Сопоставление
приведенных данных о капитализации российских
компаний и их анализ позволяют констатировать:
фондовый рынок наконец заработал как
полноценный рынок капиталов и стал реальным
инструментом привлечения инвестиций.
В то же время крупнейшим субъектом этого
рынка является государство. Ротация форм
собственности происходит двумя способами.
Первый способ -
это отъем собственности у так называемых
эффективных собственников. Инструментом
деприватизации служит дополнительная
эмиссия акций в размере долга и эти акции
становятся собственностью государства.
Второй способ -
выкуп контрольного пакета акций корпорации,
предотвращающий ее неизбежное банкротство
(инициируемое или планируемое собственниками).
Как показывает
опыт развитых стран, в конкретных экономических
ситуациях государственные корпорации
могут развиваться интенсивнее компаний
частного сектора. Например, при значительном
износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих
безопасность перевозок, требуются значительные
прямые инвестиции (капитальные вложения)
в развитее транспортной сети государства.
Реальные инвестиции обеспечивают увеличение
тарифов и снижение прибыли частных пользователей,
то есть определенное перераспределение
финансовых ресурсов.
Другой пример.
Расширение экспортных поставок сырьевых
ресурсов (углеводородов) требует весомых
вложений в новое строительство продуктопроводов.
В подобные моменты обычно увеличивается
доля государственного сектора в национальной
экономике любого государства.
Считается,
что эта временная мера, обусловлена потребностью
экстенсивного расширения или модернизации.
С исчезновением такой потребности может
снова измениться структура собственности.
В открытой рыночной экономике бывают
такие стечения обстоятельств, когда иностранные
участники имеют больше финансовых возможностей
для приобретения значимых для государства
активов, чем национальные.
Когда отечественным,
пусть даже достаточно эффективным корпорациям
не хватает финансовых ресурсов для "стратегических"
сделок, в игру вступает государство -
покупателем становится 100%-но подконтрольная
государству корпорация. Со временем,
после накопления достаточных финансовых
ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами,
эти "временно-государственные" активы
будут реализованы частному сектору.
Интересы
государства распространяются на корпорации,
стратегически позиционирующие страну
в мирохозяйственных связях, а также в
области обороноспособности. Если такое
предприятие находится в частной собственности,
собственник может перепрофилировать
его (или отдельные производства) из-за
снижения рентабельности. В этом случае
государство также "сработает" эффективно,
если выкупит по рыночной цене контрольные
пакеты акций существующих предприятий.
Это выгоднее, чем строить новые.
Используя
рычаги регулирования, государство решит
проблемы взаимного демпинга участников
на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую
базу, при необходимости проведет организационную
реструктуризацию (например, создаст холдинг
со 100%-м участием государства). После реструктуризации
бизнеса, а именно: совершенствования
системы управления, выработки рациональной
финансово-экономической политики корпорации,
улучшения операционной деятельности,
обновления системы маркетинга и системы
управления персоналом, компания по рыночной
цене, через аукцион, продается новому
эффективному собственнику.
Такие операции
могут принести государству значительно
больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию
и финансовое оздоровление корпорации.
Нужно лишь правильно определить временные
периоды для "усиления" либо "ослабления"
государственного присутствия в конкретном
секторе национальной экономики.
- Реформирование форм собственности
в современной России
Важнейшей предпосылкой комплекса
мер по реформированию экономики является
преобразование отношений собственности,
которые справедливо считаются стержнем
всей совокупности экономических отношений.
Преобразование отношений собственности
также является основой трансформации
системы управления объектами собственности
на различных уровнях. Поэтому представляется
целесообразным прежде всего раскрыть
и уточнить некоторые основные положения,
касающиеся правового, экономического
содержания и форм проявления отношений
собственности.
В экономической науке произошел
отход от марксистской политической экономики,
где собственность рассматривалась как
центральное, исходное и основное экономическое
отношение. Отрицая марксизм, многие экономисты
отмели и отношения собственности как
нечто чуждое новому направлению экономической
науки. Может быть, именно по этой причине
и Российской Федерации в целом, и в отдельных
субъектах Российской Федерации, в том
числе и Республике Коми, отсутствует
эффективный механизм управления государственной
собственностью и защиты прав собственности.
Такой взгляд на проблему собственности,
как отмечает Н.А. Падалкин, неправомерен,
так как собственность является основополагающим,
системообразующим элементом социально-экономических
отношений.
Место собственности в жизни
общества можно показать, используя следующие
утверждения:
- во - первых, как отмечали классики марксизма
- ленинизма, собственность определяет
всю систему экономических отношений:
производство, распределение, обмен и
потребление.
- во - вторых, именно собственность определяет место индивида, социальной группы, класса в жизни общества. В любом обществе ведущие позиции в политической, социальной, экономической жизни занимали и занимают собственники средств производства.
- в - третьих, собственность есть результат
развития производительных сил. Первобытный
коммунизм был обусловлен низким уровнем
развития общества, невозможностью в одиночку
обеспечить себя необходимыми благами.
Именно по мере развития орудий труда
и технологии появляется частная собственность
как результат присвоения излишков производства.
- в - четвертых, существование и многообразие
форм собственности приводило к росту
производительности труда и эффективности
производства в силу конкуренции между
ними. Выживала и расширяла свое влияние
наиболее результативная форма собственности,
а выигрывало от этого всё общество.
- в - пятых, изменение форм собственности
может происходить как эволюционно, путем
вытеснения одних форм другими, более
эффективными (в период реформ в России
путем приватизации государственной и
муниципальной собственности), так и революционно,
путем слома одних отношений и насильственного
насаждения других (в период октябрьской
революции 1917 г.).
Отмечая приоритет отношений
собственности в системе экономических
отношений, на наш взгляд, правильным является
суждение Л.В. Никифорова о том, что «рассматривая
отношения собственности, следует избегать
двух нередко встречающихся крайностей;
- во - первых, абсолютизации их роли, попыток
отношениями собственности объяснить
наличие и содержание всех аспектов социально
экономических отношений;
- во - вторых, отрицания роли собственности
в настоящее время и в перспективе в качестве
одного из важнейших факторов, определяющих
направления общественного развития».
И тем более верным является вторая часть
суждения Л.В. Никифорова в связи с особенностями
приватизации государственной и муниципальной
собственности в России и продолжающимся
процессом передела собственности.
Собственность представляет
собой сложную совокупность социально
- экономических и правовых отношений,
которые характеризуют способы содержания,
формы присвоения и использования факторов,
условия средств и результатов жизнедеятельности
и жизнеобеспечения. Насколько разнообразны
такие факторы, условия, настолько многообразны
и отношения собственности, а изменчивость
первых предопределяет подвижность вторых.
Объектами отношений собственности
становятся все те факторы и условия жизнедеятельности
и жизнеобеспечения, присвоение и использование
которых может быть только результатом
общественных взаимосвязей.
Отдельные люди, их слои
и группы, участвующие в присвоении и использовании
факторов, условий и объектов жизнедеятельности
и жизнеобеспечения, становятся субъектами
отношений собственности.
Разгосударствление - это совокупность
мер по преобразованию государственной
собственности, направленных на устранение
чрезмерной роли государства в экономике.
Кроме того, разгосударствление
означает снятие с государства большинства
функций хозяйственного управления, передачу
соответствующих полномочий на уровень
предприятий, замену вертикальных хозяйственных
связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что
государство перестает играть важную
роль в рыночной экономике.
Уменьшаются масштабы государственного
предпринимательства, но государство
остается структурным элементом смешанной
экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен
денационализации, т.к. последняя не сводится
к одной приватизации.
Процесс разгосударствления сохраняет
государственную собственность и направлен
на повышение эффективности функционирования
остающихся в государственном секторе
предприятий.
Однако тот факт, что “символическая
черта” под итогами приватизации государством
публично не подведена, приводит к реальным
негативным последствиям для экономики
(занижение инвестиционных рейтингов
Российской Федерации и ее регионов; отсутствие
уверенности в стабильности правовых
основ приватизации и в предсказуемости
действий государства приводит к росту
недоверия инвесторов и предпринимателей,
является одним из факторов низкой налоговой
дисциплины и пр.).
Заключение
Таким образом, российское
общество и его властные структуры оказались
перед сложнейшей дилеммой: приватизация,
проведенная по принятой в стране схеме,
стала тормозом экономического развития,
но возврат в исходную точку с целью использования
более эффективных приватизационных моделей
является утопией.
Выход из этого тупика
лежит, вероятнее всего в выработке выверенной
целенаправленной политики, суть которой
в афористичной форме можно выразить достаточно
кратко: трансформировать не разрушая.
Трансформация отношений собственности
должна преследовать цель постепенного
(но не размытого во времени) нахождения
цивилизованного консенсуса между обществом
(государством), собственником и менеджментом.
Реализация этой
цели предполагает скоординированное
развязывание следующих проблемных узлов:
Во-первых, государство
должно четко и однозначно подтвердить,
что объектом приватизации до настоящего
времени было производственное оборудование,
основной и оборотный капитал предприятий
(независимо от его стоимостной оценки,
принятой в момент приватизации).
Во-вторых, признание
незыблемости прав частной собственности
должно быть распространено и на личные
сбережения граждан.
В итоге свое работы
я рассмотрела такой важный вопрос как:
развитие и реформирование форм собственности
в современной России. Можно сделать вывод,
что приватизация в России была осуществлена
в радикальном варианте по характеру,
масштабам, темпам, срокам и методам.
Экономическая наука
также всегда уделяла особое внимание
проблеме собственности. И, тем не менее,
эта проблема остается дискуссионной
и недостаточно разработанной.
Список использованной
литературы:
1. Вольчик В.В. Курс лекций по
институциональной экономике, Ростов-на-Дону:
Издательство РГУ, 2007.
2. Райзберга Б. А.Основы экономики.
Учебник. Москва: "Инфра-М", 2008.
3. Петюх В.Н. Рыночная экономика.
Настольная книга делового человека. Киев:
"Урожай", 2007, 429с.
4. Россия в цифрах 2009. Краткий
статистический сборник. Москва: Росстат,
2009.
5. Уильямсон О. Экономические
институты капитализма. СПб. 2007.
6. Шаститко А. Е. Неоинституциональная
экономическая теория. Москва. 2007.
7. Интернет-ресурс: Экономический
портал "Экономика. Социология. Менеджмент:
www.ecsocman.edu.ru
8. Интернет-ресурс: Официальный
сайт Федеральной службы государственной
статистики: www.gks.ru