Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития человеческого капитала в России и нахождение путей решения данной проблемы.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
охарактеризовать понятие человеческого капитала и определить его показатели
рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты
рассмотрение динамики показателей человеческого капитала
выявить основные проблемы развития человеческого капитала в России
дать рекомендации по решению проблем развития человеческого капитала в России
Динамика накопления человеческого капитала определяется индивидуальными решениями; при этом образование – основная (но не единственная) компонента запаса человеческого капитала. Принятие индивидом решений об инвестициях в образование во многом аналогично инвестиционным решениям компании. Индивидуальные инвестиции в образование можно рассматривать как издержки в терминах прямых затрат и альтернативных издержек. Поскольку инвестиции в человеческий капитал повышают индивидуальную производительность, выгоды от получения образования равны текущей ценности ожидаемых высоких доходов после получения образования.
Конкурентоспособный человеческий капитал позволяет получать наибольший доход в выбранной его владельцем сфере деятельности, то есть обладает наибольшей эффективностью. Для целенаправленной деятельности по формированию и использованию человеческого капитала необходимо определиться с критериальным выражением его эффективности. Эта задача усложняется тем, что существует множество факторов, влияющих на эффективность человеческого капитала, вместе с тем не представляется возможным охарактеризовать её одним критерием. Определение критериального выражения эффективности человеческого капитала возможно путем выявления частных критериев эффективности и объединения их в один обобщённый. Выражение обобщенного критерия эффективности позволит определить детерминанты, соответствующие частным критериям эффективности и детализировать характеристики, от которых они зависят.
В качестве основных показателей человеческого капитала исследователи выделяют образование, здоровье, производственную подготовку и миграцию, то есть отмечают их значимость как частных критериев эффективности человеческого капитала. Так А. Добрынин и др. отмечают, что уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых критериев, характеризующих совокупный человеческий капитал.
Этот критерий позволяет выявить типологические квалификационные особенности совокупной рабочей силы и определить их роль в системе экономического роста. Общее и специальное образование улучшают уровень и количество знаний человека, тем самым повышают качество человеческого капитала. Высшее образование способствует формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Высокий уровень здоровья индивида способствует эффективному использованию квалифицированных специалистов в той или иной сфере производства. Вместе с тем миграция способствует перемещению индивида в регионы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где человеческий капитал применяется более производительно и цена его использования выше. Ю. Быченко обращает внимание на уровень здоровья и уровень образования. При прочих равных условиях чем лучше физическое и психологическое состояние работника, тем выше его производительность и заработки, тем более высокий уровень сформированного у него человеческого капитала. Уровень образования – это умения, навыки, квалификационная подготовка, которые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Уровень образования воздействует на процесс совершенствования человеческого капитала индивида, способствует росту производительности труда и производства в целом[7;67].
Все характеристики критериев эффективности человеческого капитала сведены в таблицу 2.2 [см. ПРИЛОЖЕНИЕ А], с определением их на уровне индивида, фирмы и государства. Следует отметить, что данные характеристики человеческого капитала были получены на основе анализа существующих источников.
Обобщённый критерий эффективности человеческого капитала, который является функцией частных критериев (образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции)
Понятие индекс развития человеческого капитала как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого капитала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого капитала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и уровень жизни.
Долголетие характеризует
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность или несопоставимость исчисления других - все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем - реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.
Таким образом, величина индекса развития человеческого капитала служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых индекс > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < индекс < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых индекс < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление индекса развития человеческого капитала и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях. [2;54-55]
Таким образом, в данной главе автором исследования рассмотрен человеческий капитал, как фактор развития экономики России. Классифицированны формы и детерминаты, проанализированы показатели человеческого капитала.
Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,719, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. За последние 5 лет рейтинг нашей страны вырос на 3 пункта. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.
Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония — 0,812 (5 место в группе/34 место в мире, очень высокий показатель ИРЧП), Литва — 0,783 (9/44), Латвия — 0,769 (10/48) и Белоруссия — 0,732 (16/61). Главным образом это связано с относительным низким уровнем доступности образования и уровнем здоровья, хотя по экономическим показателям Россия опережает Литву и Латвию. Немного уступают России — Казахстан — 0,714 (19/66), Азербайджан — 0,713 (20/67), Украина — 0,710 (22/69), Грузия — 0,698 (24/74). Страны со средним уровнем развития — Узбекистан — 0,617 (29/102), Киргизия — 0,598 (30/109) и Таджикистан — 0,580 (31/112) замыкают группу.
В 2010 году методология расчёта индекса развития человеческого потенциала была изменена. На основании этих изменений был осуществлён перерасчёт всех имеющихся ранее данных. Россия представлена в рейтинге с 1990 года. До этого времени не представлялось возможным оценить индекс развития человеческого потенциала за недостатком данных. В 1990 году из 118 стран участвующих в расчёте, Россия занимала 33 место с индексом — 0,692, находясь между Венгрией — 0,692 и Объединёнными Арабскими Эмиратами — 0,693, мировым лидером были США — 0,857.
В 1990-е ИРЧП в России стал падать: в 1995 — 0,644 (56 место, между Тонга — 0,641 и Перу — 0,644), в 2000 — 0,662 (54 место, между Ямайкой — 0,665 и Республикой Македония — 0,660), в 2005 году он превысил уровень 1990 года — 0,693, в 2006 — 0,700, в 2007 — 0,708, в 2008 — 0,715, в 2009 — 0,714 (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения ИРЧП в России
Источник: [10]
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 года носит название «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее» и является концептуальным продолжением нескольких предыдущих национальных докладов, подготовленных различными группами независимых российских экспертов при поддержке представительства ПРООН в России. Как и все предыдущие, настоящий документ представляет собой не отчет о развитии социально-экономической ситуации за соответствующий период времени, а научно-аналитическое исследование.
Основная цель исследования — мониторинг достижения Целей развития тысячелетия, адаптированных для России, а также анализ влияния на этот процесс социальных и экономических тенденций последних лет. Десять лет назад на Саммите тысячелетия ООН мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия, договорившись об установлении восьми целей в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминации в отношении женщин. Соответствующие им показатели должны быть достигнуты к 2015 году. В 2005 году концепция ЦРТ была адаптирована для России в докладе о развитии человеческого потенциала «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». За прошедшие пять лет многое изменилось как внутри страны, так и на международном уровне, и влияние этих изменений на достижение ЦРТ и развитие человеческого потенциала отражено в новом докладе.
За последние несколько лет Россия восстановила статус крупной экономической державы и подтвердила свое право находиться в группе стран — мировых лидеров. Достижение макроэкономической и политической стабильности в стране в начале XXI века привело к возобновлению интереса к долгосрочным проблемам социально-экономического развития. Благодаря быстрому экономическому росту 2000-х годов и возросшим финансовым возможностям государства «география» позитивных социальных изменений более равномерно охватила всю страну. Улучшались показатели как развитых, так и наиболее проблемных регионов России, включая индекс дефицита дохода, показатели младенческой, детской и материнской смертности и другие. Однако почти во всех регионах произошел рост поляризации по доходу и сокращение доли доходов беднейших 20% населения. Следствием начавшегося в 2008 году экономического кризиса стало замедление роста или стагнация значений человеческого развития во многих регионах страны по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, одним из ключевых вызовов для России является сохранение достигнутых на сегодняшний день положительных результатов.
Приведем динамику индекса развития человеческого потенциала.
1. Показатель индекса развития человеческого потенциала (ИПЧП) в России за 2008 год (опубликован в 2010) составляет 0,719.
2. В 2006 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2007 году — 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2008 году — 30.
3. Только в трех регионах
Проведем характеристику изменений в борьбе с бедностью.
Информация о работе Роль человеческого капитала в развитии экономики