Развитие и реформирование форм собственности в современной России
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:17, реферат
Краткое описание
Целью данной работы является рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.
В условиях современной
рыночной экономики весьма актуальна
тема собственности. Экономика – это,
прежде всего хозяйство. И там, где есть
хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый
экономический объект, каждый ресурс,
каждый продукт должен иметь своего хозяина.
С экономической точки зрения хозяин –
лицо, вовлекающее объект в экономически
процессы, стремящееся использовать его
лучшим образом, извлечь из него больше
пользы.
Там, где есть экономическая
деятельность, там всегда присутствует
проблема собственности. Система экономических
отношений собственности охватывает –
от начала и до конца – весь хозяйственный
процесс. Она пронизывает и составляет
сердцевину всех отношений между людьми
по производству, распределению, обмену
и потреблению благ и услуг.
Везде и всюду мы
постоянно наталкиваемся на один общий
вопрос: кому принадлежит экономическая
власть, кто присваивает материальные
условия существования людей, является
хозяином земли, фабрики, духовного богатства?
Социальная сущность этих отношений и
есть выражение присущих данному обществу
экономических отношений собственности.
Общепризнанно, что
вопрос собственности — это, пожалуй,
один из самых главных вопросов, определяющих
генерацию, существование и пути развития
человеческого общества. Проблема эта
не нова и занимает умы людей уже не одно
столетие. Первые упоминания о собственности
как об одной из основных характеристик
государства, появились еще в глубокой
древности.
На одного богатого
человека приходится как минимум пятьсот
бедных, и богатство немногих предусматривает
бедность многих». Проблемы частной собственности
рассмотрены и в трудах Адама Смита. Так,
в книге «Исследование о природе и причинах
богатства народов» он выступает как противник
большого землевладения. Он писал: «Где
есть большая собственность,
Фактор ограниченности
жизненных благ и экономических ресурсов
требует не только разработки определенного
порядка их распределения, но и установления
каких-то правил контроля над ними. Конечные
товары и экономические ресурсы, если
они ограничены, не могут быть равнодоступными
для распоряжения, использования абсолютно
всеми членами общества. Если бы это было
так, то в обществе наступил бы беспорядок.
Собственность –
закрепление права контроля экономических
ресурсов и жизненных благ за поставленными
экономическими субъектами.
В быту встречается
точка зрения, что собственность – это
взаимоотношение человека и имущества,
власть над имуществом. Устремление человека
к владению имуществом рассматривается
при этом как прирожденный инстинкт.
Однако в экономической
науке все больше признается доминирование
социальной основы собственности.
В каждую историческую
эпоху собственность как экономическая
категория отражает всю систему социально-экономических
отношений. Формы собственности и ее разновидности
соответствуют сложившейся социально-экономической
системе на всех ее уровнях. Проблема о
собственности чрезвычайно многостороння
и с каждым новым этапом развития экономической
мысли обнаруживаются все новые стороны
этой проблемы.
Итак, целью данной
работы является рассмотрение и анализ
структуры собственности: ее социальной,
юридической и экономической сторон; изучение
разнообразных форм собственности, главным
образом, частной и государственной как
основных форм собственности; анализ развития
собственности в России и взаимодействия
государственной и частной собственности.
Развитие форм собственности
в современной России
Смена форм собственности
в России происходила революционными
темпами и в условиях, когда само понятие "собственность" трактовалось
по-разному.
Такая тотальная
смена формы собственности без одновременной
глубокой рационализации отношений владения,
пользования и управления объектами собственности
не только не смогла решить проблемы повышения
эффективности функционирования экономической
системы, но и усугубила положение.
В настоящее время
вопрос об экономической эффективности
каждой формы собственности приобретает
особую актуальность. Так как неправильный
и необоснованный выбор формы собственности
может снизить как эффективность функционирования
каждого отдельного субъекта рынка в отдельности,
так и снизить темпы экономического роста
всей страны.
1.1 Преобразования
форм собственности в РФ в условиях перехода
к рыночным отношениям
Основой экономической
системы в СССР являлась общественная
собственность на средства производства,
которая выступала в виде государственной
собственности. Уже в 30-е годы она была
объявлена преобладающей, а к началу 90-х
годов социальная структура собственности
имела следующий вид: государственная
- 89,2, колхозная - 8,3, кооперативов по производству
товаров и услуг (в т.ч. - ЖСК) - 1,4, собственность
граждан - 1,1%. Если учесть, что колхозная
собственность по существу была государственной,
то можно прийти к выводу об абсолютной
государственной монополизации средств
производства в этот период.
Одновременно с этим
абсолютная государственная монополизация
средств производства сопровождалась
объективно обусловленным "сращиванием"
исполнительной, законодательной и судебной
ступеней власти под руководством ЦК КПСС
и его органов на местах. Такая "партийно-бюрократическая
машина", захватив все "рычаги власти",
управляла экономически, социально и идеологически
уже не только средствами производства
от имени народа, но и самим народом, манипулируя
его сознанием в своих собственных интересах.
В экономической
области это проявилось, прежде всего
в прямом отрицании:
конкуренции как регулирующего
и контролирующего механизма и замены
ее на социалистическое соревнование,
с вручением его победителям переходящих
знамен, вымпелов, почетных грамот, медалей,
денежных премий и т.п.;
системы рынков и цен как основной
организующей силы и замены их планом
и плановым ценообразованием.
В годовых планах,
которые "спускались сверху" (от Госплана
к министерствам, а оттуда предприятиям),
в качестве основного директивного документа
(обязательного к исполнению) содержалось
большое число показателей (объем производства,
фонд зарплаты, численность работников
и т.д.). Кроме того, определялось, кому,
в каком количестве, по каким ценам продавать
продукцию, у кого приобретать необходимые
для производства сырье, материалы и т.п.
Таким образом, органы
управления "наверху" присвоили себе все
основные правомочия собственника,
передав коллективам предприятий лишь
право пользования средствами производства,
а руководству предприятий - лишь ограниченное
право оперативного управления.
Однако в конечном
итоге "партийно-бюрократическая машина,
сохранив свое ведущее положение, вошла
в конфликт с "перестройкой", и сложившиеся
в 1987-1990 гг. благоприятные возможности
для перехода к рыночным отношениям были
упущены. В довершение ко всему произошел
распад СССР и образовались самостоятельные
государства, в т.ч. и Российская Федерация
(РФ)
Курс, взятый в РФ
на коренную перестройку экономики, был
ориентирован на создание условий для
перехода к рыночным отношениям и осуществлялся
по варианту "шоковой терапии". Стратегия
этого варианта предполагала:
1. Разработку и применение
антиинфляционной стабилизационной программы;
2. Проведение глубоких институциональных
реформ и прежде всего кардинальных преобразований
в отношениях собственности.
Преобразование отношений
собственности в экономическом плане достаточно
подробно рассмотрено в "Экономикс"
(Р. Мак-коннелл, Л. Брю) на примере перемещения
ресурсов из негосударственного (частного)
в государственный (общественный) сектор
экономики. Критерий такого перемещения
основывается на сравнительном анализе
издержек и выгод, получаемых вследствие
этого перемещения: если потери от изъятия
ресурсов из частного сектора меньше дополнительных
выгод, полученных в государственном секторе,
то такое перемещение экономически целесообразно.
Иначе говоря, преобразование
частной собственности в общественную
имеет экономический смысл тогда, когда
оно способствует более эффективному
использованию ресурсов обществом. Этот
критерий используется и при перераспределении
прав собственности между ее различными
субъектами.
Необходимость преобразований
абсолютно монополизированной государственной
собственности в нашей стране практически
не вызывала сомнения, даже у большинства
властных структур. Однако по поводу направлений
и методов этих преобразований разгорелась
ожесточенная борьба не только между представителями
"старой" и "новой" партийно-бюрократической
номенклатуры, но и внутри нее. К этой борьбе
"подключились" и представители региональных
и местных структур, хозяйственные руководители,
а также "теневой" й криминальный
капитал.
Все они хотели получить
на "законных" основаниях в соответствии
с возможностями занимаемого положения
свою долю общественного имущества или
легализовать уже имеющееся.
Результатом этой
борьбы и стала государственная программа
приватизации, подготовка которой продолжалась
в течение 1992 г. В основу программы приватизации
была положена модель сочетания коммерческого
подхода с льготной продажей и безвозмездной
передачей части госсобственности трудовым
коллективам или обменом ваучеров на акции.
Было принято решение о двух этапах приватизации
- ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Приватизация, являясь
одним из важнейших направлений разгосударствления,
означает переход объекта собственности
от государства в частные руки.
Подводя некоторые
итоги, следует отметить, что сама приватизация:
осуществлялась в радикальном варианте как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
имела своим основным направлением
превращение абсолютной монополизированной
государственной собственности в некоторые
разновидности частной собственности;
преследовала прежде всего политические цели, которив'Ире-0 ладали перед экономическим подходом (критерием);
привела к значительному расслоению
общества, сосредоточению многих объектов
госсобственности в руках олигархических
групп и номенклатуры разных властных
уровней;
пока еще мало способствовала
созданию действительной конкурентной
среды, финансовой стабилизации в экономике,
повышению эффективности деятельности
предприятий, привлечению иностранных
инвестиций.
Из вышесказанного
можно сделать следующий вывод: тотальная
смена формы собственности (приватизация)
без одновременной глубокой рационализации
отношений владения, пользования и управления
объектами собственности не решает и не
может решить проблемы повышения эффективности
функционирования экономической системы.
Именно поэтому формальная и массовая
передача титула собственности в частные
руки не только не привела Россию к выходу
из экономического кризиса, разразившегося
еще в период господства государственной
собственности, но и усугубила его.
1.2 Современное состояние
основных форм собственности
За период с 2002 по
2005 гг. доля государственной собственности
РФ в капитализации экономики увеличилась
более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006
г. правительство усиливает присутствие
государства в крупнейших национальных
холдингах. Благодаря весомым приобретениям
государственных корпораций, а также росту
курсовой стоимости акций произошло увеличение
доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до
190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это
время капитализация Сбербанка и Газпрома
выросла в 6 раз.
Государством приобретено
10,7% акций Газпрома, а сама корпорация
слилась с ОАО "Сибнефть"; ОАО "Объединенные
машиностроительные заводы" (группа
"Уралмаш-Ижора") пополнилось долями
в РАО "ЕЭС России", "Мосэнерго".
Был усилен контроль
над ОАО "АвтоВАЗ" и "КАМАЗ",
"Силовые машины" и др. Так, в 2005 г.
ОАО "ЕЭС России" приобрело пакет
акций "Силовых машин", "Рособоронэкспорт"
- пакет акций "АвтоВАЗа", "Оборон-пром"
- акции "Камова".
В 2006 г. было приобретено
13% акций "Алросы" -- второй по величине
алмазодобывающей корпорации в мире, а
также ряда других компаний. [3, с. 28] Российская
Федерация является весьма крупным собственником.
Несмотря
на явные изменения в структуре собственности,
государство еще не распродало принадлежащие
ему пакеты акций в тысячах открытых и
закрытых АО; до настоящего времени не
завершена инвентаризация государственного
и муниципального имущества; не определены
функции значительного количества унитарных
предприятий. Для современной экономической
ситуации в России характерно усиление
контролирующих функций государства в
результате административной реформы
высших органов исполнительной государственной
власти и присутствия государства в экономике
за счет приобретения собственности путем
купли, а также возврата собственности
за долги государству.
В настоящий
момент в условиях нестабильной экономической
ситуации капитализация российского рынка
продолжает падать. В частности капитализация
концерна "Газпром" из-за обвала российского
фондового рынка уже упала ниже 100 миллиардов
долларов. Сейчас капитализация "Газпрома"
составляет 95,9 миллиарда долларов. Еще
в мае газовая монополия стоила более
350 миллиардов долларов, при этом руководство
"Газпрома" заявляло, что хотело бы
довести капитализацию концерна до триллиона
долларов.
Таким образом,
сейчас акции газового концерна стоят
уже более чем в три раза дешевле, чем в
мае.
Только с
начала сентября 2008 года газовый концерн
подешевел на 52,4 процента до 110,8 миллиарда
долларов 15 октября. "Газпром" является
самой большой компанией России, приносит
около 20 процентов доходов в федеральный
бюджет страны. Вес акций концерна при
расчете индекса РТС составляет 15 процентов.