Роль естественных монополий в национальной экономике
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:09, курсовая работа
Краткое описание
Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период. Предметом изучения является реформирование естественных монополий в РФ. Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; б) определить роль естественной монополии в экономике;
Оглавление
Введение……………………………………………………….……………...… 3 1 Сущность естественных монополий………………………………..……….. 5 1.1 Понятие монополий…………………………………...…………………. 5 1.2 Возникновение монополий……………...………………………………. 7 2 Роль естественных монополий в национальной экономике………….. 10 3 Проблемы реформирования естественных монополий…………......... 12 3.1 Железнодорожный транспорт…………………………………………... 16 3.2 Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов…………….. 17 3.3 Транспортировка газа по трубопроводам……………………………… 19 3.4 Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике………………………….. 22 3.5 Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий……………………………………………………… 28 Заключение……………………………………………………………… 30 Список используемой литературы…………………………………….. 33
В нефтяной промышленности
трубопроводы подразделяются на магистральные
и промысловые.
Магистральный нефтепровод
предназначен для транспортировки нефти
из районов добычи или хранения до мест
потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего
завода, перевалочных нефтебаз, пунктов
налива). Кроме того, нефтепроводы различаются
и по техническим показателям (величина
рабочего давления в трубопроводе, его
протяженность, наличие головных и промежуточных
насосных станций и пр.).
Вместе с тем законодательного
разграничения между этими трубопроводами
пока нет. Применяются СНИПы и ГОСТы, в
соответствии с которыми трубопроводы
строились, но это вызывает ряд проблем.
Например, трубопроводы, построенные как
промысловые, со временем реконструируются
и подпадают под все технические характеристики
магистральных. Другая проблема - наличие
в конкретном регионе только одного нефтепровода
(например, промыслового). В такой ситуации
деятельность его владельца тоже можно
признать естественной монополией.
Уже в течение нескольких лет
в Государственной Думе РФ рассматривается
проект закона «О магистральном трубопроводном
транспорте». Предполагается, что данный
закон будет распространять свое действие
не только на нефтепроводы, но и на газопроводы,
а также на трубопроводы, предназначенные
для транспортировки других углеводородов
(нефтяного попутного газа, газового конденсата,
газообразных углеводородов).
В нем предусмотрено, что магистральные
трубопроводы являются стратегическими
объектами федерального значения. Магистральный
трубопровод рассматривается как единый
комплекс сооружений, поэтому право собственности
на него не разделяется по отдельным объектам.
Предусмотрены некоторые ограничения
в пользовании магистральными трубами,
в частности, стандартизация и сертификация
оборудования, лицензирование деятельности
операторов (тех, кто оказывает услуги
по транспортировке углеводородов).
В законе целесообразно также,
на мой взгляд, ввести лицензирование
для проектных и строительных организаций;
определить особенности землепользования,
связанные с эксплуатацией магистральных
трубопроводов. Сейчас нередки случаи
строительства садовых домиков и прочих
сооружений в охранной зоне, что чрезвычайно
опасно.
Однако основной недостаток
законопроекта в том, что отличительные
черты магистрального трубопровода в
нем по-прежнему не определены.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов
разделяется на несколько технологически
неотделимых процессов, для каждого из
которых устанавливаются свои тарифы
(например, прием, перевалка, слив нефти
в трубопроводную систему в начале маршрута
и сдача, налив и перевалка нефти в конце
маршрута) .
3.4 Транспортировка газа
по трубопроводам
К сфере естественной монополии
относится транспортировка газа и по магистральным,
и по газораспределительным трубопроводам.
Магистральные газопроводы входят в газотранспортную
систему ОАО «Газпром» и предназначены
для транспортировки газа от места добычи
до газораспределительных сетей. В нашей
стране 90% всего газа добывается на севере
Западной Сибири, а основные потребители
расположены в основном в европейской
части. Единственно возможным способом
доставки природного газа является трубопроводный
транспорт. Субъектами естественной монополии
в этой сфере являются газотранспортные
организации (магистральные трубопроводы)
и газораспределительные организации
(владельцы распределительных сетей).
В настоящее время устанавливаются
тарифы на перемещение и передачу газа
по магистральным газопроводам на территории
Российской Федерации.
Из концепции реформирования:
Для организации свободного
рынка газа необходим ряд организационных
и структурных преобразований, обеспечивающих
равные условия для всех участников рынка.
Главной задачей является создание условий
свободной конкуренции, прежде всего,
необходимо обеспечить равенство условий
при получении доступа всех производителей
газа к газотранспортной системе ОАО "Газпром",
введение единых тарифов на транспортировку
для всех субъектов газового рынка. Естественно
- монопольные виды деятельности и, в первую
очередь, транспортировка газа должны
контролироваться государством, что невозможно
без ясного понимания ценообразования,
структуры издержек производства.
При создании рынка газа необходимо
использовать преимущества сложившейся
технологической системы диспетчеризации
и управления Единой системой газоснабжения,
исключив при этом корпоративный монополизм.
С этой целью предлагается:
Выделение в составе ОАО "Газпром"
Центрального производственно-диспетчерского
управления (ЦПДУ) в 100% дочернюю компанию
- ОАО "Ространсгаз".
Цель выделения - создание равных
условий доступа к газотранспортной системе
для всех субъектов газового рынка, эффективное
и надежное функционирование системы
магистрального транспорта и хранения
газа в интересах всех участников рынка.
Функции ОАО "Ространсгаз":
- обеспечение надежности
функционирования единой системы
газоснабжения;
- диспетчеризация транспорта
газа (необходимо постепенное разделение
диспетчерской и производственной
составляющей, в настоящее время
объединяемых в ЦПДУ ОАО "Газпром");
- заключение контрактов
на транспорт газа со всеми
пользователями услуг по транспорту
газа, в том числе и с ОАО
"Газпром";
- обеспечение оптимизации
транспортных схем;
- разработка текущих и
на перспективу до двух лет
планов работы газотранспортной
системы с учетом деятельности
всех производителей газа;
- обеспечение доступа
пользователей к газотранспортной
сети при работе краткосрочного
рынка газа;
- участие в обосновании
перспективных планов (на период
более двух лет) работы газотранспортной
сети с учетом запросов всех
пользователей.
- передача компании ОАО
"Ространсгаз" естественно-монопольного
вида деятельности - транспорта и хранения
природного газа с переводом ей на баланс
всех основных фондов по транспортировке
и хранению. Цель передачи - обеспечение
экономически обоснованной и эффективной
системы оплаты услуг по транспортировке
газа, контролируемой государством.
Функции ОАО "Ространсгаз"
как газотранспортной компании:
- поддержание работоспособности
системы транспортировки и хранения газа
(осуществление необходимых работ, ремонты
и замена оборудования и т.п.);
- транспортировка и хранение
природного газа
- подготовка расчетных
тарифов с учетом требуемых
инвестиций для последующего
их утверждения;
- обеспечение развития
системы транспортировки и хранения
газа в соответствии с перспективными
планами.
Создание Координатора рынка
газа
Для обеспечения сбалансированных
действий субъектов газовой отрасли на
регулируемой и нерегулируемой части
газового рынка, развития рынка в целом,
требуется создание и эффективное функционирование
независимого координирующего органа.
С этой целью предполагается создание
некоммерческой организации "Координатор
рынка газа". При создании Координатора
рынка газа необходимо использовать потенциал
и опыт самих участников рынка. Координатор
рынка газа может быть создан в форме некоммерческого
партнерства с участием производителей
и потребителей газа, представителей государства,
структур, обеспечивающих функционирование
газового рынка, в том числе, ОАО "Ространсгаз".
Функции Координатора
рынка газа:
- разработка правил и
нормативных документов, действующих
на нерегулируемом секторе рынка
(сетевого кодекса);
- разработка системы взаимоотношений
между субъектами газового рынка;
- внесение в органы
исполнительной власти необходимых
предложений по развитию рынка;
- участие в создании
торговых площадок, газовых бирж,
помощь в проведении региональных
тендеров на поставку газа
и т.д.;
- контроль за публичностью
осуществления взаимодействия субъектов
газового рынка, исполнением правил и
нормативных документов с возможным созданием
специализированного Третейского суда;
- участие в разработке
планов стратегического развития
отрасли.
Ключевым условием при создании
Координатора рынка газа является соблюдение
с самого начала принципа не доминирующего
участия в нем субъектов рынка, обладающих
основными объемами газа.
В качестве критерия может быть
использован принцип участия по величине
добычи/потребления природного газа в
определенном объеме (например, от 5 млрд.
куб. м/год), исходя из принципа: один участник
- один голос [15, с.15-18].
3.5 Услуги по передаче
электрической энергии и оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике
Такие услуги представляют
собой комплекс организационно и технологически
связанных действий, обеспечивающих передачу
электрической энергии через технические
устройства сетей в соответствии с техническими
регламентами.
Данные услуги оказываются
посредством совокупности электрических
сетей, устройств преобразования энергии,
средств по технологическому управлению
режимами подачи энергии и пр.
Субъектами естественной монополии
в этой сфере являются организации, оказывающие
услуги по передаче энергии. За услуги
по передаче электрической энергии (мощности)
по сетям субъектов естественной монополии
устанавливаются предельные размеры платы,
а также фиксированный уровень цен.
Оперативно-диспетчерское управление
в электроэнергетике - это комплекс мер
по централизованному управлению технологическими
режимами работы технических устройств
электростанций, электрических сетей
и энергопринимающего оборудования потребителей
электрической энергии с управляемой
нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения
надежного энергоснабжения и качества
электрической энергии, соответствующих
техническим регламентам и иным обязательным
требованиям.
Субъектами оперативно-диспетчерского
управления являются:
1) системный оператор
Единой энергетической системы
России (в настоящее время это
ОАО «Системный оператор - Центральное
диспетчерское управление Единой
энергетической системы»);
2) иные субъекты оперативно-диспетчерского
управления (организации и физические
лица), уполномоченные на выдачу
оперативных диспетчерских команд
и распоряжений.
Предпосылки реформирования
электроэнергетики. Еще в 1980-х годах в
электроэнергетике страны стали проявляться
признаки стагнации: производственные
мощности обновлялись заметно медленнее,
чем росло потребление электроэнергии.
В 1990-е годы, в период общеэкономического
кризиса в России, объем потребления электроэнергии
существенно уменьшился, в то же время
процесс обновления мощностей практически
остановился. Общая ситуация в отрасли
характеризовалась следующими показателями:
По технологическим показателям (удельный
расход топлива, средний коэффициент полезного
действия оборудования, рабочая мощность
станций и др.) российские энергокомпании
отставали от своих аналогов в развитых
странах. Отсутствовали стимулы к повышению
эффективности, рациональному планированию
режимов производства и потребления электроэнергии,
энергосбережению. В отдельных регионах
происходили перебои энергоснабжения,
наблюдался энергетический кризис, Существовала
высокая вероятность крупных аварий. Отсутствовала
платежная дисциплина, были распространены
неплатежи. Предприятия отрасли были информационно
и финансово "не прозрачными". Доступ
на рынок был закрыт для новых, независимых
игроков. Все это вызвало необходимость
преобразований в электроэнергетике,
которые создали бы стимулы для повышения
эффективности энергокомпаний и позволили
существенно увеличить объем инвестиций
в отрасли. В противном случае, при дальнейшем
расширении внешнеэкономического сотрудничества,
российские предприятия проиграли бы
экономическое соревнование не только
на зарубежных рынках, но и на внутреннем
рынке страны.
Цели и задачи реформы. Основная
цель реформирования электроэнергетики
России – повышение эффективности предприятий
отрасли, создание условий для ее развития
на основе стимулирования инвестиций,
обеспечение надежного и бесперебойного
энергоснабжения потребителей. В связи
с этим в электроэнергетике России происходят
радикальные изменения: меняется система
государственного регулирования отрасли,
формируется конкурентный рынок электроэнергии,
создаются новые компании. В ходе реформы
меняется структура отрасли: осуществляется
разделение естественномонопольных (передача
электроэнергии, оперативно-диспетчерское
управление) и потенциально конкурентных(производство
и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис)
функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных
компаний, выполнявших все эти функции,
создаются структуры, специализирующиеся
на отдельных видах деятельности. Генерирующие,
сбытовые и ремонтные компании в перспективе
станут преимущественно частными и будут
конкурировать друг с другом. В естественномонопольных
сферах, напротив, происходит усиление
государственного контроля. Таким образом,
создаются условия для развития конкурентного
рынка электроэнергии, цены которого не
регулируются государством, а формируются
на основе спроса и предложения, а его
участники конкурируют, снижая свои издержки.