Роль человеческого капитала в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития человеческого капитала в России и нахождение путей решения данной проблемы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
охарактеризовать понятие человеческого капитала и определить его показатели
рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
рассмотрение динамики показателей человеческого капитала
выявить основные проблемы развития человеческого капитала в России
дать рекомендации по решению проблем развития человеческого капитала в России

Файлы: 1 файл

Колова. Курсовая2.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1 Содержание этапов формирования и использования человеческого капитала

Инвестиционные мероприятия:

Этапы

Становление

Накопление

Использование

Воспроизводство

А

1

2

3

4

 

Воспитание

1

Унаследованные качества индивида: здоровье, память; склонность к творчеству, науке, которые являются результатом вложений в развитие предшествующих поколений.

Семья и государство  несут издержки, связанные с воспитанием, образованием, формированием потенциала здоровья индивида.

Воспитание воздействует на эффективное использование человеческого капитала индивида.

Семья, государство, предприятия  заинтересованы в здоровье работника  и родителя, затрачивают средства на различные оздоровительные программы 

Образование

2

Семья тратит средства на образование своих детей, с целью  увеличения получаемых благ в будущем.

Государство стремиться доинвестировать в образование  индивида, если с этим не справляется  семья.

Образование играет важную роль в профессиональной деятельности индивид; от его уровня зависит дальнейшее использование человеческого капитала.

Образование индивида влияет на его образ жизни и образ  жизни окружающих. Воспроизводятся  актуальные способности индивида.

Обеспечение здоровья индивида

3

Обеспечение благоприятных  условий для родителей и ребёнка  с целью получения здорового  носителя человеческого капитала.

Семья, государство обеспечивают спортивное, духовное, морально-психологическое  воспитание индивида, что способствует обеспечению его нравственной и  психологической устойчивости.

Проведение предприятиями  и государством соответствующих профилактических мероприятий для индивида, лечения профессиональных заболеваний, профессиональных стрессов.

Проведение оздоровительного лечения средствами семьи, государства  и предприятий с целью продления  периода работоспособной деятельности индивида и рождения здорового поколения.

Производственная подготовка

4

Обеспечение условий, позволяющих  улучшить профессионально-квалификационный уровень индивидов, с целью получения  полноценного носителя человеческого  капитала.

Производственная подготовка работников на фирме даёт возможность повысить эффективность производства и повысить профессионально-квалификационный уровень работников.

Производственная подготовка позволяет фирме улучшить квалификационный уровень работников, затрачивая при  этом меньшее количество денежных средств, чем в случае приглашения специалиста со стороны.

Инвестиции в благополучие персонала, его здоровье для снижения потерь рабочего времени и обеспечения  полноценного воспроизводства населения.

Миграция и выявление  информации, необходимой для использования человеческого капитала

 

 

5

Семья и государство  проводят определенные мероприятия  с целью обеспечения здорового  образа жизни родителей.

Инвестиции семьи и  государства с целью выбора места  обучения ребёнка с учётом его  наклонностей и способностей.

Семья перемещает и трудоустраивает  человека в привлекательные организации. Государство способствует трудоустройству  безработных.

Миграция семьи с  целью поддержания и сохранения здоровья, необходимого для работы и воспроизводства здорового  поколения.


Источник: Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2.2  Критерии эффективности  человеческого капитала

Критерии эффективности

человеческого капитала

Характеристики критериев эффективности

человеческого капитала

Индивид

Фирма

Государство

А

1

2

3

1.Образование

1.Уровень формального  образования (количество лет обучения).

2.Знания и интеллект.

3.Научные результаты  и статус.

1.Численность и доля  специалистов с высшим образованием.

2.Образовательная ёмкость  производства.

1.Численность выпускников  учебных заведений.

2.Доля лиц с высшим  и средним специальным образованием.

3.Средняя продолжительность  обучения.

2.Здоровье

1.Наследственность.

2.Образ жизни.

3.Экологические условия.

4.Эффективность системы  здравоохранения.

1.Количество оздоровительных  и спортивных мероприятий для  сотрудников.

2.Число мероприятий  по охране труда.

1.Средняя ожидаемая  продолжительность жизни.

2.Экологические условия  жизни.

3.Масштабы профилактических мероприятий.

4.Уровень развития  массовой физической культуры  и спорта.

3.Производственная подготовка

1.Уровень грамотности

2.Продолжительность обучения  на производстве.  

1.Фонд времени подготовки  на рабочем месте.

1.Профессионально-квалификационная структура.

2.Ожидаемая продолжительность  трудовой жизни.

4.Миграция

1.Личная мобильность  (профессиональная, межотраслевая,  территориальная).

2.Средний стаж работы  на одном месте.

1.Внутрифирменная мобильность  (ротация кадров) – горизонтальная  и вертикальная.

2.Текучесть кадров.

3.Средний производственный  стаж персонала.

1.Масштабы профессиональной, межотраслевой, территориальной  мобильности.

2.Масштабы международной  мобильности (эмиграция, иммиграция, «утечка умов»).

3.Средняя продолжительность работы на одном рабочем месте.


Источник: Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2.3 Интерпретация факторов полученных методом главных компонентов  с различным уровнем развития человеческого капитала

Группа регионов

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

Фактор 7

Фактор 8

Вся совокупность регионов РФ

Фактор влияния человеческого  капитала на экономическое равновесие региона (26,7%)

Демографический фактор (14,5%)

Инвестиционный фактор (8,9%)

Миграционный фактор (6,7%)

Фактор ресурсообеспеченности  развития человеческого капитала (4,4%)

Фактор частных инвестиций в образование (3,8%)

Фактор бюд-

жетного обес-

печения

уровня здо-

ровья насе-

ления (3,8%)

Фактор человеческого  потенциала (3,6%)

Группа регионов с  высоким уровнем развития ЧК

Инновационный фактор (26,0%)

Фактор ресурсообеспеченности  развития человеческого капитала (17,0%)

Фактор человеческого  потенциала (13,3%)

Инвестиционный фактор (9,1%)

Фактор частных инвестиций в образование (6,4%)

Фактор целесообразности роста уровня образования (4,8%)

Фактор эко-

номической

эффективно-

сти образо-

вания (3,9%)

Фактор бюд-

жетной поли-

тики в облас-

ти культуры

(3,7%)

Группа регионов с  уровнем развития ЧК «ниже среднего»

Инвестиционный фактор (19,2%)

Фактор человеческого  потенциала (14,3%)

Демографический фактор (9,5%)

Фактор ресурсообеспеченности  развития человеческого капитала (7,6%)

Миграционный фактор (6,4%)

Социальный фактор (5,9%)

Фактор тех-

нологическо-

го перехвата

(4,73%)

Фактор целе-

сообразности

роста уровня

образования

(4,1%)

Группа регионов с  низким уровнем развития ЧК

Демографический фактор (20,08%)

Фактор человеческого  потенциала (19,4%)

 

 

Инвестиционный фактор (8,8%)

Фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала (6,72%)

Фактор частных инвестиций в образование (5,3%)

Фактор целе-

сообразности

роста уровня

образования

(4,85%)

Миграцион-

ный фактор

(4,51)

Фактор тех-

нологическо-

го перехвата

(4,19%)


Источник: Конопацкая, Е. И. Тихомирова // Вестник Самарского государственного экономического университета / . – 2011. – № 09. – 72 с..

 


Информация о работе Роль человеческого капитала в развитии экономики