Региональный рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты понятия рынка труда,а так же сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда, рассмотреть основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие современного регионального рынка труда,в частности основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть формирование и развитие рынка труда в России и особенности российской безработицы.
провести анализ состояния и динамики рынка труда Нижегородской области, раскрыть его инфраструктуру и потенциал и разработать практические рекомендации по совершенствованию форм и методов государственного регулирования регионального рынка труда.

Оглавление

Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты регулирования регионального рынка труда. 5
1.1 Сущность и структура регионального рынка труда 5
1.2 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда 12
1.3 Формирование и развитие регионального рынка труда в России. 15
Глава 2 Рынок труда в Нижегородской области. 20
2.1 Общая характеристика воспроизводства трудовых ресурсов в  Нижегородской области 20
2.2  Оценка занятости населения и безработицы на территории Нижегородской области 22
Глава 3 Совершенствование рынка труда 24
3.1 Разработка предложений по содействию занятости населения региона 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 34
Об основных итогах деятельности областной службы занятости населения 34
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

1КУРСАЧ!.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

По прогнозным расчетам Росстата (средний вариант) динамика численности населения рабочих  возрастов в нашем регионе будет неуклонно сокращаться ближайшие два десятилетия, в том числе до 2016 года предполагается следующее развитие ситуации: 

Таблица №1 человек

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность трудоспособного населения, всего

2111248

2096663

2074969

2051475

2016550

1985209

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

 

Численность трудоспособного населения, всего

1952286

1916450

1880700

1845133

1809521

 

 

 

 

 

 

2.2  Оценка занятости населения и безработицы на территории Нижегородской области

 

За межпереписной период численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше в нашем регионе сократилась с 1980.8 тыс. человек до 1618.3 тыс. человек,  то есть на 362.5 тыс. человек, или  на 18.3 процента.4

В горпоселениях численность  занятых сократилась на 15.9 процента (на 252.5 тыс. человек) и на селе – на 28 процентов (на 109.9 тыс. человек).  Напомним, что в целом по области и в городах численность населения рабочих возрастов за этот же период увеличилась. Удельный вес занятых в составе населения рабочих возрастов сократился  с 87.4 процента – в 1989 году до 72.9 процента – в 2002 году.  Сокращение доли занятых наблюдалось во всех возрастах, особенно в составе молодежи до 20 лет и у лиц пенсионного возраста (у последних более чем вдвое).

Абсолютная численность  занятых в нашей области  увеличилась  только в возрастной группе 40-49 лет, в этой же группе наблюдался и самый высокий  удельный вес занятых (более 84%).

Сокращение спроса на рабочую силу в новых экономических  условиях породило такое социальное явление,  как безработица. 

По данным выборочных обследований населения  по проблемам занятости общая численность безработных в возрасте 15 – 72 лет в нашем регионе в 1999 – 2006 годах изменялась  следующим образом: 

Таблица №2

тыс. человек

Годы

Всего

Мужчин

Женщин

 

2003

151,8

90,4

61,4

2004

144,0

85,0

59,0

2005

113,0

63,0

51,0

2006

134,0

77,0

57,0

2007

107,0

59,0

48,0

2008

95.0

56.6

38.1


 

 

За указанный период своего максимального значения  численность безработных в абсолютном выражении достигла в 2004 году. В дальнейшем наблюдалась устойчивая тенденция к ее  снижению. В 2008 году численность безработных в регионе составила 95 тыс. человек, или 5.3 процента от экономически активного населения.

Обратная тенденция  наблюдается в показателях численности  занятых в экономике. Сокращение среднегодовой численности занятых, связанное с финансовым кризисом 1998 года, было  преодолено в основном к 2002 году. В 2008 году численность занятых экономической деятельностью в нашем регионе составила 1778, 6 тыс. человек, что на 100.8 тыс. человек, или на 6 процентов больше, чем в 2003 году.

Глава 3 Совершенствование рынка труда

3.1 Разработка предложений по содействию занятости населения региона

 

Регулирование занятостью населения является основной составляющей в деятельности служб занятости, включающей в себя:

  • управление социальной защитой безработных;
  • создание новых и поддержка перспективных рабочих мест для обеспечения полной занятости трудоспособного населения;
  • управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочей силы;
  • управление первичным распределением рабочей силы, направление безработных и выпускников учебных заведений профессионального образования на работу в различные отрасли народного хозяйства;
  • управление перераспределением рабочей силы – трудоустройством, переводом, оргнабором, территориальным перераспределением в пределах предприятия, отрасли или между отраслями народного хозяйства.

Практика  работы отечественных и зарубежных служб занятости показывает, что  управление занятостью наиболее эффективно осуществляется непосредственно через разработку и реализацию специальных программ содействия занятости населения.

Региональные программы содействия занятости – это комплекс социально-экономических, организационных, законодательных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение политики занятости и социальную поддержку безработных.

В этом плане заслуживает внимания опыт регулярной разработки и реализации целевых программ в Нижегородской области.

Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» (далее – Программа) направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан. Программа предполагает комплексный подход к решению проблем областного рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы в период наметившегося экономического роста.

Программа обеспечивает преемственность  ведомственной целевой программы  «Содействие занятости населения  Нижегородской области на 2008 – 2010 годы», утвержденной приказом управления от 24 декабря 2007 года № 182.5

В 2011-2013 годах в качестве основных принципов планирования расходов на реализацию задач в области обеспечения защиты населения от безработицы и содействия трудоустройству являются обеспечение необходимого уровня качества предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения. Программы будет осуществляться за счет федеральных субвенций.

      Прогноз рынка труда

В целом ситуация на рынке  труда области в 2011-2013 годах прогнозируется стабильной. Ожидается, что численность граждан, которые обратятся в службу занятости в целях поиска подходящей работы в период реализации Программы, в среднем за год составит 160 тысяч человек. Количество официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода будет в пределах 18 тысяч человек. При этом уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,0 процента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление позитивных тенденций в экономике положительно скажется и на общей безработице. Прогнозируется, что ее уровень сократится с 7,4 до 5,6 процента, а общая численность безработных уменьшится с 135 до 100,5 тысяч человек. Реализация мероприятий Программы повлияет на снижение показателя средней продолжительности безработицы.

По прогнозу социально-экономического развития области в 2011-2013 годах численность экономически активного населения уменьшится на 20 тысяч человек и составит 1 790,0 тысяч человек.

В 2011-2013 годах продолжится  структурная оптимизация и сокращение штатного состава и численности  работников в органах образования, внутренних дел, обороны, исполнительной власти.

Программой предусмотрены  мероприятия по содействию занятости  в моногородах области.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Нижегородской  области на 2011 год и на период до 2013 года (Постановление Правительства Нижегородской области № 689 от 13 октября 2010 года) ситуация в сфере занятости в 2010-2013 годах будет определяться:

  • ситуацией в реальном секторе экономики;
  • созданием новых рабочих мест в рамках реализации 13 комплексных планов модернизации и развития моногородов и программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, а также других инвестиционных проектов, реализуемых на территории области.

Число занятых в экономике  области в прогнозном периоде будет незначительно увеличиваться, что будет обусловлено созданием новых рабочих мест.

Предполагается, что в 2013 году в  экономике области будет занято около 1750 тыс. человек (на 5 тыс. человек  больше уровня 2010 года).

В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение числа официально зарегистрированных безработных с 36 тыс. человек на 31 декабря 2009 года 18 тыс. человек на 31 декабря 2013 года

 

 

Оценка эффективности  реализации Программы

Программа характеризуется  высокой степенью социальной значимости. Реализация мероприятий Программы позволит снизить регистрируемую безработицу, а также напряженность на областном рынке труда.

Для проведения мониторинга реализации Программы  на основе аналитического исследования качественно-количественных характеристик запланированных мероприятий введены пять основных индикатора достижения ее целей (уровень регистрируемой безработицы, численность официально зарегистрированных безработных, коэффициент напряженности на рынке труда, доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся в центры занятости населения в поиске подходящей работы, средняя продолжительность безработицы).

Рассчитать  показатели экономической либо общественно-экономической  эффективности ее реализации невозможно, так как динамика каждого введенного индикатора зависит от комплекса различных по своим характеристикам факторов и изменений социально-экономических условий в регионе.

Финансирование мероприятий  программы

В соответствии с Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 13 декабря 2010 года          №357-ФЗ субвенции федерального бюджета выделяются бюджету Нижегородской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области занятости населения и являются источником финансирования мероприятий Программы.

Согласно Исходным данным для проведения расчета объемов  субвенций бюджету Нижегородской  области на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденных приказом Роструда от 12.11.10 №468, и Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №618, определяются объемы федеральных субвенций по направлениям их использования.

Порядок финансового обеспечения обязательств на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия, включая мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.

Общий объем финансирования мероприятий Программы за 2011-2013 годы составит 3 523 845,4 тысяч рублей, в том числе в 2011 году – 1 207 290,5 тысяч рублей, в 2012 году – 1 199 486,7 тысяч рублей, в 2013 году – 1 117 068,2 тысяч рублей.

Заключение

 

        Рынок труда - это система отношений и социально-экономический механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства. Основные элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложе-ние, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.

        Рынок труда как социально-экономический механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья и др. Главное отличие - в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

        Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной эконо-мики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда - значит, прежде всего, поддержи-вать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующим-ся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

Информация о работе Региональный рынок труда