Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания. К изучению вопросов регионального управления, как правило, подходят лишь с экономической точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЕОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 3
2.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 5
3.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 6
4.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 8
5.ФИНАНСОВО БАНОВСКАЯ СИСТЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 10
6.МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 10
7.МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 11
8.АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 13
8.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 13
8.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
8.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27
4.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
КОМПЛЕКС КАЛИНИНГРАДСКОЙ
Промышленный комплекс.
В промышленности области в Статрегистре
учтено 5880 крупных и средних предприятий
и 1900 малых предприятия, в том числе:
· в секторе добычи полезных ископаемых
- 113 крупных и средних предприятий и 32
малых предприятий;
· в секторе обрабатывающих производств
- 5592 крупных и средних предприятий и 1824
малых предприятий;
· в секторе производства и распределения
электроэнергии, газа и вода - 175 крупных
и средних предприятий и 44 малых предприятия.
Конкурентоспособная продукция: морские
суда, легковые автомобили, мотоциклы
и мотороллеры, крановое оборудование,
железнодорожные грузовые вагоны, авто-
и электропогрузчики, холодильное оборудование
коммерческого назначения, приборы, средства
автоматизации и энергетическое оборудование
для газовой промышленности и предприятий
нефтехимического комплекса, плазменные
электрореактивные двигатели малой тяги
для спутниковых систем, металлическая
тара для пищевой промышленности, телевизионная
и другая электронная бытовая техника,
оборудование для распиловки леса и деревообработки,
металлоконструкции и оборудование для
нефтедобывающей промышленности, целлюлоза
и бумажная продукция, мебель, окна, двери,
продукция глубокой деревопереработки
(клееный щит, клееный брус, погонаж), масложировая
продукция, мясо - колбасные изделия, мясные
консервы, рыба и продукция рыбопереработки,
полуфабрикаты, готовые блюда и консервы
из мяса птицы, ликероводочные изделия,
молочная продукция, пиво, минеральные
воды, питьевая негазированная вода, ковры
и ковровые покрытия, верхняя одежда и
головные уборы из меха, мужские и женские
пальто, плащи, куртки, детский трикотаж,
янтарь-сырец, полуфабрикаты из янтаря
и ювелирные изделия, в том числе, с драгоценными
металлами.
Агропромышленный комплекс
Площадь сельскохозяйственных угодий
Калининградской области составляет 723,4
тыс. га. В том числе: пашня - 369,1 тыс. га,
сенокосы и пастбища - 346,3 тыс. га, многолетние
насаждения - 8 тыс. га. Имеется около 98
тыс. га польдерных земель (70% польдерных
земель Российской Федерации), обладающих
высоким потенциалом урожайности. Эти
земли защищены дамбами, общая протяженность
которых составляет 722 км. Функционирование
польдерных земель обеспечивается 117-тью
насосными станциями. Природно-климатические
условия области определяют высокий потенциал
производства сельскохозяйственной продукции.
В регионе находится высокоразвитое производство
пушнины. 6 предприятий производят 30% российской
пушнины клеточного содержания. Одно из
направлений развития сельского хозяйства
- спортивное коневодство. В области насчитывается
более 3 тыс. голов лошадей разного хозяйственного
назначения.
Перерабатывающая промышленность Калининградской
области представлена более 200 мясоперерабатывающими
предприятиями и цехами, 14 молокозаводами,
6 комбикормовыми заводами, 4 крупными
мукомольными заводами и рядом мелких
мельниц, 4 кондитерскими фабриками, 16
средними и крупными хлебопекарными предприятиями.
Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему
остается ведущим в пищевой промышленности
области: 7 крупных рыбоконсервных комбинатов
и более 20 предприятий малого бизнеса.
Работу рыбопромышленного комплекса обеспечивают:
2 судоремонтных предприятия; 2 предприятия
по производству технологического оборудования;
2 предприятия по производству промыслового
вооружения. Обслуживает промысловые
суда, пришедшие с промысла и уходящие
на промысел, ФГУП «Калининградский морской
рыбный порт», имеющий более 3 км причалов
и холодильники ёмкостью на 20 тысяч тонн.
В отрасли работает более 20 тысяч человек.
Лесохозяйственный комплекс. Ежегодный
расчетный объем заготовки древесины
составляет около 600 тыс. м. куб.
5.ФИНАНСОВО
БАНОВСКАЯ СИСТЕМА
Банковская система
6.МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
Межбюджетные отношения
Принятый Закон является уже третьей за
три года редакцией документа, регулирующего
межбюджетные правоотношения. В Законе
по-новому прописан весь механизм перераспределения
денежных потоков, направляемых в виде
межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий
и субвенций) в местные бюджеты. Скорректированы
нормативы, в том числе переданные местным
бюджетам, вводится возможность уточнения
общего объема дотаций. Четко прописан
механизм софинансирования местных бюджетов,
с градацией муниципалитетов по уровню
бюджетной обеспеченности. Так, если муниципальное
образование обеспечивает необходимые
бюджетные расходы менее чем на 80%, то доля
софинансирования из областного бюджета
может составить от 60 до 80%.
Сам подход к выделению дотаций на сбалансированность
бюджетов изменился. Теперь для всех муниципалитетов
задаются примерно равные стартовые финансовые
условия. Дополнительными средствами
будут поощряться только лучшие из них.
Для укрепления финансовых основ поселений
дотации частично заменяются поступлениями
от налогов на доходы физических лиц и
доходов от применения упрощенной системы
налогообложения. Подушевой трансферт
также определяется иначе - теперь выделяется
всем муниципалитетам, за исключением
высоко обеспеченных территорий.
7.МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Несмотря на ряд разногласий в
90-е годы наиболее динамично осуществлялось
сотрудничество области с зарубежными
партнерами из Литвы и Польши. Так,
на Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового
оборота предприятий и
Для реализации имеющихся российско-литовских
и российско-польских договоренностей
на калининградском направлении созданы
соответствующие механизмы: Российско-польский
Совет по сотрудничеству между Калининградской
областью и северо-восточными воеводствами
Польши, Российско-литовская рабочая группа
по вопросам сотрудничества между Калининградской
областью и регионами Литвы в составе
Российско-литовской межправительственной
комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому,
культурному и гуманитарному сотрудничеству.
Возможности этих механизмов задействованы
в интересах жизнеобеспечения и развития
Калининградской области.
Динамично развиваются внешние связи
области с регионами Германии, Белоруссии,
Швеции, Дании. Хотя, по мнению немецких
экспертов, Калининград имеет небольшое
значение для немецкой экономики как рынок,
но представляет определенный интерес
в силу своего выгодного географического
положения. Существует мнение, что инвестиции
в региональную инфраструктуру предпочтительно
осуществлять через фонды развития ЕС
и совместные проекты с польским, например,
участием.
Устойчивые связи поддерживаются и в области
рыбного хозяйства. Через Калининградский
порт осуществляется паромное сообщение
с Данией. Следует отметить давнее и плодотворное
сотрудничество наших учебных заведений,
научных центров и общественных организаций.
Почетное Консульство Королевств Дании
и Швеции открыто в Калининграде для оформления
деловых и частных виз, поиска партнеров
и установления контактов в различных
видах деятельности: производстве, торговле,
обучении и туризме.
Что же касается многосторонней формы
сотрудничества Калининградской области,
то она претворяется в жизнь в рамках созданного
в феврале 1998 г. Еврорегиона «Балтика»
и ряда проектов ЕС. Калининградская область
стала первым субъектом РФ, вышедшим на
уровень еврорегионального сотрудничества
с зарубежными партнерами.
Вместе с тем, возможности этого сотрудничества
в целях создания и укрепления атмосферы
безопасности и конструктивного торгово-экономического
партнерства в Балтийском регионе пока
используются недостаточно. Реализация
соответствующих согласованных проектов
в отношении Калининградской области
имеет важное значение в деле жизнеобеспечения
и развития этого субъекта Российской
Федерации. С учетом данного обстоятельства
важно наладить интенсивный поиск разумных
и допускающих нестандартный подход вариантов
взаимодействия России и ЕС на данном
участке.
Регион был образован в 1945 году после решения Потсдамской конференции о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.
7 апреля 1946 года Президиум
Верховного Совета СССР принял
Указ "Об образовании
Калининградская область
обеспечивала с момента своего создания
военно-стратегические, политические
и хозяйственно-экономические
За послевоенный период регион
стал играть важную роль в народном
хозяйстве страны, обеспечивая существенный
вклад в экономику за счет рыболовства
и рыбного хозяйства, машиностроения,
целлюлозно-бумажного
Общий экономический спад
90-х годов, который в Калининградской
области был глубже, чем в целом
по России удалось преодолеть за счет
мер, принимаемых федеральным
В настоящее время в
Калининградской области идет активное
формирование системы документов, направленных
на реализацию в регионе федеральных
целей. Эта система включает Стратегию
развития Калининградской области
на период действия режима Особой экономической
зоны – до 2031 года, Программы социально-
Стратегия социально-экономического
развития подготовлена в соответствии
с требованиями (техническим стандартом)
к стратегии социально-
На реализацию положений
Стратегии развития Калининградской
области направлена Программа социально-
Цели и задачи стратегии и программы направлены на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации, выполнению Поручений Президента и Правительства страны. Система целей направлена на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в документах федерального уровня, включая: Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; Концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Стратегии развитии отраслей экономики РФ и другие.
Одновременно в регионе
внедрен пятилетний финансовый план,
направленный на достижение целей и
реализацию задач, поставленных губернатором
Калининградской области на основании
целей и задач, сформированных на
федеральном уровне и отраженных
в Посланиях Президента Российской
Федерации, программе социально-
В соответствии уставом, Калининградская область – субъект Российской Федерации, имеющая свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения.
Высшим должностным лицом
Калининградской области
Государственную власть в
Калининградской области
Губернатор Калининградской области;
вице-премьеры Правительства Калининградской области;
министры Калининградской области;
руководитель аппарата Правительства Калининградской области;
Полномочный представитель
Губернатора Калининградской
Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
единство системы
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
обеспечивают реализацию
прав граждан на участие в управлении
делами государства как
Органы государственной власти Калининградской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.
В ведении Калининградской области находятся:
принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;
защита прав и законных
интересов Калининградской
административно-
социально-экономическое развитие Калининградской области;
областной бюджет Калининградской области;
государственная собственность Калининградской области;
установление системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;
награды и почетные звания Калининградской области, символика Калининградской области;
иные вопросы, не отнесенные
Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами к ведению
Российской Федерации, к предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Вице-премьеры Правительства
Калининградской области
На территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона. В следующей главе работы рассмотрим её основные положения.
В соответствии с уставом
Калининградской Области (гл.17 ст.63)на
территории Калининградской области
в соответствии с федеральным
законодательством образована и
функционирует Особая экономическая
зона, на которой действует специальный
правовой режим осуществления
Информация о работе Региональная экономика и управление в Калининградской области