
широкое понятие – «
Существуют критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса. По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Все же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относят следующие:
Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
К малому и среднему бизнесу относят средние, малые и микропредприятия.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
Согласно постановлению
правительства РФ установлены
предельные значения выручки
от реализации товаров (раб.
услуг) за предшествующий год
без учета налога на
Данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощенная схема налогообложения, то есть единая уплата налога.
Роль малого бизнеса в экономике.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в экономике каждой страны:
Также, малый бизнес играет немаловажную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы1. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Стоит отметить, что мелкое
предпринимательство
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Важность малых предприятий
еще и в том, что, ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно развиватьс
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Деятельность малых
предприятий в менее развитых
районах западно- европейских стран
– это основа всей их социальной
и экономической жизни и
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений и бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран - не случайность, а необходимая закономерность вызванная самим ходом истории.
За 2009 год количество малых предприятий в России увеличилось на 10%. На сегодняшний день их общее число составляет 946 тысяч2. Такая статистика была приведена на пресс-конференции, посвященной проблемам малого предпринимательства.
На каждую тысячу человек в России приходится 7 малых предприятий, тогда как в Европе и США - 35-35. Доля малого бизнеса в ВВП России составляет 10-12%, а в развитых странах – 50 -60%. В сфере малого предпринимательства работает около 19% от всего занятого населения страны. В Европе в этой области занято до 70% работающих3.
По данным 2007 года можно определить положение малого предпринимательства России в мировой экономике (Таблица 1).
Таблица 14
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах
Страны |
Количество малых и средних предприятий (тыс.) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6440 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
875 |
57 |
7,5 |
15 |
9-10 |
Таким образом, можно считать, что масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.
Также приводится динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (таблица 2).
Таблица 25
Динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (%)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Среднесписочная численность работников |
12,0 |
12,1 |
12,7 |
12,9 |
12,8 |
14,3 |
14,9 |
Выпуск товаров и рыночных услуг |
8,0 |
6,5 |
5,6 |
5,4 |
5,9 |
6,7 |
8,1 |
Инвестиции в основной капитал |
5,4 |
4,7 |
2,7 |
2,6 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Здесь видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.
Особенно значительна
Из Таблицы 3 становится ясно, что развитие малого бизнеса в экономике России происходит неравномерно.
Таблица 36
Динамика отраслевой структуры малого бизнеса в России ( в % к общей численности малых предприятий)
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
|||||||
Промышленность |
15,7 |
15,6 |
15,7 |
15,3 |
15,3 |
13,7 |
13,3 |
Сельское хозяйство |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2 |
Строительство |
16,4 |
16,5 |
15,8 |
15,3 |
14,4 |
12,8 |
13,1 |
Транспорт |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
2,4 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Связь |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
Торговля и общественное питание |
42,7 |
43,3 |
44,5 |
44,9 |
46,3 |
47,9 |
46,8 |
Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения |
1,7 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
3,2 |
3,2 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
Операции с недвижимым имуществом |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
1,3 |
2,3 |
2,6 |
Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка |
4,3 |
4,2 |
2,0 |
4,1 |
4,1 |
4,4 |
4.4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
... |
... |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,2 |
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение |
1,3 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
Образование |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
Культура и искусство |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
Наука и научное обслуживание |
5,5 |
5,1 |
4,5 |
4,2 |
3,5 |
2,6 |
2,5 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
1,3 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Другие отрасли |
3,1 |
2,3 |
2,4 |
2,8 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
Информация о работе Роль малых предприятий в экономике России