Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития человеческого капитала в России и нахождение путей решения данной проблемы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
охарактеризовать понятие человеческого капитала и определить его показатели
рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
рассмотрение динамики показателей человеческого капитала
выявить основные проблемы развития человеческого капитала в России
дать рекомендации по решению проблем развития человеческого капитала в России
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 2.1 Содержание этапов формирования и использования человеческого капитала
Инвестиционные мероприятия: |
Этапы | ||||
Становление |
Накопление |
Использование |
Воспроизводство | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Воспитание |
1 |
Унаследованные качества индивида: здоровье, память; склонность к творчеству, науке, которые являются результатом вложений в развитие предшествующих поколений. |
Семья и государство несут издержки, связанные с воспитанием, образованием, формированием потенциала здоровья индивида. |
Воспитание воздействует
на эффективное использование |
Семья, государство, предприятия
заинтересованы в здоровье работника
и родителя, затрачивают средства
на различные оздоровительные |
Образование |
2 |
Семья тратит средства на образование своих детей, с целью увеличения получаемых благ в будущем. |
Государство стремиться доинвестировать в образование индивида, если с этим не справляется семья. |
Образование играет важную
роль в профессиональной деятельности
индивид; от его уровня зависит дальнейшее
использование человеческого ка |
Образование индивида влияет на его образ жизни и образ жизни окружающих. Воспроизводятся актуальные способности индивида. |
Обеспечение здоровья индивида |
3 |
Обеспечение благоприятных
условий для родителей и |
Семья, государство обеспечивают спортивное, духовное, морально-психологическое воспитание индивида, что способствует обеспечению его нравственной и психологической устойчивости. |
Проведение предприятиями и государством соответствующих профилактических мероприятий для индивида, лечения профессиональных заболеваний, профессиональных стрессов. |
Проведение оздоровительного
лечения средствами семьи, государства
и предприятий с целью |
Производственная подготовка |
4 |
Обеспечение условий, позволяющих
улучшить профессионально- |
Производственная подготовка
работников на фирме даёт возможность повысить
эффективность производства и повысить
профессионально- |
Производственная подготовка позволяет фирме улучшить квалификационный уровень работников, затрачивая при этом меньшее количество денежных средств, чем в случае приглашения специалиста со стороны. |
Инвестиции в благополучие персонала, его здоровье для снижения потерь рабочего времени и обеспечения полноценного воспроизводства населения. |
Миграция и выявление информации, необходимой для использования человеческого капитала |
5 |
Семья и государство проводят определенные мероприятия с целью обеспечения здорового образа жизни родителей. |
Инвестиции семьи и государства с целью выбора места обучения ребёнка с учётом его наклонностей и способностей. |
Семья перемещает и трудоустраивает человека в привлекательные организации. Государство способствует трудоустройству безработных. |
Миграция семьи с целью поддержания и сохранения здоровья, необходимого для работы и воспроизводства здорового поколения. |
Источник: Основы экономической теории: Учебное
пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.2 Критерии эффективности человеческого капитала
Критерии эффективности человеческого капитала |
Характеристики критериев эффективности человеческого капитала | ||
Индивид |
Фирма |
Государство | |
А |
1 |
2 |
3 |
1.Образование |
1.Уровень формального
образования (количество лет 2.Знания и интеллект. 3.Научные результаты и статус. |
1.Численность и доля специалистов с высшим образованием. 2.Образовательная ёмкость производства. |
1.Численность выпускников учебных заведений. 2.Доля лиц с высшим
и средним специальным 3.Средняя продолжительность обучения. |
2.Здоровье |
1.Наследственность. 2.Образ жизни. 3.Экологические условия. 4.Эффективность системы здравоохранения. |
1.Количество оздоровительных и спортивных мероприятий для сотрудников. 2.Число мероприятий по охране труда. |
1.Средняя ожидаемая продолжительность жизни. 2.Экологические условия жизни. 3.Масштабы профилактических мероприятий. 4.Уровень развития массовой физической культуры и спорта. |
3.Производственная подготовка |
1.Уровень грамотности 2.Продолжительность обучения
на производстве. |
1.Фонд времени подготовки на рабочем месте. |
1.Профессионально-квалификацио 2.Ожидаемая продолжительность трудовой жизни. |
4.Миграция |
1.Личная мобильность (профессиональная, межотраслевая, территориальная). 2.Средний стаж работы на одном месте. |
1.Внутрифирменная мобильность (ротация кадров) – горизонтальная и вертикальная. 2.Текучесть кадров. 3.Средний производственный стаж персонала. |
1.Масштабы профессиональной,
межотраслевой, 2.Масштабы международной
мобильности (эмиграция, 3.Средняя продолжительность работы на одном рабочем месте. |
Источник: Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 2.3 Интерпретация факторов полученных методом главных компонентов с различным уровнем развития человеческого капитала
Группа регионов |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Фактор 5 |
Фактор 6 |
Фактор 7 |
Фактор 8 |
Вся совокупность регионов РФ |
Фактор влияния человеческого капитала на экономическое равновесие региона (26,7%) |
Демографический фактор (14,5%) |
Инвестиционный фактор (8,9%) |
Миграционный фактор (6,7%) |
Фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала (4,4%) |
Фактор частных инвестиций в образование (3,8%) |
Фактор бюд- жетного обес- печения уровня здо- ровья насе- ления (3,8%) |
Фактор человеческого потенциала (3,6%) |
Группа регионов с высоким уровнем развития ЧК |
Инновационный фактор (26,0%) |
Фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала (17,0%) |
Фактор человеческого потенциала (13,3%) |
Инвестиционный фактор (9,1%) |
Фактор частных инвестиций в образование (6,4%) |
Фактор целесообразности роста уровня образования (4,8%) |
Фактор эко- номической эффективно- сти образо- вания (3,9%) |
Фактор бюд- жетной поли- тики в облас- ти культуры (3,7%) |
Группа регионов с уровнем развития ЧК «ниже среднего» |
Инвестиционный фактор (19,2%) |
Фактор человеческого потенциала (14,3%) |
Демографический фактор (9,5%) |
Фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала (7,6%) |
Миграционный фактор (6,4%) |
Социальный фактор (5,9%) |
Фактор тех- нологическо- го перехвата (4,73%) |
Фактор целе- сообразности роста уровня образования (4,1%) |
Группа регионов с низким уровнем развития ЧК |
Демографический фактор (20,08%) |
Фактор человеческого потенциала (19,4%)
|
Инвестиционный фактор (8,8%) |
Фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала (6,72%) |
Фактор частных инвестиций в образование (5,3%) |
Фактор целе- сообразности роста уровня образования (4,85%) |
Миграцион- ный фактор (4,51) |
Фактор тех- нологическо- го перехвата (4,19%) |
Источник: Конопацкая, Е. И. Тихомирова // Вестник Самарского государственного экономического университета / . – 2011. – № 09. – 72 с..
Информация о работе Роль человеческого капитала в развитии экономики