Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка по повышению конкурентоспособности организации на примере ЗАО ТД «Перекресток».
Задачи дипломной работы состоят в следующем:
1. рассмотреть конкурентоспособность как объект управления;
2. изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
3. определить методы анализа конкурентоспособности организации;
4. дать краткую характеристику компании ЗАО ТД «Перекресток»;
5. проанализировать конкурентоспособность компании ЗАО ТД «Перекресток»;
6. провести SWOT-анализ компании ЗАО ТД «Перекресток»;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Конкурентоспособность как объект управления
1.2 Элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации
1.3 Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСИТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРМАРКЕТОВ «КАРУСЕЛЬ»
2.1 Краткая характеристика компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.2 Анализ конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.3 SWOT-анализ компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.4 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток» на примере гипермаркетов «Карусель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В свою очередь, составляющие и элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые необходимо рассматривать как сложные самостоятельные объекты управления5. В самом общем виде связи факторов и элементов конкурентоспособности представлены на рис. 1.1.
Динамизм
компании, т.е. ее способность к быстрому
и масштабному маневру, с одной
стороны, собственными ресурсами (включая
персонал), структурой, построением бизнес-процессов,
а с другой стороны, организацией партнерского
взаимодействия – превращается в решающий
фактор конкурентоспособности.
Рис.
1.1. Факторы, элементы и составляющие конкурентоспособности6
Далее
перейдем к рассмотрению элементов
формирования стратегии
Чтобы
создать конкурентоспособное
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.
Конкурентная стратегия компании состоит из деловых подходов и инициатив, которые она использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укрепления своих рыночных позиций. Перед предприятием стоит довольно простая задача - честно и этично победить конкурентов, получить конкурентное преимущество на рынке и расширить свою клиентуру. Стратегия предприятия в области конкуренции обычно содержит наступательные и оборонительные действия и делает упор на те из них, которые оправданы рыночными условиями7. Кроме того, она включает краткосрочные тактические маневры, необходимые для немедленного реагирования на изменение условий, а также действия, рассчитанные на продолжительное влияние на долгосрочные конкурентные возможности компании и ее рыночные позиции.
Конкурентная стратегия имеет более узкие рамки, чем общая стратегия предприятия. Последняя не только рассматривает проблему конкуренции, но и охватывает стратегии функциональной работы, учитывает, как руководство планирует отреагировать на изменения условий любого типа (а не только те, которые связаны с конкуренцией), как оно намерено справляться с полным диапазоном стратегических проблем, стоящих перед предприятием. Конкурентная стратегия относится исключительно к управленческому плану, направленному на обеспечение успешной конкуренции и предоставление потребителю высшей ценности.
Компании
во всем мире стремятся использовать
все мыслимые способы, чтобы привлечь
потребителей и вызвать у них
желание сделать следующую
1.
Стратегия лидерства на основе
низких издержек. Стремление стать
поставщиком самых дешевых
2. Стратегия дифференциации, или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию для того, чтобы она отличалась от продукции конкурентов и таким образом стала более привлекательной для широкого круга покупателей.
3.
Стратегия наилучшей стоимости.
4.
Стратегия концентрации на
5.
Стратегия концентрации на
Пять
основных конкурентных стратегий показаны
на рис. 1.2. Каждая из них занимает свою
рыночную позицию и включает принципиально
разные подходы к управлению бизнесом.
Рис.
1.2. Пять основных конкурентных стратегий9
В приложении 1 приведены отличительные свойства конкурентных стратегий (для простоты два вида стратегий концентрации даны в одной колонке, поскольку они отличаются только одним признаком - основой, на которой строится конкурентное преимущество).
Следует
отметить, что конкурентные преимущества
предприятия в отрасли
При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.
Далее рассмотрим основные методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации.
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления (приложение 2)10.
Организация исследования – это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.
В исследовании управления предметом изучения может быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.д. Могут быть комбинации различных проблем.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как ценность и методологический подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений. Исследование является и средством совершенствования управления, определяя профессионализм, инновационность, мотивацию и пр.
Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей системы управления коммерческой деятельностью в организации, построения, обоснование и реализации новой системы – методы исследования системой управления (табл. 1.1).
Раскроем сущность этих методов. Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений.
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления коммерческой деятельностью можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми11.
Методы
обследования
(сбор данных) |
Методы анализа | Методы формирования | |
Самообследование
Интервьюирование, беседа Активное наблюдение рабочего дня Моментные наблюдения Анкетирование Изучение документов Фуекционально-стоимостного анализа |
Системный
анализ
Экономический анализ Декомпозиция Последовательной подстановки Сравнений Динамический Структуризации целей Нормативный Параметрический Моделирование Функционально-стоимостного анализа Главный компонент Балансовый Корреляционный и регрессионный анализ Опытный Матричный |
Системный подход
Аналогий Экспертно-аналитический Параметрический Блочный Моделирования Функционально-стоимостного анализа Структуризации целей Опытный Творческих совещаний Коллективного блокнота Контрольных вопросов 6-5-3 Морфологический анализ | |
Методы обоснования | Методы внедрения | ||
Аналогий
Сравнений Нормативный Экспертно аналитический Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта Расчет коллективных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов Функционально-стоимостного анализа |
Обучение,
переподготовка и повышение квалификации
работников аппарата управления
Материальное и моральное стимулирование нововведений Привлечение общественных организаций Функционально-стоимостного анализа |