Роль человеческого капитала в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития человеческого капитала в России и нахождение путей решения данной проблемы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
охарактеризовать понятие человеческого капитала и определить его показатели
рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
рассмотрение динамики показателей человеческого капитала
выявить основные проблемы развития человеческого капитала в России
дать рекомендации по решению проблем развития человеческого капитала в России

Файлы: 1 файл

Колова. Курсовая2.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Демографический фактор формирует  показатели, влияющие на продолжительность  жизни населения. Сокращается численность  населения, в первую очередь, под воздействием смертности людей от болезней кровообращения и новообразований. Положительный эффект наблюдается в результате роста рождаемости, а следовательно, и естественного прироста, и темпов роста населения за год. Для достижения максимальных сроков продолжительности жизни населения необходимо на уровне государства своевременно принимать меры по сбережению его здоровья и интеллектуальному развитию на каждом этапе жизни на разных уровнях формирования человеческого  капитала. 

Фактор человеческого потенциала сформирован на основе показателей, характеризующих совокупный запас сил всех жителей страны, которые могут в дальнейшем послужить достижению общественных целей, росту производительности труда, т.е. в дальнейшем трансформироваться в человеческий капитал. Основу человеческого потенциала, в первую очередь, по мнению автора, составляют демографические показатели, определяемые численностью и половозрастным составом населения на всех уровнях формирования: численность населения, численность экономически активного населения, численность детей, число учащихся школ, число учащихся ССУЗов и др. Вклад  фактора человеческого потенциала в объясненную дисперсию колеблется от 3,55 до 19,4%.

В состав инвестиционного фактора  входят показатели, отражающие влияние  инвестиций на формирование человеческого капитала на разных уровнях его становления. Например, в рамках бюджетной обеспеченности и государственных расходов к ним относят:

  • Среднедушевые расходы консолидированного бюджета на дошкольное общее образование
  • Переподготовку и повышение квалификации;
  • Бюджетные расходы на стационарную медицинскую помощь
  • Социальную политику и др.

С другой стороны, большой вклад  в развитие человеческого капитала вносится на уровне семьи. Здесь возможности  развития и реализации человеческих способностей напрямую зависят от степени ее благосостояния.

Инвестиционный фактор занимает доминирующую позицию в группе регионов с уровнем  развития ниже среднего, доля его объясненной  дисперсии составила 19,2%. В остальных  случаях выделена в качестве третьего и четвертого фактора по степени воздействия на формирование человеческого капитала.

Наиболее сильное влияние на регионы с высоким уровнем  развития человеческого капитала оказывает  фактор ресурсообеспеченности развития человеческого капитала. Он занимает вторую позицию (17%) и характеризуется состоянием уровней доходов населения, инвестиций, направленных на развитие высшего образования и здравоохранения, численности занятых в экономике на одного пенсионера и др. Этот фактор отражает состояние человеческого капитала на настоящий момент, сформировавшееся в результате проводимых в стране экономических и политических реформ.

 В процессе исследования  были выявлены факторы, в состав  которых вошли показатели, формирующие  человеческий капитал. Например, фактор экономической эффективности образования, занимающий седьмую позицию в составе факторов, сформированных для группы регионов с высоким уровнем развития, содержит показатель норм отдачи от образования. Это свидетельствует, во-первых, об экономической целесообразности частных инвестиций в образование, во-вторых, о том, что высокие нормы отдачи стимулируют развитие человеческого капитала в регионах в целом.

В результате проведения факторного анализа был осуществлен переход  от всего многообразия первоначальных признаков к 8 обобщенным факторам, на основе которых можно сделать вывод, что развитие человеческого капитала на каждом уровне обеспечивается влиянием различных факторов, а именно:

  • Для совокупности всех регионов РФ доминирующими являются факторы влияния человеческого капитала на экономическое развитие региона и человеческого потенциала;
  • На экономику регионов с высоким уровнем развития человеческого капитала наибольшее воздействие оказывает инновационный фактор, фактор человеческого потенциала и ресурсообеспеченности развития человеческого капитала;
  • В процессе формирования человеческого капитала в регионах с уровнем развития среднего превалирующее значение приобретают фактор человеческого потенциала и фактор целесообразности роста уровня образования;
  • На формирование человеческого капитала в регионах с низким уровнем развития в наибольшей степени влияют факторы человеческого потенциала, ресурсообеспеченности развития человеческого капитала и демографический фактор.

Необходимо, в итоге, отметить, что  во всех моделях уровней экономического развития регионов присутствует фактор человеческого потенциала, что свидетельствует о его доминирующем влиянии на уровни развития человеческого капитала и экономический рост России.[7;60-64].

Рассмотрев факторный анализ можно дать рекомендации по решению проблем развития человеческого капитала, а именно:

  • Разработать и ввести в действие образовательные кредиты, обеспечивающие закрепление специалистов по направлениям, определенным соглашением о получении образовательного кредита;
  • Разработать порядок учета профессиональной структуры рынка труда и мониторинга ее диверсификации
  • Разработать методику кадрового аудита персонала предприятий в процессе их текущей деятельности
  • Обеспечить подготовку специалистов по приоритетным для России и ее регионов направлениям посредством применения системы образовательных кредитов
  • Внести изменения и дополнения в законодательство о стимулировании  развития регионов с целью обеспечения определения депрессивности регионов и создания условий для сохранения в них человеческого потенциала;
  • Обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;
  • Обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;
  • Обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;
  • Обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

Таким образом в данной главе  автором исследования рассмотрена  динамика показателей человеческого  капитала, выявлены проблемы и даны рекомендации по их решению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности  ее модернизации в значительной степени  определяются накопленным и реализованным  человеческим капиталом. Именно люди с  их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. В то же время, в России остается проблема сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического ресурса развития экономики и общества в целом.

При подготовке данного исследования, автором работы была дана характеристика понятия человеческий капитал.

Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной  способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных   способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Так же автором были определены показатели человеческого капитала, а именно  было выяснено, что для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

В данной работе рассмотрено формирование и накопление человеческого капитала.

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
  • неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Величина индекса развития человеческого  капитала служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем  человеческого развития. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

Рассмотрены динамики показателей  человеческого капитала, а именно, что Россия сегодня занимает 65 место  в списке из 169 стран с показателем 0,719, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. За последние 5 лет рейтинг нашей страны вырос на 3 пункта. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе.

Выявлены основные проблемы развития человеческого капитала.

Факторы, препятствующие  эффективной  деятельности, направленной на процесс  формирования человеческого капитала:

  • домохозяйство стало одним из основных экономических субъектов и оказалось в центре экономических отношений, вследствие чего резко возросла самостоятельность домохозяйств в жизнеобеспечении индивидов;
  • государство из-за несбалансированности государственного бюджета перенесло основную часть ответственности за образование и обеспечение здоровья и жилья, заботу о будущем поколении на домохозяйства;
  • в связи с насыщением рынка потребительских товаров и услуг, финансового рынка, рынка труда и платных услуг перед домохозяйствами возникла проблема выбора и рациональности потребительского поведения;
  • отсутствие гарантий занятости, стабильности доходов и цен, резкое снижение уровня доходов большинства населения привело к ярко выраженной дифференциации доходов домохозяйств причѐм работники бюджетной сферы во многих крупных промышленных предприятиях и сельское население оказались за чертой бедности.

Так же в данной работе приводится анализ проблем развития человеческого  капитала в России.

В процессе исследования были выявлены факторы, в состав которых вошли  показатели, формирующие человеческий капитал. Например, фактор экономической эффективности образования, занимающий седьмую позицию в составе факторов, сформированных для группы регионов с высоким уровнем развития, содержит показатель норм отдачи от образования. Это свидетельствует, во-первых, об экономической целесообразности частных инвестиций в образование, во-вторых, о том, что высокие нормы отдачи стимулируют развитие человеческого капитала в регионах в целом.

В результате проведения факторного анализа был осуществлен переход  от всего многообразия первоначальных признаков к 8 обобщенным факторам, на основе которых можно сделать вывод, что развитие человеческого капитала на каждом уровне обеспечивается влиянием различных факторов, а именно,   фактор влияния человеческого капитала на экономическое равновесие региона, фактор человеческого потенциала, ресурсообеспеченности развития человеческого капитала, социальный и инвестиционный фактор, фактор человеческого потенциала и частных инвестиций в образование, фактор бюджетного обеспечения уровня здоровья населения.

Рассмотрев факторный анализ даны рекомендации по решению проблем  развития человеческого капитала, а  именно:

  • Разработать и ввести в действие образовательные кредиты, обеспечивающие закрепление специалистов по направлениям, определенным соглашением о получении образовательного кредита;
  • Разработать порядок учета профессиональной структуры рынка труда и мониторинга ее диверсификации
  • Разработать методику кадрового аудита персонала предприятий в процессе их текущей деятельности
  • Обеспечить подготовку специалистов по приоритетным для России и ее регионов направлениям посредством применения системы образовательных кредитов
  • Внести изменения и дополнения в законодательство о стимулировании  развития регионов с целью обеспечения определения депрессивности регионов и создания условий для сохранения в них человеческого потенциала;
  • Обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;
  • Обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;
  • Обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;
  • Обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

Таким образом, проанализировав все  вышесказанное, можно сделать вывод, что задачи поставленные автором  во введении выполнены полностью, а следовательно, цель исследования достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории-С-Пб: Лениздат, – 2003. – 440с.
  2. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Селюков Ю.Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития – М.:ИАЦ Энергия, – 2008. – 96с.
  3. Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. Формирование человеческого капитала: Учебное пособие. – Иркутск: БГУЭП – 2009. –137с.
  4. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее», – 2010.
  5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. С.-Пб:. –  1996. – 163с.
  6. Иохин В.Я Экономическая теория: введеие в рынок и микроэкономический анализ: Учебное пособие. М.:ИНФА-М, – 2001. – 512с.
  7. Конопацкая, Е.И. Тихомирова. Компонентный анализ региональных уровней развития человеческого капитала в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2011. – № 09. – 72с.
  8. Мазин А.Л. Экономика труда: Учебное пособие. М.:ЮНТИ-ДАНА 2008. – 201c.
  9. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1.-Обнинск: МАЗС. – 2000. – 181с.
  10. Основы экономической теории. Учебное пособие Под редакцией В.Д Камаева- М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, – 2004. – 284с.
  11. Трофимова, Ю.А. Проблемы формирования человеческого капитала России
  12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения:14.06.2012)

Информация о работе Роль человеческого капитала в развитии экономики