Роль малых предприятий в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.

Оглавление

Введение 3
1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 4
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. 13
2.1.Проблемы развития малого бизнеса в России. 13
2.2.Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса. 18
2.3.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. 21
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсовая малый бизнес.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

НИУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 «Роль малых предприятий в экономике России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил

ст. гр. ЭП-10-10

Егоров В. В.

принял:

науч. руководитель: Панфёрова С. М.

 

 

 

 

 

 

МОСКВА  2011

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В условиях мирового экономического кризиса малый бизнес в России столкнулся в последний год с серьезными проблемами, так как негативные последствия кризиса проявились практически во всех секторах народного хозяйства, включая малый бизнес, в котором занята существенная часть населения. Тем не менее, руководство страны возлагает большие надежды на него по смягчению отрицательного воздействия кризиса на народное хозяйство и восстановлению экономического роста. Соответственно роль малых предприятий возрастает с каждым днем.

Малый бизнес – это важный сектор экономики, во многом влияющий на экономику страны.

В данной ситуации экономика  каждого малого предприятия нестабильна, и большинство малых предприятий могут потерпеть крах. В целях государства предотвратить это.

Данная тема очень  актуальна в наши дни, так как сейчас усиление и увеличение масштабов малого бизнеса это одна из главных задач в экономике России.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей  характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике.

Малый бизнес – это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, то есть, совокупность малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

Если рассматривать  расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

Также существует более  широкое понятие – «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического  или юридического лица, основной деятельностью  которого является максимизация прибыли  за счет производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

Существуют критерии по которым предприятие относят  к сфере малого бизнеса. По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Все же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относят следующие:

  • Критерий по статусу

Для юридических лиц  – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных  образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов  и закрытых паевых инвестиционных фондов).

  • Критерий по численности работников.

К малому и среднему бизнесу  относят средние, малые и микропредприятия.

Средняя численность  работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    1. От ста до одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    2. До ста человек включительно для малых предприятий;
    3. До пятнадцати человек – для микропредприятий;
  • Критерий по выручке

  Согласно постановлению  правительства РФ установлены  предельные значения выручки  от реализации товаров (раб.  услуг) за предшествующий год  без учета налога на добавленную   стоимость для следующих категорий  субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. Микропредприятия – 60 млн. рублей;
  2. Малые предприятия – 400 млн. рублей;
  3. Средние предприятия – 1000 млн. рублей;

Данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

Стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощенная схема налогообложения, то есть единая уплата налога.

Роль малого бизнеса в экономике.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  экономике каждой страны:

  1. Обеспечение необходимой мобильности в условиях рынка, создание глубокой специализации и кооперации, без которых немыслима их высокая эффективность;
  2. Способность быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, а также сравнительно быстро себя окупать;
  3. Создание атмосферы конкуренции;
  4. Создание основной среды и духа предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика.

Также, малый бизнес играет немаловажную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия  способны в больших масштабах  обеспечивать работой незанятые  трудовые ресурсы говорит то, что  в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы1. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что  большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить  массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается  результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Стоит отметить, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия  привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит , быть сильнее других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т.п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах западно- европейских стран  – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений и бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран  - не случайность, а необходимая закономерность вызванная самим ходом истории.

За 2009 год количество малых предприятий в России увеличилось на 10%. На сегодняшний день их общее число составляет 946 тысяч2. Такая статистика была приведена на пресс-конференции, посвященной проблемам малого предпринимательства.

На каждую тысячу человек  в России приходится 7 малых предприятий, тогда как в Европе и США -  35-35. Доля малого бизнеса в ВВП  России составляет 10-12%, а в развитых странах – 50 -60%. В сфере малого предпринимательства работает около 19% от всего занятого населения страны. В Европе в этой области занято до 70% работающих3.

По данным 2007 года можно определить положение малого предпринимательства России в мировой экономике (Таблица 1).

Таблица 14

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах

Страны

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6440

496

39,5

78

52-55

Россия

875

57

7,5

15

9-10


 

 

Таким образом, можно  считать, что масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Также приводится динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (таблица 2).

Таблица 25

Динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (%)

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Среднесписочная численность работников

12,0

12,1

12,7

12,9

12,8

14,3

14,9

Выпуск товаров и рыночных услуг

8,0

6,5

5,6

5,4

5,9

6,7

8,1

Инвестиции в основной капитал

5,4

4,7

2,7

2,6

2,9

2,8

2,7


 

Здесь видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.

Особенно значительна неравномерность  показателя доли участия малого бизнеса  в общем производстве. Максимум этого  показателя приходится на 2003 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих).

Из Таблицы 3 становится ясно, что  развитие малого бизнеса в  экономике  России происходит неравномерно.

 

Таблица 36

Динамика отраслевой структуры малого бизнеса в России ( в % к общей численности малых предприятий)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

100

100

100

100

100

100

100

В том числе:

             

Промышленность

15,7

15,6

15,7

15,3

15,3

13,7

13,3

Сельское хозяйство

1,3

1,4

1,6

1,5

1,6

1,8

2

Строительство

16,4

16,5

15,8

15,3

14,4

12,8

13,1

Транспорт

2,1

2,2

2,1

2,4

2,2

2,3

2,4

Связь

0,3

0,3

0,4

0,5

0,4

0,4

0,5

Торговля и общественное питание

42,7

43,3

44,5

44,9

46,3

47,9

46,8

Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения

1,7

1,7

1,5

1,6

1,6

3,2

3,2

Информационно-вычислительное обслуживание

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,7

0,9

Операции с недвижимым имуществом

0,5

0,5

0,7

0,9

1,3

2,3

2,6

Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка

4,3

4,2

2,0

4,1

4,1

4,4

4.4

Жилищно-коммунальное хозяйство

...

...

0,6

0,6

0,6

0,4

0,4

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

1,2

1,3

1,0

1,0

1,1

1,0

1,2

Здравоохранение, физкультура и  социальное обеспечение

1,3

1,8

2,0

2,0

2,1

2,2

2,2

Образование

0,8

0,8

0,8

0,7

0,6

0,4

0,3

Культура и искусство

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

0,9

0,9

Наука и научное обслуживание

5,5

5,1

4,5

4,2

3,5

2,6

2,5

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,3

0,9

0,9

0,7

0,7

0,6

0,5

Другие отрасли

3,1

2,3

2,4

2,8

2,6

2,7

2,7

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике России