Роль естественных монополий в национальной экономике
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:09, курсовая работа
Краткое описание
Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период. Предметом изучения является реформирование естественных монополий в РФ. Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; б) определить роль естественной монополии в экономике;
Оглавление
Введение……………………………………………………….……………...… 3 1 Сущность естественных монополий………………………………..……….. 5 1.1 Понятие монополий…………………………………...…………………. 5 1.2 Возникновение монополий……………...………………………………. 7 2 Роль естественных монополий в национальной экономике………….. 10 3 Проблемы реформирования естественных монополий…………......... 12 3.1 Железнодорожный транспорт…………………………………………... 16 3.2 Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов…………….. 17 3.3 Транспортировка газа по трубопроводам……………………………… 19 3.4 Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике………………………….. 22 3.5 Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий……………………………………………………… 28 Заключение……………………………………………………………… 30 Список используемой литературы…………………………………….. 33
В годы первой мировой войны
1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда
локальных монополий, но в целом война
увеличила число монополий и их мощь. Возникли
крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева,
Ба Толина, бр.Рябушинских. Особенно развивались
монополии связанные с военным производством.
Российский монополистический капитализм
существовал на основе сращивания монополий
с государственными органами (металлургический
комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также
в форме " принудительных объединений
" по инициативе и при участие правительства
(организации Ванкова, Ипатьева, Киевская
организация производства колючей проволоки
и др.). Монополии были ликвидированы в
результате Октябрьской революции в ходе
национализации промышленности и банков.
Советское государство частично использовало
учетные и распределительные органы монополий
при создании органов управления народным
хозяйством. При переходе России к рынку
вновь возникли монополии и проблемы связанные
с ними.
2 РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В силу своего огромного значения
для экономики в целом постоянное внимание
привлекают три главные естественные
монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России»
и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных
монополий, близких им по типу, таких как
«Транснефть», министерство атомной энергетики,
«Сбербанк», а также локальные монополии
типа водоканалов, аэропортов и т. п., но
они вызывают интерес не столь часто.
Три вышеуказанные монополии
составляют важную часть государственного
сектора, и всей российской экономики.
Хотя формально «Газпром» – акционерное
общество, в котором доля государства
всего 38%, реально он является неотъемлемой
частью госсектора.
Крупнейшие естественные монополии
в России и их влияние на национальную
экономику . Занимая всего 4% рабочих и
служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП,
20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ.
Особенно велика роль «Газпрома» вследствие
его экспортного потенциала: добавленной
стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС»
и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс.
работников, а прибыли и налогов – вдвое
больше, чем они. Очевидно, это следствие
извлечения значительной природной ренты,
которая здесь еще недооценена из-за заниженных
внутренних цен на газ. При повышении этих
цен в три раза, – хотя и тогда они были
бы вдвое ниже экспортной цены на основном
европейском рынке, – валовая добавленная
стоимость «Газпрома» составляла бы в
2000 году примерно один триллион рублей,
т. е. вдвое выше отчетного показателя,
а прибыль – около 300-350 млрд. руб., в том
числе рента - около 70%. В настоящее время
часть ренты перераспределяется через
заниженные цены в другие отрасли, прежде
всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать
заниженные тарифы на энергию и тепло,
а также населению через удешевленные
коммунальные услуги. При этом удерживается
низкая заработная плата бюджетников
и пенсии, усиливая дифференциацию населения
по денежным доходам. Роль «Газпрома»
в современной российской экономике, таким
образом, уникальна, особенно в искажении
относительных цен, подающих неверные
сигналы агентам рынка.
Учитывая огромную роль естественных
монополий в экономике и госсекторе, представляется
вполне оправданным рассмотрение и утверждение
их инвестиционных программ в парламенте
совместно с федеральным бюджетом, а текущих
издержек – в правительстве, с выдачей
соответствующих директив представителям
государства в этих компаниях.
3 ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
3.1 Железнодорожный транспорт
Сами по себе сферы естественных
монополий являются достаточно подвижными.
Это означает, что по основным характеристикам
естественной монополией можно назвать
многие отрасли экономики. Но формально
эти сферы определяются только на уровне
закона.
В сфере железнодорожного транспорта
полностью отсутствует внутриотраслевая
конкуренция, что обусловлено особой организационной
структурой. Параллельные железнодорожные
линии контролируются одной и той же железной
дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки
дальнего следования, как правило, выполняет
один и тот же оператор.
Железнодорожный (ж/д) транспорт
составляет основу транспортной системы
Российской Федерации, он осуществляет
около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота
всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Реформа ж/д транспорта началась
с передачи функций хозяйственного управления
от бывшего министерства путей сообщения
образованному осенью 2003 г. ОАО “Российские
железные дороги” (РЖД). Единственным
его акционером является Российская Федерация.
Будучи государственной корпорацией,
РЖД обязано работать также и в убыточных
сегментов транспортного рынка. Вместе
с тем доступ в высокодоходные сегменты
должен быть равным и недискриминационным
как для государственного, так и для частного
капитала. Пока же РЖД действует во многих
сегментах транспортного рынка в условиях
жесткой конкуренции, занимая далеко не
самые выгодные позиции.
При выработке модели реформирования
отрасли стояла задача создать такую функциональную
структуру и механизмы управления, чтобы
внедрение конкуренции между хозяйствующими
субъектами не приводило к разрыву действующих
технологических и экономических связей
в транспортной “цепочке” и не порождало
новых, более мелких монополистов. К тому
же на ж/д транспорте особенно высоки барьеры
первоначального накопления капитала,
необходимого для вхождения в состав новых
звеньев транспортопроводящей сети и
обслуживающей ее специализированной
инфраструктуры.
В целом специфика ж/д транспорта
определяет ряд исходных требований к
реформированию отрасли. Прежде всего,
оно должно осуществляться при безусловном
сохранении целостности естественно монопольной
инфраструктуры ж/д транспорта. Это диктуется
как требованиями неразрывности единого
экономического пространства страны,
так и соображениями национальной безопасности.
На всех этапах создания и функционирования
РЖД роль государства в обеспечении сохранности
и увеличении активов, а так же в эффективном
управлении рисками, неизбежно возникающими
в процессе реформирования, останется
ведущей. В новой корпоративной структуре
должны рационально сочетаться рыночные
механизмы саморегулирования и государственного
контроля, для чего необходимо принятие
соответствующих законодательных мер.
Наконец, трансформацию такой сложной
системы, как ж/д транспорт, нужно осуществлять
постепенно и поэтапно при обеспечении
стабильности, надежности и безопасности
функционирования железных дорог [9, с.5-15].
Собственно сценарий реформирования
ж/д отрасли включает три этапа преобразований
в период с 2001 по 2010 г. В результате в собственности
РЖД останется монопольная инфраструктура
ж/д транспорта, принадлежащая региональным
железным дорогам (РЖД владеет 100% акций
дочерних компаний), а также основная часть
локомотивного парка. Оставшаяся в собственности
РЖД половина грузового вагонного парка
поступает в распоряжение дочерней акционерной
компании, занимающейся лизингом и эксплуатацией
подвижного состава, а также выполнением
грузовых и пассажирских перевозок для
государственных нужд. После 2010 г. в конкурентном
секторе будет эксплуатироваться уже
до 80-90% вагонного парка. Тогда в соответствии
с принятой концепцией станут решаться
более конкретные проблемы. К их числу
относятся: рационализация соотношения
государственной и частной форм собственности,
в том числе на вагонный парк; определение
масштабов конкуренции в сфере грузовых
и дальних пассажирских перевозок; развитие
конкурирующих структур и интеграция
с другими видами транспорта (формирование
грузовых и пассажирских терминальных
систем); становление механизмов конкуренции
в пригородном сообщении за счет продажи
лицензий частным компаниям и др.
В ходе реформирования ж/д транспорта
возникло несколько крупных проблем, без
решения которых желаемый эффект от реформ
получить не удастся.
Проблема создания и корпоративного
статуса дочерних компаний. По плану реформы
до конца 2006 г. из состава РЖД должны быть
выделены дочерние АО, работающие в конкурентном
секторе. На практике выяснилось, что подобная
реорганизация ОАО связана с труднопреодолимыми
препятствиями. Выделение дочерних компаний
из состава естественной монополии как
госхолдинга должно происходить только
на основе специального закона, принимаемой
Государственной думой РФ, что неизбежно
превратится в длительный, сложный конфликтный
процесс неопределенным результатом.
Сохранение же дочерних компаний в составе
госкорпорации и организация их деятельности
на принципах внутрикорпоративной конкуренции
означали бы создание сверхмонополии
и свели бы на нет весь замысел реформы.
Минтранс России предложил решить эту
проблему путем учреждения так называемых
пустых компаний, на баланс которых может
позднее передаваться соответсвующее
имущество. На практике же способ выделения
дочерних компаний более применим к основным
направлениям реорганизуемой деятельности
ж/д транспорта – пассажирским перевозкам,
капитальному ремонту вагонов, рефрижераторным
и контейнерным перевозкам. Способ пустых
компаний скорее подходит для мелких сервисных
звеньев в регионах.
Выделение из состава
естественной монополии сегмента
пассажирских перевозок. С начала
2005 г. идет раздел и передача
имущества от РЖД Федеральной
пассажирской компании (ФПК), которая
станет отдельным акционерным
обществом (предположительно в 2007 г.),
100% акций которого будут принадлежать
государству. По сути, решается вопрос
о том, станет ли перекрестное
субсидирование (пассажирских перевозок
за счет грузовых) прямым (путем
субсидирования убытков ФПК). Здесь
возникает проблема оплаты ФПК
за пользование инфраструктурой
РЖД. Более того, в любом случае
появляются два ее оператора
– РЖД и ФПК, что противоречит
одному из основных принципов
реформы железнодорожного транспорта
как естественной монополии. Конечно,
РЖК выгодно избавится от убыточного
бизнеса пассажирских перевозок,
оставив себе только прибыльные
грузовые, тем самым, повышая свою привлекательность
для кредиторов и инвесторов.
Проблема регулирования тарифов.
За время самостоятельной хозяйственной
деятельности на рынке у РЖД как коммерческой
компании сформировались определенные
интересы, требующие более сложных подходов,
чем прямое установление гостарифов на
основную деятельность монополии. РЖД
стремится к частичной либерализации
тарифной политики и получению права самостоятельно
изменять ставки тарифов (в сторону как
повышения, так и понижения) в целях поддержания
конкурентоспособности. Пока в условиях
конкуренции с частными перевозчиками
РЖД из-за жесткости тарифов несет потери.
Пытаясь найти выход из сложившегося
положения, РЖД разработало «Методику
обоснования решений о прекращении регулирования
тарифов на перевозки грузов, багажа и
грузобагажа. В ней предлагается разрешить
снижать тарифы либо, напротив, устанавливать
надбавки в диапазоне от -30 до +20% по решению
самого ОАО. При необходимости более масштабных
изменений оно должно получить согласие
регулирующих органов. Оперативного решения
этих вопросов и Федеральной службе по
тарифам пока не предвидится.
Проблемы ограничения конкуренции
и монопольной дискриминации. В деятельности
железнодорожной госкорпорации заметны
признаки дискриминации в отношении других
участников рынка инфраструктурных услуг.
Пока частных железных дорог немного и
они преимущественно находятся в собственности
или под управлением крупных промышленных
компаний, монопольная дискриминация
РЖД по отношению к конкурентам не имеет
явно негативных последствий. Однако по
мере развития частного предпринимательства
в отдельных сегментах железнодорожной
монополии дискриминация может усиливаться,
и госкорпорация, а также ее филиалы будут
использовать свое доминирующее положение
на рынке инфраструктурных услуг в ущерб
конкурентам.
3.2 Услуги транспортных
терминалов, портов и аэропортов
Услуги транспортных терминалов
- это производственные операции по приемке,
перемещению и сдаче грузов. К ним относятся
только те операции, которые неразрывно
связаны с обслуживанием перевозчика
грузов. Услуги портов и аэропортов близки
по значению к услугам транспортных терминалов,
они включают в себя производственные
операции по обработке грузов, обслуживанию
пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
При наличии большого числа
хозяйствующих субъектов, оказывающих
услуги морских и речных портов, развитой
конкуренции в этой отрасли не имеется.
Порты, выделившиеся из государственных
пароходств, занимают локальное доминирующее
положение на рынке портовых услуг, обладают
монопольным правом на портовые механизмы,
устройства, территорию, выступают в качестве
единственного арендатора государственного
имущества. В частности, на рынке портовых
услуг субъектами естественной монополии
являются ОАО «Азовский морской порт»,
ГУП «Московский западный порт», ОАО «Хабаровский
речной порт» и др.
Сложность регулирования услуг
аэропортов предопределена общими проблемами
гражданской авиации. Основной показатель
объема транспортной работы в авиации
- это пассажирооборот. За последние 10
лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно
перевозимых пассажиров уменьшилось в
четыре раза. Гражданская авиация, являясь
транспортом общего пользования, практически
недоступна для широкого круга пользователей
(услугами авиации пользуется не более
5% населения).
Состояние материально-технической
базы критическое, т.к. 90% парка воздушных
судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые
услуги (аэронавигационное обслуживание
воздушных судов, обслуживание пассажиров
в аэропортах, обеспечение авиационной
безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно
отстает от роста авиационных тарифов
и не является определяющим фактором роста
стоимости авиабилетов. Основное влияние
на тарифы оказывают стоимость авиационного
топлива, цены на техническое обслуживание
и ремонт.
Государственное ценовое регулирование
услуг аэропортов имеет целью приведение
уровня аэропортовых сборов и тарифов
к уровню экономически обоснованной себестоимости
этих услуг. Это позволит сократить перекрестное
субсидирование пассажирских перевозок
за счет грузовых .