Региональный рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты понятия рынка труда,а так же сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда, рассмотреть основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие современного регионального рынка труда,в частности основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.
рассмотреть формирование и развитие рынка труда в России и особенности российской безработицы.
провести анализ состояния и динамики рынка труда Нижегородской области, раскрыть его инфраструктуру и потенциал и разработать практические рекомендации по совершенствованию форм и методов государственного регулирования регионального рынка труда.

Оглавление

Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты регулирования регионального рынка труда. 5
1.1 Сущность и структура регионального рынка труда 5
1.2 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда 12
1.3 Формирование и развитие регионального рынка труда в России. 15
Глава 2 Рынок труда в Нижегородской области. 20
2.1 Общая характеристика воспроизводства трудовых ресурсов в  Нижегородской области 20
2.2  Оценка занятости населения и безработицы на территории Нижегородской области 22
Глава 3 Совершенствование рынка труда 24
3.1 Разработка предложений по содействию занятости населения региона 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 34
Об основных итогах деятельности областной службы занятости населения 34
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

1КУРСАЧ!.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Оценив качество концепции, появляется вопрос: является ли этот долгожданный, но, несомненно, уже предпринятый шаг по направлению к государственному регулированию рынка труда в России плодотворным для современного российского общества?

Важно помнить, что ситуация «свободы» на рынке труда, да и само это понятие, возникли в нашей стране относительно недавно. На протяжении десятилетий трудовая политика в СССР была направлена на преодоление нехватки кадров, поиск дополнительных источников рабочей силы чтобы укомплектовать растущее количество рабочих мест. Это привело к «нерациональной сверхзанятости», к труду было привлечено слишком большое количество женщин и лиц пенсионного возраста.

В дальнейшем произошел  переход от идеи гарантированно полной занятости к свободному рынку, где  цены устанавливаются свободно, только на основании спроса и предложения.

На протяжении последних  лет сохранялось отчетливое ощущение того, что принимаемые Правительством меры устремлены скорее на решение  «в пожарном порядке» тех проблем, которые  зарождаются здесь и сейчас, а не на осуществление четкой концепции формирования рынка труда, рассчитанной на долгосрочную перспективу. И это смущает, так как налицо несоответствие масштаба проблем и численности времени, отведенного на их решение (к примеру, вопрос о чересчур большом количестве выпускников ВУЗов в России).

Чтобы привести модель государственного регулирования сферы к наилучшей  цели, необходимо обратиться к опыту  развитых стран мира. В основном предприимчивость государства в  данной области воспринимается позитивно. Государственное регулирование объективно способствует большей занятости населения и постоянства рабочих мест, так как обеспечивает уверенность работников в гарантированном трудоустройстве. Страны, с хорошо развитой политикой в сфере занятости: Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, они лучше всего защищают своего работника. Это связано с тем, что западные страны осознают необходимость в защите работника от последствий глобализации, перемещения потоков иностранных инвестиций, вследствие чего появляется страх увольнения вследствие растущей конкуренции. Что касается России, то в ближайшее время в качестве основного мотива реформ здесь вряд ли разумно рассматривать глобализацию.

Особенно заметно то обстоятельство, что в России идет речь в основном о защите интересов работодателя и государства, тогда как во внимании беспокойства западной общественности - сам работник с его страхами и незащищенностью перед лицом глобальных процессов. Эта характерная особенность проявляется по всем направлениям. В качестве примера можно рассмотреть работу национальных служб занятости. Если в некоторых странах Запада законодательство обязывает работодателей заявлять о своих вакансиях («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции), то в России, по закону «О занятости населения в РФ», «служба занятости населения имеет право... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе» (ст.27).

Что касается принципов  работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным  стандартам. Так, согласно закону «О занятости населения в РФ», «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (ст.26 п.1).

 Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.

В западных странах также  под контролем государства находятся  вопросы профессиональной подготовки. Бесспорно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, тем не менее на Западе к этому вопросу относятся очень деликатно, так как понимают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто развивается без элемента стратегического прогнозирования (в качестве примера можно привести «кризис перепроизводства» юристов и экономистов, возникший под влиянием тенденций 90-х гг. XX века).

Сеть обучения и переподготовки кадров, которая существует, ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. В государственной службы занятости все еще нет своих квалифицированных кадров, опытных инструкторов и преподавателей для проведения переподготовки. Из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.

Увеличение бюджетных  инвестиций в конкретную сферу, а  значит и увеличение регулирования рынка труда со стороны государства, характерно для стран запада. Для России данное направление не всегда приветствуется.

По прогнозам с 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного  населения в РФ составит 9 млн. человек. Ожидается также естественная убыль населения вследствие длительной тенденции к старению во всех федеральных округах, хотя и с уменьшением ее интенсивности. В любом случае даже явные позитивные демографические сдвиги не смогут дать результаты в короткие сроки. По мнению ряда экспертов, России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. Некоторые авторитетные ученые даже высказывают тезис, что «любая миграция является благом для страны». Однако, это опасное заблуждение. В погоне за экономической выгодой не следует забывать о необходимости сохранения традиционного этнокультурного баланса страны. Для будущего важно не только количество, но и качество иностранной рабочей силы.

Основные проблемные места современного рынка труда  в России могут быть очерчены следующим образом:

  1. Снижение уровня безработицы. Здесь цифры говорят сами за себя: в трудоспособном возрасте в России находится 93,3 млн. человек, экономически активное население составляет 74,5 млн., занятых в экономическом производстве 69,1 млн., безработных по методике Международной организации труда насчитывается 5,1 млн., тогда как официально зарегистрированных безработных всего лишь 1,7 млн. человек. При этом за 2008-20011 годы число занятых увеличилось на 3 млн. человек, а безработица, которая еще в 2007 году составляла 10,4 млн., в 2008 году сократилась до 6,2, а за 2006 год - и вовсе до 5,1 млн. человек. Сегодня официально признано, что система социальной поддержки оказалась дестимулирующей и уравнительной (отметим, в настоящее время пособие по безработице варьируется от 850 до 4900 рублей в месяц). Поэтому министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов планирует осуществить модернизацию всей системы социального страхования, что, скорее всего, будет означать снижение государственных затрат на поддержку безработных.
  2. Деформация структуры занятости. За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности, и четко обозначилась тенденция роста числа вакансий на рынке строительства и недвижимости, в информационно-банковском секторе, на фармацевтическом рынке. Более всего востребованы специалисты в области продаж и административные сотрудники, специалисты по персоналу и коммуникациям. Оборотная сторона медали такова: налицо нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Ныне средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, - предпенсионный. Ведь в настоящее время в России от 30 до 50% предприятий испытывают острую нехватку кадров. Наибольший дефицит кадров ощущается в таких сегментах как добыча полезных ископаемых, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.
  3. Миграция. Число легализованных мигрантов за последнее время значительно выросло и на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ.
  4. Трудоустройство молодежи. Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются разнообразные мероприятия:
  • компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных «ученических» рабочих мест;
  • открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству и широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);
  • социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;
  • организация временной занятости молодых людей;
  • реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости;
  • создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела.

Таким образом, рынок  труда как социально-экономическая  категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. В контексте перечисленных проблем можно выделить следующее:

  • во-первых, необходимо наладить систему комплексного информирования населения о существующих возможностях решения проблемы занятости;
  • во-вторых, следует проводить целенаправленную информационную работу по нейтрализации негативных стереотипов в отношении сферы образования и трудоустройства;
  • в-третьих, необходимо провести переподготовку специалистов служб занятости и других профильных подразделений, непосредственно работающих с населением, направленную на развитие навыков эффективной коммуникации;
  • в-четвертых, способствовать повышению активности общественных организаций в области решения проблемы занятости (им доверяет достаточно большое количество населения - 10%);
  • в-пятых, повысить контроль над качественным составом миграционных потоков, фильтрация которых будет способствовать изменению отношения россиян к трудовым мигрантам в лучшую сторону.

тру

Глава 2 Рынок труда в Нижегородской области.

2.1 Общая характеристика воспроизводства трудовых ресурсов в  Нижегородской области

 

Отмеченный в межпереписной период рост численности и удельного веса населения трудоспособного  возраста в нашем регионе наблюдался, прежде всего, в городских поселениях (61.5% - в 2002 г. против 58.2% - в 1989 г.). На селе, к сожалению, из-за сверхвысокого уровня смертности, в том числе в составе населения рабочих возрастов, и оттока сельчан, в первую очередь молодежи, в городские поселения и за пределы области,  численность жителей сократилась как в целом, так и по основным возрастным группам. Изменилась и возрастная структура населения в сторону увеличения  доли  лиц рабочих возрастов (53.2 % против 48.4%).3

К началу текущего десятилетия в регионе сложилась  вполне  благоприятная, с позиции работодателей, ситуация на  рынке труда. Однако общая динамика воспроизводства трудовых ресурсов в регионе  исключает уже в ближайшей перспективе возможность адекватной, в численном отношении,  замены поколений рабочих возрастов соответствующими поколениями дотрудоспособного возраста.

В возрастной структуре  населения Нижегородской области  малочисленное поколение, родившихся в 90-е годы, образовало очередной  демографический «провал», который волнообразно будет переходить в следующие  возрастные группы, определяя  их численность  и структуру  населения области в целом.

Рынок труда, относительно насыщенный сегодня предложением рабочей  силы, все острее будет ощущать  дефицит рабочих рук, что неизбежно повлечет за собой серьезную перестройку всего комплекса экономических, социально-правовых и профессиональных отношений, сложившихся в последние годы  между работодателями и наемной рабочей силой.

Простое сопоставление  численности сменяющих друг друга поколений в период с 2006 по 2016 годы  показывает, что уже с 2007 года представители малочисленного поколения, а именно: родившиеся в 1991 году и вступающие в трудоспособный возраст в указанном году, смогут лишь на 86.1 процента заменить лиц, перешагнувших пенсионный рубеж.

Максимальный разрыв в численном составе сменяющихся  поколений придется  на 2015 г.  Поколение трудоспособного возраста, перешедшее в старшую возрастную группу, будет заменено не более  чем на половину поколением родившихся в 1999 году, отмеченном самым низким уровнем рождаемости в нашем регионе за весь период статистических наблюдений (7.4 рождений на 1000 населения области).

Прямые сопоставления  численности сменяющихся поколений  дают лишь общее представление о  динамике воспроизводства трудовых ресурсов в нашем регионе. В действительности  ситуация выглядит еще более удручающей. Речь идет в первую очередь о чрезвычайно высоком уровне смертности  в составе населения рабочих возрастов.

Расчеты прироста населения  трудоспособного возраста, выполненные Росстатом по Нижегородской области,  показывают, что  уже с 2004 года численность этой категории населения начинает сокращаться нарастающими темпами:  за  2004 г. – на 1.1 тыс.  человек, за 2005 г. – на 5.1 тыс. человек  и  2006 г. – на 14.3 тыс. человек.  При этом в 2004 – 2006 годах численность вступающих в  рабочий возраст была выше численности, перешагнувших за пределы трудоспособного возраста (в 2004 г. - почти в полтора раза).

Другим источником пополнения трудовых ресурсов является миграция, хотя ее влияние сегодня достаточно ограничено и реально проявляется только в крупных городах, прежде всего,  г. Нижнем Новгороде.

Информация о работе Региональный рынок труда