Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты понятия рынка труда,а так же сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда, рассмотреть основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие современного регионального рынка труда,в частности основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть формирование и развитие рынка труда в России и особенности российской безработицы.
провести анализ состояния и динамики рынка труда Нижегородской области, раскрыть его инфраструктуру и потенциал и разработать практические рекомендации по совершенствованию форм и методов государственного регулирования регионального рынка труда.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты регулирования регионального рынка труда. 5
1.1 Сущность и структура регионального рынка труда 5
1.2 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда 12
1.3 Формирование и развитие регионального рынка труда в России. 15
Глава 2 Рынок труда в Нижегородской области. 20
2.1 Общая характеристика воспроизводства трудовых ресурсов в Нижегородской области 20
2.2 Оценка занятости населения и безработицы на территории Нижегородской области 22
Глава 3 Совершенствование рынка труда 24
3.1 Разработка предложений по содействию занятости населения региона 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 34
Об основных итогах деятельности областной службы занятости населения 34
Приложение 3 36
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
Основные составные части рынка труда: обобщенное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически деятельного населения, и совокупный спрос, как общую надобность экономики в наемной рабочей силе.
На рынке труда функционирует закон спроса и предложения на рабочую силу, оказывая влияние на заработную плату. Он показывает несоответствие вакантных рабочих мест составу являющихся на рынок труда работников. Отражает по количественным и качественным параметрам. Тут совершается жесткий отбор наиболее способных и предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но как раз это стимулирует высококвалифицированный труд, содействует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
В зависимости от целей анализа структура рынка труда может определяться разными признаками. Исходя из критерия минимума числа компонентов, можно выделить следующие:
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Оно выполняет следующие функции:
Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда) и т.д.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор деятельности, на определенную социальную защиту.
По уровням и субъектам
управления совокупный рынок труда
можно сегментировать следующим
образом: общенациональный рынок труда,
региональный (в разрезе административно-
В зависимости от доминирующего вида мобильности - межфирменного (территориального) или внутрифирменного, различают два вида общенационального рынка труда. Первый вид направлен на территориальное перемещение рабочей силы (между предприятиями или фирмами), где фирмы комплектуются персоналом со стороны, предпочитая уже подготовленных работников нужной профессии и квалификации. Основная форма подготовки персонала - ученичество (рынок труда США, Англии). Второй вид - рынок труда, направлен на внутрифирменное передвижение работников. Подготовка кадров проходит внутри фирмы в соответствии со структурой рабочих мест и стратегией развития предприятия. (Рынок труда Японии, Франции).
Текущий рынок труда (рынок труда в узком смысле) исполняет
роль многосекторной структуры, образованную
двумя взаимосвязанными частями: открытым
и скрытым рынками труда. Каждый из них
делится на официальную (зарегистрированную)
и неофициальную части.Единые для всех
наций и региональные рынки труда можно
разделить по отраслевому и профессионально-
Профессионально-
На рынке труда работодатель представляет сторону, создающую спрос на рабочую силу, наемные рабочие и безработные - сторону, создающую предложение рабочей силы, элементы инфраструктуры содействуют взаимодействию первых двух субъектов рынка.
Воздействие государства на функционирование рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки в экономике (товарные и ресурсные) взаимосвязаны. На функционирование рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.
Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательно устанавливаются: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы (не всегда и не для всех); коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин и т. д.
Исторический опыт стран рыночной экономики убедительно показал невозможность полной загрузки производственных мощностей, с одной стороны, и полной ликвидации всех видов безработицы – с другой. Но этот же опыт требует соблюдения границ роста безработицы и поддержания определенного резерва свободных рабочих мест, что обеспечивает эластичность рыночной экономики и приспособляемость ее к внезапным изменениям деловой конъюнктуры под влиянием дестабилизации природных и общественных условий.
Государство с помощью иммиграционного законодательства регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах национального рынка труда. Государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с помощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения. Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, к примеру, с меньшим риском инвестировать в человеческий капитал, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество.
Весьма разнообразны и методы экономического регулирования трудовых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные рынки. Огромная роль принадлежит политике занятости, которую государство осуществляет с помощью специально созданных для этого организаций, призванных оказывать поддержку безработным, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве и т.п. В России подобные функции выполняет Федеральная государственная служба занятости населения.
Государство может увеличить количество рабочих мест, используя для этой цели средства государственного бюджета, за счет которого содержится общественный сектор. Финансируя армию, полицию, фундаментальные научные исследования, природоохранные мероприятия, увеличивая число чиновников, государство создает рабочие места в общественном секторе.
Государство предоставляет общественные блага с помощью не только общественного, но и частного сектора - через систему государственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в тех отраслях, которые получают государственные заказы. Например, если государство хочет повышать квалификацию и уровень подготовки государственных служащих, вузы, осуществляющие подготовку и повышение квалификации чиновников, получат соответствующий госзаказ, позволяющий, в частности, увеличить спрос на труд преподавателей.
Как справедливо отмечает
видный отечественный ученый-
Возникает вопрос: какие факторы (регуляторы) прямо либо через какие-то другие механизмы (косвенно) регулируют рынок труда? Очевидно, что это прежде всего внутренние, рыночные, экономические рычаги.
Однако, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.
Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.
Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика, как это будет показано в дальнейшем, и проводится на сегодняшний день в Российской Федерации.
Особую роль играют меры государственного регулирования, направленные на стимулирование спроса и предложения на рынке труда. Снижению спроса на труд препятствует жесткая регламентация поведения работодателей при увольнении персонала, но эффективность подобных мер часто невелика, к тому же они вызывают побочные эффекты. Немалые сложности существуют в отношении испытательного срока, который по закону не может превышать трех месяцев (при согласии профсоюза он может быть продлен до шести месяцев). С одной стороны, организация не может устанавливать его для лиц моложе 18 лет, выпускников учебных заведений и инвалидов, что ставит ее в сложное положение и вынуждает искать различные способы обхода данного ограничения. С другой стороны, некоторые работодатели постоянно используют все новых работников на условиях испытательного срока (за очень низкое вознаграждение), который разрывается в самом конце без объяснения причин.
Наведение порядка в трудовых отношениях, которое в России совершенно необходимо, чревато ослаблением их гибкости. Поэтому важной задачей государства в современных условиях является последовательная борьба против чрезмерной зарегулированности рынка труда. Главная задача государства заключается не в том, чтобы лишить нанимателей основных преимуществ гибкости, а скорее в том, чтобы эту гибкость легализовать, институционализировать.
В 2009 году Правительством РФ принята Концепция развития рынка труда на 2009-2011 гг., которая призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики. На три года план-минимум таков: