Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания. К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЕОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 3
2.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 5
3.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 6
4.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 8
5.ФИНАНСОВО БАНОВСКАЯ СИСТЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 10
6.МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 10
7.МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 11
8.АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 13
8.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 13
8.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
8.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
На территории области
находятся два курорта
Область обладает благоприятными
природно-климатическими условиями
для ведения
Калининградская область имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего экономического развития ,однако для это требуется федеральное внимание.
На сегодняшний день существуют
следующие проблемы, препятствующие
успешному социально-
существующая в
Портовый комплекс Калининградской области стабильно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 – 2007 гг. грузооборот портов увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. тонн. Значительно возросла перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время усиливается конкуренция со стороны портов Литвы и Польши.
В целях обеспечения дальнейшего
развития портового комплекса
В целях обеспечения пропуска
транзитного грузопотока в
В настоящее время
Неурегулированность статуса Калининградской области во взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского Союза (тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транспортной системы и Калининградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергетические ресурсы, в первую очередь топливо и электрическую энергию, область получает через территорию Литвы и Белоруссии).
Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры по территории области.
Существование объективных ограничений по дальнейшему развитию отраслей-лидеров, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутые параметры загрузки производственных мощностей, обеспеченность разведанными запасами природных ресурсов (нефтяные месторождения), ограниченность рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобрений), общий технологический уровень производств и другие.
Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни, несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, наличие диспропорций в территориальном развитии по уровню социально-экономического развития.
Для решения данного вопроса необходимо включить проект "Строительство железнодорожных подходов к портам в Калининградской области и обхода города Калининграда" в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"6.
На сегодняшний день Федеральная
целевая программа развития Калининградской
области на период до 2010 года в существующем
виде не обеспечивает решения проблем
региона. В этой связи Правительством
Калининградской области в
Цель Программы: создание
условий для устойчивого
Таким образом, для развития
региона Калининградской
Рассмотрев и проанализировав материал:
-касающийся экономики
После распада СССР регион
в географическом смысле ничего нового
не приобрел, но геополитическое и
геоэкономическое положение радикально
изменилось. Открылись интересные возможности,
но в тоже время появились скрытые
угрозы. Так, область расположена
в центре южной части Балтийского
региона, обладающей большим потенциалом
экономического роста. Эта зона –
наиболее заселенная, урбанизированная,
обладающая крупными индустриальными
центрами. Близость к странам с
переходными экономиками (Польша и
страны Прибалтики), где есть похожие
проблемы и сходное экономико-
В числе слабых сторон - пространственная
удаленность региона от России. Во всех
отраслях наблюдается спад производства.
На примере транспортного комплекса рассмотрим
влияние оторванности от основной территории
России на экономику области. Транспорт
является одним из приоритетов регионального
развития, особенно морской транспорт,
нацеленный на обслуживание российских
внешнеэкономических связей. Мощности
Калининградских морских портов, торгового
и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако, они
загружены только на треть. Основная часть
грузопотока «ушла» из Калининграда в страны
Балтии, обладающие более современными
и крупными специализированными портами,
где обработка грузов обходится дешевле
(литовцы, например, благодаря правительственным
субсидиям могут предложить клиентам
75%-ные скидки по прохождении по железной
дороге).
Конкурентоспособность же портов в области
снижают установленные в Москве высокие
портовые сборы и железнодорожные тарифы
Министерства путей сообщения РФ, эксклавное
положение региона, вынуждающее отправителей
грузов из России в Калининград оформлять
множество документов, необходимых для
пересечения границы. Так, например, в
отраслях машиностроительного комплекса,
предприятия области не связаны между
собой, а их поставщики, смежники и потребители
находятся за пределами региона.
Ключевой проблемой для Калининградской
области является обеспечение более дешевой
транспортировки грузов через территорию
Литвы (а также Белоруссии) и облегчение
оформления необходимых формальностей.
Эта проблема должна решаться на федеральном
уровне, однако Калининградским властям
необходимо инициировать принятие таких
документов и обеспечивать подготовку
требующихся предложений.
- касающийся управления регионами в России.
Проблема занимает важное
место в сфере государственного
управления, можно сделать определенные
выводы. Региональная политика является
основной частью общей политики государства,
направленной на эффективное использование
территориальных факторов жизнедеятельности
и хозяйствования для достижения
стратегических целей и задач
устойчивого социально-
Калининградская область является примером модели регионального управления ,на территории которой функционирует особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.
Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверх эффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов.
1.Конституция РФ
2.ФЗ "О федеральных
целевых программах
3.Постановление Правительства
РФ "О федеральной целевой
4.Абдулатипов Р.Г.
5. Василенко И.А.
6.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление- М.,2005
7. Говоренкова Т.М., Жуков
А.И.Россия. Федеративное устройство,
административно-
8. Государственно-
9. Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2006
10. Межевич Н.М. Основные
направления региональной
11. Региональная экономика
и управление: учебное пособие/под
ред. Коваленко Е.Г.-СПб:Питер,
12. Регион как субъект
политики и общественных
13. Рой О.М. Система
14. Типология российских
регионов/под ред.Главацкой Н.-
15.Швецов А.Н. Традиционный
централизм или новый
16. archive.kremlin.ru
17. consultant.ru
18. garant.ru
1 archive.kremlin.ru
2 archive.kremlin.ru
3 10. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2007
4 10. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2007
5 archive.kremlin.ru
6 consultant.ru
7 consultant.ru
Информация о работе Региональная экономика и управление в Калининградской области