РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является ознакомление с созданием РАО «ЕЭС России», порядок акционирования, приватизации, реорганизации. Подробно разберем управление топливно-энергетическим комплексом.

Оглавление

РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………
1 Создание РАО «ЕЭС России»………………………………………...
2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….
3. Реструктурирование РАО « ЕЭС России»……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....

Файлы: 1 файл

Рао Еэс.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

3

ВВЕДЕНИЕ

       Важнейшей составной частью Единой  энергетической системы страны  является РАО «ЕЭС России»,  в котором сконцентрировано более  72% установленной мощности электростанций (93 – ТЭС, 63% - ГЭС). Обеспечивая надежное  функционирование и развитие  электроэнергетического хозяйства, холдинг оказывает услуги по:

      - эксплуатации и развитию системообразующих  электрических сетей;

      - организации параллельной работы  региональных энергосистем и  оперативно-диспетчерскому управлению  технологическим процессом производства и передачи электроэнергии;

      - организации общероссийского рынка  электроэнергии ( мощности).

      РАО «ЕЭС России» учреждено  в соответствии с указами Президента  Российской Федерации от 15 августа  1992 года № 92 и от 5 ноября 1992 года № 1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетике в виде единого комплекса при акционировании  предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.

     РАО «ЕЭС России» владела имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО – электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему.

      Компания обеспечивала надежное  функционирование и развитие  Единой энергетической системы  России, контролировала использование  свыше 70% электрической мощности  и вырабатывала  более 70% электроэнергии страны,

организовывала  работу по надежному энергоснабжению  населения, промышленности, сельского  хозяйства, транспорта и других потребителей. 

                                                                                                                                4

      РАО «ЕЭС России» зарегистрировано  Московской регистрационной палатой  Правительства г. Москвы 31 декабря  1992 года. Регистрация ОАО «ЕЭС  России» стало логичным завершением  реформирования электроэнергетики  и создания новой немонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО «ЕЭС России» прекратило свою деятельность в качестве «государственной монополии».

     В соответствии с решением совета директоров , реорганизация Общества проведена в два этапа:

     - первый этап, в рамках которого  из ОАО «РАО ЕЭС России»  выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО  «ТГК-5»;

     - в ходе второго этапа  (окончание  – 1 июля2008 г.) завершились структурные  преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли   (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России» [ 2, с 71-72 ] .

         Целью данной работы является ознакомление с созданием РАО «ЕЭС России», порядок акционирования, приватизации, реорганизации. Подробно разберем управление топливно-энергетическим комплексом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27

4. РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА. 

    • 4.1 Создание РАО «ЕЭС России»

            На базе ЕЭС России в декабре 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации» была организована новая рыночная структура — Российское акционерное общество «Единая электроэнергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»). РАО «ЕЭС России» — это компания по производству электроэнергии и передаче ее по системообразующим электрическим сетям.

           С этой целью ранее существовавшие энергосистемы были преобразованы в АО с передачей в уставной фонд (в состав) РАО всех системообразующих ЛЭП напряжением от 330 кВ и выше. В результате появилась возможность создать условия для рынка энергии.

           Из 72 энергосистем России 20 были избыточным, т.е. имели мощность и выработку большую, чем необходимо для удовлетворения потребности региона. Во избежание территориального монополизма из большинства энергосистем были изъяты и переданы в уставной фонд РАО ТЭС мощностью 1000 МВт и выше, ГЭС мощностью 300 МВт и выше. Таким образом, в равные условия были поставлены почти все участники рынка — энергосистемы России стали практически все дефицитными, т.е. с потребностью большей, чем они могли удовлетворить.

           Образованные АО передали в уставной фонд РАО большую часть своих акций. Крупные ГЭС и ГЭС были преобразованы в дочерние АО с передачей также акций в уставной фонд РАО. Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) также переданы РАО и представляют собой филиалы. Все проектные институты в НИИ преобразованы в АО без права приватизации и переданы РАО; строительные тресты акционированы с передачей контрольного пакета акций в траст РАО «ЕЭС России».

    28

       Во время создания РАО «ЕЭС  России» в 1992 г.все его акции принадлежали государству, а к началу 1999 г. доля государственного участия в компании сократилась до 52,24 %. Остальные 47,76 % были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам.

            К 1999 г. структура акционерного капитала РАО «ЕЭС России» состояла из следующих долей, %:

    государства ...........................................................................52,24

    иностранных инвесторов ....................................................33,69

    российских физических и юридических лиц .................... 14,07

           Одна из крупнейших компаний страны — РАО «ЕЭС России» контролирует более 74 % выработки электроэнергии в РФ и 58 % выработки тепловой энергии. Контрольный пакет акций компании (52,24 %) остался в государственном (федеральном) управлении. Это позволяет Правительству РФ через своих представителей, которые составляют большинство в совете директоров РАО «ЕЭС России», принимать нужные государству решения.

           Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией через ФОРЭМ. Функции ФОРЭМ приведены в гл. 19. ФОРЭМ создает для компании благоприятные условия при защите собственных интересов, а также интересов дочерних и зависимых предприятий. При этом в РАО «ЕЭС России» отсутствует разделение затрат по производству и передаче электроэнергии по системообразующим ЛЭП. Важным шагом на пути к развитию конкуренции должно стать отделение деятельности по производству электроэнергии от услуг по ее передаче.

           Существенный вклад в обеспечение потребностей страны в электроэнергии вносит атомная энергетика.

           В нашей стране действуют 9 АЭС общей установленной мощностью 21,3 млн. кВт. Это Балаковская, Белоярская, Челябинская, Калининская, Кольская, Ленинградская, Нововоронежская и Смоленская АЭС. Билибинская АЭС работает изолированно от ЕЭС страны, однако тариф на ее электроэнергию устанавливается ФЭК России.

    29

            Доля атомных электростанций  в общем объеме поставляемой               

       электроэнергии на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) составляет 40 %, а в общем объеме поставляемой в ЕЭС России электроэнергии — 15 %.

            Эксплуатация атомных электростанций связана с необходимостью обеспечения безопасного функционирования АЭС. На АЭС используется,

     как  известно, ядерное топливо, производство  и использование которого не  может быть отдано в частные  руки.

           В любом государстве, где есть АЭС, эта отрасль энергетики находится под строгим его контролем. Поэтому в ходе проведения реформ в нашей стране АЭС были акционированы, однако приватизированы не были, остались 100%-й собственностью государства.

           Эксплуатация атомных станций находится под контролем Министерства атомной энергии России. Организатором безопасного функционирования и развития АЭС в России является Государственный концерн «Росэнергоатом»; в      него входят все АЭС (кроме Ленинградской) [ 4,  с.207-210].

      

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    30

    4.2 Порядок  акционирования и приватизации

        Акционирование  и приватизация электроэнергетического комплекса проводились в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Учитывая особые условия эксплуатации и исключительную значимость предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для жизнедеятельности населения и национального хозяйства, предусматривалось преобразование предприятий ТЭК в АО.

           Указы Президента России по электроэнергетическому комплексу определили условия и порядок акционирования и приватизации входящих в него предприятий. За четырехлетний период с момента публикации указов практически завершена работа по акционированию предприятий электроэнергетики и создана новая производственно-организационная структура отрасли. На федеральном уровне организовано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС и России» (РАО «ЕЭС России»). При этом решены вопросы:

           сформирован уставной капитал РАО «ЕЭС России»;

           разработана структура управления отраслью, соответствующая рыночным отношениям;

           работники отрасли стали акционерами в порядке реализации льгот, предоставленных государством;

           созданы условия для развития оптового рынка электроэнергии в России и соответственно конкуренции среди ее производителей.

           В рамках проводимых в России экономических реформ в электроэнергетическом комплексе осуществились крупные преобразования хозяйственных отношений, основанные прежде всего на изменениях форм собственности и создании элементов рыночных отношений.

           В первую очередь в ходе структурной перестройки электроэнергетики было необходимо:

           создать экономические условия  для самофинансирования текущей

                                   31                                                                                                  

    деятельности  и развития ЕЭС России и региональных энергоснабжающих организаций, а также  ограничить их монополистическую деятельность за счет государственного регулирования;

           сохранить целостность электроэнергетического комплекса и его опорных структур (региональных энергоснабжающих организаций);

           сохранить управляемость электроэнергетическим производством и его сбалансированным развитием в рамках ЕЭС России;

           организовать конкурентоспособный рынок электрической энергии как инструмент повышения эффективности и минимизации цен на энергию в России;

           включить субъекты Федерации в процесс управления развитием электроэнергетики;

           создать необходимые условия для привлечения инвестиций на развитие   ЕЭС России и региональных энергетических компаний.

           Особенности электроэнергетики и поставленные задачи предопределили три основных направления преобразования:

           образование на базе действовавших производственных объединений энергетики и электрификации (АО-Энерго). Основная задача этих предприятий — бесперебойное энергоснабжение потребителей на закрепленной территории;

           образование РАО «ЕЭС России», на которое в соответствии с его Уставом возложена задача по обеспечению надежного функционирования и развития ЕЭС России;

           разработка и внедрение оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере производства электроэнергии.

           В целях дальнейшего развития рынка электрической энергии и мощности выравнивания тарифов для потребителей по всей территории России необходимо разработать механизм, создающий условия для выравнивания и  
     

    32

    снижения тарифов  как следствие действия механизма  конкуренции производителей электроэнергии.

          Для выполнения РАО «ЕЭС России»  главной функции - обеспечения

    надежной работы ЕЭС России — в уставной капитал  РАО «ЕЭС России» переданы контрольные  пакеты акций региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, имущество системообразующих сетей напряжением 330 кВ и выше и 35 крупные электростанции.

           На базе внесенного в уставной капитал РАО «ЕЭС России» имущества ГРЕСС и ГЕС учреждены как дочерние только АО 23 электростанции. Остальные электростанции функционируют как филиалы РАО «ЕЭС России», а также электростанции, переданные в аренду дочерним АО энергетики и электрификации.

         С учетом решений трудовых коллективов 12 энергообъединений преобразованы в дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России», 100% акций которых переданы в уставной капитал последнего (Ставропольэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Карелэнерго, Калининградэнерго, Чувашэнерго, Алтайэнерго, Хакасэнерго, Карачаево-Черкесэнерго, Калмэнерго, Дагэнсрго).

            В соответствии с Указом Президента России общесистемные средства измерения, телемеханики, режимной и противоаварийной автоматики, связи, относящиеся к управлению объектами ЕЭС России, также внесены в уставной капитал РАО «ЕЭС России».

           «Главный вычислительный центр» учрежден как дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», в уставной капитал которого внесено 100 % их акций.

           Для более эффективной организации деятельности и развития АО энергетики, эксплуатации, ремонта и развития межсистемных электрических сетей (МЕС) РАО «ЕЭС России» сформированы семь региональных  
     

    33

    отделений РАО «ЕЭС России» и в составе  их дирекций МЭС созданы предприятия  межсистемных электрических сетей.

           В целях сохранения механизма государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой и электрической энергии Указом Президента предусмотрено образование Федеративной энергетической комиссии РФ.

              Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности считается лицензирование. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о лицензировании в энергетике и приказом Минтопэнерго России утверждена структура органов лицензирования в энергетике.

           В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в уставах акционерных обществ, акциями которых владеет РАО «ЕЭС России», предусматривается разделение полномочий Генерального директора и Председателя Совета директоров, усиление ответственности членов Совета директоров за результаты деятельности акционерного общества электроэнергетики со стороны РАО «ЕЭС России» как основного общества, владеющего контрольными пакетами акций.

           В результате приватизации и акционирования в электроэнергетической отрасли в новых экономических условиях обеспечивается:

           управляемость ЕЭС со стороны Федеративного государства (контрольный пакет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит РФ;       контрольные пакеты акций АО-Энерго и АО электростанции переданы в уставной капитал РАО «ЕЭС России»);

           управляемость ЕЭС со стороны субъектов РФ (30 % голосов по акциям РАО «ЕЭС России», принадлежащим РФ, переданы субъектам Федерации; в органы управления АО-Энерго включаются представители администрации субъектов Федерации); 
     

    34

           отраслевое управление электроэнергетикой через контрольные пакеты акций и систему контрактов, заключаемые РАО «ЕЭС России» с генеральными директорами акционерных обществ энергетики и электрификации, электростанций и других организаций отрасли;

           создание условий для конкуренции в сфере производства и распределения энергии за счет образования федерального оптового рынка электроэнергии и мощности; введение гибкой ценовой политики за счет механизма государственного регулирования тарифов и услуг на федеральном оптовом рынке и на

                                                                                                                                         региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности.

          Введение гибкой ценовой политики  за счет механизма государственного  регулирования тарифов и услуг  на федеральном оптовом рынке  и на региональных рынках, а  также за счет появления возможности  свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности [4, с. 211-214]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    35

      1. Реструктурирование РАО « ЕЭС России»

        Тяжелый груз накопившихся технологических  и социально-экономических проблем, равно как и недостаточная проработанность базовых реформационных документов, дают прогнозировать комплекс угроз реструктурирования.

        В соответствии с принятыми  на уровне Правительства РФ решениями (постановление  № 526 «О реформировании электроэнергетики  РФ» от 11 июля 2001 г и распоряжение № 1040 «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ»)  в начальной фазе этого этапа (первые полтора года) РАО создались:

        1) федеральная сетевая компания  как стопроцентное дочернее общество  материнской компании;

        2) генерирующие компании на базе нынешних электростанций;

        3) системный оператор в статусе  дочерней акционерной компании, полностью подконтрольной РАО  ЕЭС:

        4) ряд генерирующих компаний на  базе предприятий (АЭС)  Минатома  России.

        Одновременно  началось внутреннее реструктурирование отдельных АО-энерго, преобразование тарифной системы на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ) и формировались сектора торговли по нерегулируемым ценам (в объеме 5-15 % общей величины продаж).

          На первом этапе из ОАО «РАО  ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Завершено 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе первого этапа реорганизации, поскольку были в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, реализации перспективных инвестиционных проектов, успешно провели эмиссии дополнительных акций и привлекли в акционерный капитал стратегических инвесторов в инвестиции в развитие.  Акционеры  ОАО РАО «ЕЭС России» в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО «ЕЭС России» получили

        36

    акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5»  пропорционально своей доле в  уставном капитале энергохолдинга. При  этом  число акций ОАО «РАО ЕЭС России», принадлежащее им, осталось неизменным. Доля Российской Федерации  в уставном капитале ОАО  «ОГК-5» по завершении первого этапа реорганизации 

    Составила 26,43%, в капитале ОАО «ТГК-5»-25,09%.

           В ходе второго этапа ( окончание  -1 июля 2008 г.) завершились структурные  преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК. ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России».  

         После 30 июля 2008 года из РАО  «ЕЭС России» выделились  следующие  энергокомпании:

         ОАО «ФСК ЕЭС»;

         ОАО «РУСГИДРО»;

         Тепловые генерирующие компании  оптового рынка электроэнергии (ОГК);

         Территориальные генерирующие компании (ТГК);

         ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»;

         РАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  ВОСТОКА»

         Холдинг МРСК   [ 5, с.18- 34 ].

          

       

           
     
     
     
     

    37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В мире нет государства с  более благоприятными условиями  для развития энергетических  мощностей, чем Россия. В недрах  нашей страны сосредоточена пятая часть мировых запасов каменного угля, более трети газа, 12%  нефти. Неисчерпаемы запасы атомной энергетики. А сколько горных рек, способные давать дешевую электроэнергию! Огромные потенциальные возможности энергетики позволяют нашему государству быть на передовых рубежах в мире по развитию  промышленности.

         Природные ресурсы должны использоваться  экономно и экономически выгодно. За последние 15 лет в стране фактически не вводились новые современные энергообъекты. Ухудшается электроснабжения населения , стремительно растут цены на электроэнергию и тепло. Износ основных производственных фондов составляет не менее 70 % , а генерирующих мощностей в РАО ЕЭС – до 90%.

          Поэтому реорганизация РАО «ЕЭС  России» была неизбежна. Обновление  основных фондов энергетики требует  немалых средств и вливаний  с госбюджета.

          Проблема энергетического комплекса  – проблемы государственные.  Нельзя Россию ввергнуть в  беспросветную тьму. Необходимо  вывести энергетический потенциал  России на высокий уровень  [3, с. 52-56].

        В России разработана Концепция  энергетической политики страны в новых экономических условиях. Энергопотребление и производство энергии в нашей стране характеризуется показателями как первичные энергоресурсы, электроэнергия,  производство первичных энергоресурсов.

         В настоящее время в связи  с кризисными явлениями в экономике трудно прогнозировать уровни энергопотребления в России. Однако общая тенденция к его увеличению остается неизменным.       

                                                                 

           38

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. «Всероссийский экономический журнал» ЭКО, № 6, 2000 г.,с.30-47.

    2. Журнал «Вопросы  экономики»,№4, 2002 г.,с.71-82.

    3. Журнал «  Диалог», №2, 2002 г.,с.52-57.

    4. Кожевникова  Н.Н. «Экономика и управление  в энергетике», Москва, 2003 г., с.207-227.

    5.  «Российский экономический журнал» , №11-12, 2001 г.,с.18-35.

    6. Самсонов В.С., Вяткин  М.А. «Экономика предприятия  энергетического комплекса», Москва ,ВШ, 2003 г., с.197-219 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ

    4. РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………….27-36

    4.1 Создание РАО «ЕЭС России»………………………………………...…27-29

    4.2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….30-34

    4.3. Реструктурирование  РАО « ЕЭС России»……………………………..35-36

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....38 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика