Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания. К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЕОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 3
2.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 5
3.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 6
4.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 8
5.ФИНАНСОВО БАНОВСКАЯ СИСТЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 10
6.МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 10
7.МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 11
8.АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 13
8.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 13
8.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
8.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Санкт-Петербург
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЕОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 3
2.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 5
3.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 6
4.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 8
5.ФИНАНСОВО БАНОВСКАЯ СИСТЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 10
6.МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 10
7.МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 11
8.АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 13
8.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 13
8.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
8.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания. К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения.
Российская Федерация
– крупнейшее суверенное государство.
По своей площади (17,1 млн. км.) Россия
сравнима только с материками. По численности
населения, национальному составу,
по количеству и разнообразию природных
богатств Российскому государству
нет равных. Однако, на всем ее протяжении
(около 9 тыс. км с запада на восток и
4 тыс. км с севера на юг) распределение
населения, природных ресурсов и
хозяйства (отраслей экономики) неравномерно.
Под воздействием различных сочетаний
природных, социальных и экономических
условий в Российской Федерации
были сформированы экономические районы.
На территории страны выделены 11 таких
районов:
· Северный
· Северо-
· Центральны
· Центрально
· Волго-
· Поволжский
· Северо-
· Уральский
· Западно-
· Восточно-
· Дальневост
Указом В.В.Путина была изменена система
учета социально-экономических показателей
по субъектам Российской Федерации. Были
созданы Федеральные округа со своими
представителями:
· Северо-
· Центральны
· Южный
· Приволжски
· Уральский
· Сибирский
· Дальневост
В состав Северо-Западного Федерального
округа и одноименного экономического
района входит анклавная территория –
Калининградская область.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭЕОНОМИЧЕСКОГО И
Калининградская область – российский
эксклав на Балтийском море. На севере
и востоке она граничит с Литвой, на юге
– с Польшей. На западе расположено 140-километровое
морское побережье.
Географическое положение области очень
удобно для разнообразных международных
контактов. Но ее территориальная изолированность
и относительная удаленность от основной
части страны вызывает сейчас определенные
сложности в развитии народного хозяйства.
Для небольшого по площади территории
региона (15,1 тыс. км, включая 1,8 тыс. км акватории
морских заливов) природные условия и
ресурсы его весьма разнообразны.
Переходный от морского к континентальному
климат достаточно мягок. Среднеянварские
температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские
составляют +17.
Количество осадков – около 700 мм в год.
Длительный и влажный, хотя и прохладный,
вегетационный период обуславливает самую
высокую в стране продуктивность естественных
кормовых угодий, благоприятствует выращиванию
кормовых и зерновых культур, овощей. Однако
избыточное увлажнение при плоском низменном
рельефе требует мелиорации земель, а
промывной режим относительно бедных
гумусом дерново-подзолистых почв – большого
количества удобрений1.
Лесные ресурсы незначительны. Смешанные
и широколиственные леса занимают всего
18% территории, при этом 40% лесов – искусственного
происхождения. Леса имеют в основном
природоохранное и рекреационное значение.
С целью сохранения уникальной растительности
дюнных ландшафтов и их животного мира
создан национальный парк «Куршская коса».
Калининградская область, будучи субъектом
Российской Федерации, оказалась после
распада СССР в положении эксклава. Достичь
из области другие российские регионы
без пересечения территории иностранных
государств можно только по Балтийскому
морю. Это и многие другие факторы создают
определенные трудности для развития
экономики Калининградской области.
Сущность современной региональной стратегии,
реализуемой областной администрацией,
заключается в создании на территории
области особой (свободной) экономической
зоны. Эта идея была развита под руководством
профессора Ю.С. Маточкина в 1990 г. в виде
концепции зоны свободного предпринимательства.
Концепция стала реализовываться после
объявления Верховным Советом РСФСР 14
июля 1990 г. области (наряду с пятью другими
российскими регионами) такой зоной. 3
июля 1991 г. было издано распоряжение Председателя
Верховного Совета РСФСР «О хозяйственном
статусе свободной экономической зоны
в Калининградской области», а 25 сентября
1991 г. – Постановление Совета Министров
РСФСР № 497 об утверждении Положения о
свободной экономической зоне в Калининградской
области (СЭЗ «Янтарь»). Сейчас функционирование
зоны регулируется федеральным законом
«Об особой экономической зоне в Калининградской
области». В его подготовке, наряду с администрацией
области, активно участвовали депутаты
Калининградской областной Думы и депутат
Государственной Думы Российской Федерации
кандидат экономических наук В.П. Никитин.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает
всю территорию Калининградской области,
кроме оборонных объектов и нефтедобычи
на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно
установленная самим законом, - режим свободной
таможенной зоны, то есть все товары ввозятся
в область (и из российских регионов, и
из-за рубежа) без взимания таможенных
пошлин. И все произведенные в области
товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.
Другие важные привилегии ОЭЗ законом
только декларированы и требуют принятия
дополнительных решений государственными
органами власти. Прежде всего, это относится
к льготному режиму инвестиций и предпринимательской
деятельности, о которых говорится в законе.
Так, предполагается налоговые льготы
российским и иностранным предпринимателям
и инвесторам. Но условия предоставления
льгот не перечислены, размеры льгот не
установлены. Они должны определятся дополнительно
в соответствии с налоговым законодательством
Российской Федерации и законодательством
Калининградской области.
Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется
областными органами власти. Функции администрации
ОЭЗ выполняется администрация Калининградской
области. Это означает некоторое усиление
самостоятельности области в принятии
экономических решений. Области предоставлено
право устанавливать ограничение режима
свободной таможенной зоны (вводить квоты
на импорт) для защиты местных товаропроизводителей.
Однако такие меры должны согласовываться
с правительством. Как показала практика,
процедура согласования достаточна длительна.
Несмотря на некоторую непоследовательность
и неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской
области все же играет важную стимулирующую
роль для регионального развития.
2.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Природные условия и ресурсы самого западного
региона Российской Федерации весьма
разнообразны, хотя и не столь масштабны
из – за небольших размеров территории.
Практически вся территория Калининградской
области представляет собой низменную
равнину, отдельные участки которой находятся
ниже уровня моря. Лишь некоторые холмы
Виштынецкой возвышенности на крайнем
юго–востоке имеют высоту более 200 м (до
242 м) над уровнем моря. Вблизи заливов
расположены польдерные земли. Избыточное
увлажнение имеют 79% всех земель. Следствием
этого и плоского ландшафта является существование
большого количества озер и рек, многие
из которых имеют искусственное происхождение.
Только рек и мелиоративных каналов в
Калининградской области насчитывается
около 4600 , чуть меньше прудов и озер –
4000. Самые большие реки - Неман и Преголя
– соединены каналами в единую водную
систему. Но крупнейшими внутренними водоемами
являются заливы.
Растительный и животный миры Калининградской
области сильно изменены человеком. Это
происходит вследствие высокой освоенности
территории. Так, на естественные формы
растительности – смешанные и широколиственные
леса, луга и болота – приходится менее
четверти территории. При этом 40% лесов - искусственного происхождения.
Средний процент лесистости невелик (18,
а без учета площади заливов – 20%). Из 500
видов деревьев и кустарников только более
ста местные (дуб, ель, сосна, липа, береза),
соответствующие этой подзоне, остальные
- из других природных зон. В лесах области
встречаются: лось и косуля, кабан и волк,
лиса и заяц, белка и куница, хорек и енотовидная
собака. Прижились олени – пятнистые и
благородные. Значительными рыбными запасами
обладают крупные внутренние водоемы.
Наибольшее промысловое значение имеют
лещ, судак, салака, угорь и ряпушка (озеро
Виштынецкое). На основе вышеизложенного
можно сделать вывод, что природные ресурсы
хоть и разнообразны, но невелики и их
необходимо охранять, С этой целью были
созданы заказники и национальный парк
«Куршская коса».
Калининградская область располагает
полезными ископаемыми, которые по степени
и перспективам их использования можно
классифицировать: хорошо освоенные, с
налаженной добычей – янтарь, нефть, торф,
строительные материалы, минеральные
воды, лечебные грязи; разведанные, подготовленные
к использованию – бурый уголь, каменная
соль, фосфориты и глаукониты; прогнозные
– калийная соль, серосодержащее и карбонатное
сырье.
Оценивая в целом природные ресурсы области,
можно говорить о том, что они создают
благоприятные предпосылки для развития
многих отраслей промышленности и рекреационного
комплекса.
3.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
Численность населения на территории
Калининградской области на 1 января 2009
года составила 937386 человек и только 23%
- сельское население. Плотность населения
составляет 62,5 чел/км2.
Национальный состав области многочисленный
и в течение длительного времени остается
достаточно стабильным: доля русского
населения около 78%, белорусов около 8%,
украинцев – более 7%. Среди остальных
7% наиболее многочисленны литовцы (2%),
на представителей каждой из остальных
национальностей приходится менее 1% (армяне,
немцы, поляки, татары и др.). Население
региона сформировалось за счет организованного,
исторически сложившегося переселения,
начавшегося в 1945 году. К середине 1950-х
годов прибыло почти полмиллиона переселенцев,
а затем до начала 1990-х годов увеличение
шло за счет естественного прироста.
Область включает в себя 13 административных
районов, 3 городских округа и 3 города
на уровне отдельных образований. Городами
и районами с высокой плотностью населения
являются город Калининград (1916,8 чел/км.),
город Пионерский (1537,5 чел /км.) и город
Советск (1077,5 чел./км.). В остальных районах
плотность населения варьируется от 16
до 58 человек на км. Наиболее крупные города:
Калининград (425,6 тыс. чел.), Советск (44,0
тыс. чел.), Черняховск (43 тыс. чел.), Балтийск
(31,2 тыс.чел.) и Гусев (28,1 тыс. чел.). Названия
большинства городов и улиц даны в честь
воинов, героически сражавшихся на территории
Пруссии во время Великой Отечественной
Войны.
В Калининградской области доля городского
населения всегда была выше доли сельского.
Но в 1990-х годах благодаря возросшему количеству
мигрантов – беженцев и вынужденных переселенцев,
многие из которых стали селиться в сельской
местности, - численность сельского населения
стала возрастать, причем более высокими
темпами по сравнению с городским. В соответствии
с общемировыми и российскими тенденциями
естественный прирост населения сокращается.
Удельный вес детей в общей численности
населения сократился с 23,4 до 20,2%.
Для структуры населения области
характерна более высокая доля женщин
по сравнению с мужчинами. Мужчины составляют
48% населения, женщины – 52%. Продолжительность
жизни у мужчин 60 лет и 72 года у женщин.
Наблюдается неблагополучная возрастная
структура населения. Так, средний возраст
у женщин составил 38 лет, у мужчин – 36,6
лет.
Доля лиц трудоспособного возраста осталась
неизменной - 60,2%. А по доле пенсионеров
- 19,6% область вплотную приблизилась к
среднеевропейскому показателю, хотя
раньше значительно уступала ему. Численность экономически активного
населения области в последние годы увеличивается,
достигнув 460 тыс. человек. Но количество
занятых в различных секторах экономики
сократилось с 435 тыс. до 386 тыс. человек.
В условиях сокращения занятости растет
численность безработных. Основная их
часть – женщины (80%) от общего числа безработных.
Особенно страдает от безработицы молодежь.
Каждый третий безработный имеет возраст
16 – 29 лет.
Таким образом, демографическая ситуация
в Калининградской области остается чрезвычайно
острой. Продолжает сокращаться естественный
прирост, вследствие снижения рождаемости
и увеличения смертности населения ухудшается
возрастная структура населения, диспропорциональна
половая структура. Общее положение усугубляется
отсутствием целенаправленной государственной
демографической политики и политики
в области занятости и трудовых ресурсов.
Информация о работе Региональная экономика и управление в Калининградской области