Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты понятия рынка труда,а так же сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда, рассмотреть основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие современного регионального рынка труда,в частности основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть формирование и развитие рынка труда в России и особенности российской безработицы.
провести анализ состояния и динамики рынка труда Нижегородской области, раскрыть его инфраструктуру и потенциал и разработать практические рекомендации по совершенствованию форм и методов государственного регулирования регионального рынка труда.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты регулирования регионального рынка труда. 5
1.1 Сущность и структура регионального рынка труда 5
1.2 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда 12
1.3 Формирование и развитие регионального рынка труда в России. 15
Глава 2 Рынок труда в Нижегородской области. 20
2.1 Общая характеристика воспроизводства трудовых ресурсов в Нижегородской области 20
2.2 Оценка занятости населения и безработицы на территории Нижегородской области 22
Глава 3 Совершенствование рынка труда 24
3.1 Разработка предложений по содействию занятости населения региона 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 34
Об основных итогах деятельности областной службы занятости населения 34
Приложение 3 36
Оценив качество концепции, появляется вопрос: является ли этот долгожданный, но, несомненно, уже предпринятый шаг по направлению к государственному регулированию рынка труда в России плодотворным для современного российского общества?
Важно помнить, что ситуация «свободы» на рынке труда, да и само это понятие, возникли в нашей стране относительно недавно. На протяжении десятилетий трудовая политика в СССР была направлена на преодоление нехватки кадров, поиск дополнительных источников рабочей силы чтобы укомплектовать растущее количество рабочих мест. Это привело к «нерациональной сверхзанятости», к труду было привлечено слишком большое количество женщин и лиц пенсионного возраста.
В дальнейшем произошел переход от идеи гарантированно полной занятости к свободному рынку, где цены устанавливаются свободно, только на основании спроса и предложения.
На протяжении последних лет сохранялось отчетливое ощущение того, что принимаемые Правительством меры устремлены скорее на решение «в пожарном порядке» тех проблем, которые зарождаются здесь и сейчас, а не на осуществление четкой концепции формирования рынка труда, рассчитанной на долгосрочную перспективу. И это смущает, так как налицо несоответствие масштаба проблем и численности времени, отведенного на их решение (к примеру, вопрос о чересчур большом количестве выпускников ВУЗов в России).
Чтобы привести модель государственного
регулирования сферы к
Особенно заметно то обстоятельство, что в России идет речь в основном о защите интересов работодателя и государства, тогда как во внимании беспокойства западной общественности - сам работник с его страхами и незащищенностью перед лицом глобальных процессов. Эта характерная особенность проявляется по всем направлениям. В качестве примера можно рассмотреть работу национальных служб занятости. Если в некоторых странах Запада законодательство обязывает работодателей заявлять о своих вакансиях («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции), то в России, по закону «О занятости населения в РФ», «служба занятости населения имеет право... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе» (ст.27).
Что касается принципов
работы российской службы занятости, то
в теории они соответствуют
Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.
В западных странах также
под контролем государства
Сеть обучения и переподготовки кадров, которая существует, ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. В государственной службы занятости все еще нет своих квалифицированных кадров, опытных инструкторов и преподавателей для проведения переподготовки. Из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.
Увеличение бюджетных инвестиций в конкретную сферу, а значит и увеличение регулирования рынка труда со стороны государства, характерно для стран запада. Для России данное направление не всегда приветствуется.
По прогнозам с 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Ожидается также естественная убыль населения вследствие длительной тенденции к старению во всех федеральных округах, хотя и с уменьшением ее интенсивности. В любом случае даже явные позитивные демографические сдвиги не смогут дать результаты в короткие сроки. По мнению ряда экспертов, России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. Некоторые авторитетные ученые даже высказывают тезис, что «любая миграция является благом для страны». Однако, это опасное заблуждение. В погоне за экономической выгодой не следует забывать о необходимости сохранения традиционного этнокультурного баланса страны. Для будущего важно не только количество, но и качество иностранной рабочей силы.
Основные проблемные места современного рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:
Таким образом, рынок
труда как социально-
тру
Отмеченный в межпереписной период рост численности и удельного веса населения трудоспособного возраста в нашем регионе наблюдался, прежде всего, в городских поселениях (61.5% - в 2002 г. против 58.2% - в 1989 г.). На селе, к сожалению, из-за сверхвысокого уровня смертности, в том числе в составе населения рабочих возрастов, и оттока сельчан, в первую очередь молодежи, в городские поселения и за пределы области, численность жителей сократилась как в целом, так и по основным возрастным группам. Изменилась и возрастная структура населения в сторону увеличения доли лиц рабочих возрастов (53.2 % против 48.4%).3
К началу текущего десятилетия в регионе сложилась вполне благоприятная, с позиции работодателей, ситуация на рынке труда. Однако общая динамика воспроизводства трудовых ресурсов в регионе исключает уже в ближайшей перспективе возможность адекватной, в численном отношении, замены поколений рабочих возрастов соответствующими поколениями дотрудоспособного возраста.
В возрастной структуре
населения Нижегородской
Рынок труда, относительно насыщенный сегодня предложением рабочей силы, все острее будет ощущать дефицит рабочих рук, что неизбежно повлечет за собой серьезную перестройку всего комплекса экономических, социально-правовых и профессиональных отношений, сложившихся в последние годы между работодателями и наемной рабочей силой.
Простое сопоставление численности сменяющих друг друга поколений в период с 2006 по 2016 годы показывает, что уже с 2007 года представители малочисленного поколения, а именно: родившиеся в 1991 году и вступающие в трудоспособный возраст в указанном году, смогут лишь на 86.1 процента заменить лиц, перешагнувших пенсионный рубеж.
Максимальный разрыв
в численном составе
Прямые сопоставления
численности сменяющихся
Расчеты прироста населения трудоспособного возраста, выполненные Росстатом по Нижегородской области, показывают, что уже с 2004 года численность этой категории населения начинает сокращаться нарастающими темпами: за 2004 г. – на 1.1 тыс. человек, за 2005 г. – на 5.1 тыс. человек и 2006 г. – на 14.3 тыс. человек. При этом в 2004 – 2006 годах численность вступающих в рабочий возраст была выше численности, перешагнувших за пределы трудоспособного возраста (в 2004 г. - почти в полтора раза).
Другим источником пополнения трудовых ресурсов является миграция, хотя ее влияние сегодня достаточно ограничено и реально проявляется только в крупных городах, прежде всего, г. Нижнем Новгороде.