Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 12:06, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с созданием РАО «ЕЭС России», порядок акционирования, приватизации, реорганизации. Подробно разберем управление топливно-энергетическим комплексом.
РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………
1 Создание РАО «ЕЭС России»………………………………………...
2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….
3. Реструктурирование РАО « ЕЭС России»……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....
3
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей составной частью
- эксплуатации и развитию
- организации параллельной
- организации общероссийского
РАО «ЕЭС России» учреждено
в соответствии с указами
РАО «ЕЭС России» владела имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО – электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему.
Компания обеспечивала
организовывала
работу по надежному энергоснабжению
населения, промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и других потребителей.
РАО «ЕЭС России»
В соответствии с решением совета директоров , реорганизация Общества проведена в два этапа:
- первый этап, в рамках которого из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5»;
- в ходе второго этапа (окончание – 1 июля2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России» [ 2, с 71-72 ] .
Целью данной работы является ознакомление
с созданием РАО «ЕЭС России», порядок
акционирования, приватизации, реорганизации.
Подробно разберем управление топливно-энергетическим
комплексом.
27
4. РАО
ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА.
На базе ЕЭС России в декабре 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации» была организована новая рыночная структура — Российское акционерное общество «Единая электроэнергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»). РАО «ЕЭС России» — это компания по производству электроэнергии и передаче ее по системообразующим электрическим сетям.
С этой целью ранее существовавшие энергосистемы были преобразованы в АО с передачей в уставной фонд (в состав) РАО всех системообразующих ЛЭП напряжением от 330 кВ и выше. В результате появилась возможность создать условия для рынка энергии.
Из 72 энергосистем России 20 были избыточным, т.е. имели мощность и выработку большую, чем необходимо для удовлетворения потребности региона. Во избежание территориального монополизма из большинства энергосистем были изъяты и переданы в уставной фонд РАО ТЭС мощностью 1000 МВт и выше, ГЭС мощностью 300 МВт и выше. Таким образом, в равные условия были поставлены почти все участники рынка — энергосистемы России стали практически все дефицитными, т.е. с потребностью большей, чем они могли удовлетворить.
Образованные АО передали в уставной фонд РАО большую часть своих акций. Крупные ГЭС и ГЭС были преобразованы в дочерние АО с передачей также акций в уставной фонд РАО. Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) также переданы РАО и представляют собой филиалы. Все проектные институты в НИИ преобразованы в АО без права приватизации и переданы РАО; строительные тресты акционированы с передачей контрольного пакета акций в траст РАО «ЕЭС России».
28
Во время создания РАО «ЕЭС России» в 1992 г.все его акции принадлежали государству, а к началу 1999 г. доля государственного участия в компании сократилась до 52,24 %. Остальные 47,76 % были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам.
К 1999 г. структура акционерного капитала РАО «ЕЭС России» состояла из следующих долей, %:
государства ..............................
иностранных инвесторов
..............................
российских физических и юридических лиц .................... 14,07
Одна из крупнейших компаний страны — РАО «ЕЭС России» контролирует более 74 % выработки электроэнергии в РФ и 58 % выработки тепловой энергии. Контрольный пакет акций компании (52,24 %) остался в государственном (федеральном) управлении. Это позволяет Правительству РФ через своих представителей, которые составляют большинство в совете директоров РАО «ЕЭС России», принимать нужные государству решения.
Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией через ФОРЭМ. Функции ФОРЭМ приведены в гл. 19. ФОРЭМ создает для компании благоприятные условия при защите собственных интересов, а также интересов дочерних и зависимых предприятий. При этом в РАО «ЕЭС России» отсутствует разделение затрат по производству и передаче электроэнергии по системообразующим ЛЭП. Важным шагом на пути к развитию конкуренции должно стать отделение деятельности по производству электроэнергии от услуг по ее передаче.
Существенный вклад в обеспечение потребностей страны в электроэнергии вносит атомная энергетика.
В нашей стране действуют 9 АЭС общей установленной мощностью 21,3 млн. кВт. Это Балаковская, Белоярская, Челябинская, Калининская, Кольская, Ленинградская, Нововоронежская и Смоленская АЭС. Билибинская АЭС работает изолированно от ЕЭС страны, однако тариф на ее электроэнергию устанавливается ФЭК России.
29
Доля атомных электростанций
в общем объеме поставляемой
электроэнергии на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) составляет 40 %, а в общем объеме поставляемой в ЕЭС России электроэнергии — 15 %.
Эксплуатация атомных электростанций связана с необходимостью обеспечения безопасного функционирования АЭС. На АЭС используется,
как известно, ядерное топливо, производство и использование которого не может быть отдано в частные руки.
В любом государстве, где есть АЭС, эта отрасль энергетики находится под строгим его контролем. Поэтому в ходе проведения реформ в нашей стране АЭС были акционированы, однако приватизированы не были, остались 100%-й собственностью государства.
Эксплуатация атомных станций находится под контролем Министерства атомной энергии России. Организатором безопасного функционирования и развития АЭС в России является Государственный концерн «Росэнергоатом»; в него входят все АЭС (кроме Ленинградской) [ 4, с.207-210].
30
4.2 Порядок акционирования и приватизации
Акционирование и приватизация электроэнергетического комплекса проводились в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Учитывая особые условия эксплуатации и исключительную значимость предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для жизнедеятельности населения и национального хозяйства, предусматривалось преобразование предприятий ТЭК в АО.
Указы Президента России по электроэнергетическому
комплексу определили условия и порядок
акционирования и приватизации входящих
в него предприятий. За четырехлетний
период с момента публикации указов практически
завершена работа по акционированию предприятий
электроэнергетики и создана новая производственно-
сформирован уставной капитал РАО «ЕЭС России»;
разработана структура управления отраслью, соответствующая рыночным отношениям;
работники отрасли стали акционерами в порядке реализации льгот, предоставленных государством;
созданы условия для развития оптового рынка электроэнергии в России и соответственно конкуренции среди ее производителей.
В рамках проводимых в России экономических реформ в электроэнергетическом комплексе осуществились крупные преобразования хозяйственных отношений, основанные прежде всего на изменениях форм собственности и создании элементов рыночных отношений.
В первую очередь в ходе структурной перестройки электроэнергетики было необходимо:
создать экономические условия для самофинансирования текущей
31
деятельности и развития ЕЭС России и региональных энергоснабжающих организаций, а также ограничить их монополистическую деятельность за счет государственного регулирования;
сохранить целостность электроэнергетического комплекса и его опорных структур (региональных энергоснабжающих организаций);
сохранить управляемость электроэнергетическим производством и его сбалансированным развитием в рамках ЕЭС России;
организовать конкурентоспособный рынок электрической энергии как инструмент повышения эффективности и минимизации цен на энергию в России;
включить субъекты Федерации в процесс управления развитием электроэнергетики;
создать необходимые условия для привлечения инвестиций на развитие ЕЭС России и региональных энергетических компаний.
Особенности электроэнергетики и поставленные задачи предопределили три основных направления преобразования:
образование на базе действовавших производственных объединений энергетики и электрификации (АО-Энерго). Основная задача этих предприятий — бесперебойное энергоснабжение потребителей на закрепленной территории;
образование РАО «ЕЭС России», на которое в соответствии с его Уставом возложена задача по обеспечению надежного функционирования и развития ЕЭС России;
разработка и внедрение оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере производства электроэнергии.
В целях дальнейшего развития рынка электрической
энергии и мощности выравнивания тарифов
для потребителей по всей территории России
необходимо разработать механизм, создающий
условия для выравнивания и
32
снижения тарифов как следствие действия механизма конкуренции производителей электроэнергии.
Для выполнения РАО «ЕЭС
надежной работы ЕЭС России — в уставной капитал РАО «ЕЭС России» переданы контрольные пакеты акций региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, имущество системообразующих сетей напряжением 330 кВ и выше и 35 крупные электростанции.
На базе внесенного в уставной капитал РАО «ЕЭС России» имущества ГРЕСС и ГЕС учреждены как дочерние только АО 23 электростанции. Остальные электростанции функционируют как филиалы РАО «ЕЭС России», а также электростанции, переданные в аренду дочерним АО энергетики и электрификации.
С учетом решений трудовых коллективов 12 энергообъединений преобразованы в дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России», 100% акций которых переданы в уставной капитал последнего (Ставропольэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Карелэнерго, Калининградэнерго, Чувашэнерго, Алтайэнерго, Хакасэнерго, Карачаево-Черкесэнерго, Калмэнерго, Дагэнсрго).
В соответствии с Указом Президента России общесистемные средства измерения, телемеханики, режимной и противоаварийной автоматики, связи, относящиеся к управлению объектами ЕЭС России, также внесены в уставной капитал РАО «ЕЭС России».
«Главный вычислительный центр» учрежден как дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», в уставной капитал которого внесено 100 % их акций.
Для более эффективной организации деятельности
и развития АО энергетики, эксплуатации,
ремонта и развития межсистемных электрических
сетей (МЕС) РАО «ЕЭС России» сформированы
семь региональных
33
отделений РАО «ЕЭС России» и в составе их дирекций МЭС созданы предприятия межсистемных электрических сетей.
В целях сохранения механизма государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой и электрической энергии Указом Президента предусмотрено образование Федеративной энергетической комиссии РФ.
Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности считается лицензирование. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о лицензировании в энергетике и приказом Минтопэнерго России утверждена структура органов лицензирования в энергетике.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в уставах акционерных обществ, акциями которых владеет РАО «ЕЭС России», предусматривается разделение полномочий Генерального директора и Председателя Совета директоров, усиление ответственности членов Совета директоров за результаты деятельности акционерного общества электроэнергетики со стороны РАО «ЕЭС России» как основного общества, владеющего контрольными пакетами акций.
В результате приватизации и акционирования в электроэнергетической отрасли в новых экономических условиях обеспечивается:
управляемость ЕЭС со стороны Федеративного государства (контрольный пакет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит РФ; контрольные пакеты акций АО-Энерго и АО электростанции переданы в уставной капитал РАО «ЕЭС России»);
управляемость ЕЭС со стороны субъектов
РФ (30 % голосов по акциям РАО «ЕЭС России»,
принадлежащим РФ, переданы субъектам
Федерации; в органы управления АО-Энерго
включаются представители администрации
субъектов Федерации);
34
отраслевое управление электроэнергетикой через контрольные пакеты акций и систему контрактов, заключаемые РАО «ЕЭС России» с генеральными директорами акционерных обществ энергетики и электрификации, электростанций и других организаций отрасли;
создание условий для конкуренции в сфере производства и распределения энергии за счет образования федерального оптового рынка электроэнергии и мощности; введение гибкой ценовой политики за счет механизма государственного регулирования тарифов и услуг на федеральном оптовом рынке и на
Введение гибкой ценовой
35
Тяжелый
груз накопившихся технологических
и социально-экономических
В соответствии с принятыми на уровне Правительства РФ решениями (постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» от 11 июля 2001 г и распоряжение № 1040 «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ») в начальной фазе этого этапа (первые полтора года) РАО создались:
1)
федеральная сетевая компания
как стопроцентное дочернее
2) генерирующие компании на базе нынешних электростанций;
3) системный оператор в статусе дочерней акционерной компании, полностью подконтрольной РАО ЕЭС:
4) ряд генерирующих компаний на базе предприятий (АЭС) Минатома России.
Одновременно началось внутреннее реструктурирование отдельных АО-энерго, преобразование тарифной системы на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ) и формировались сектора торговли по нерегулируемым ценам (в объеме 5-15 % общей величины продаж).
На первом этапе из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Завершено 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе первого этапа реорганизации, поскольку были в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, реализации перспективных инвестиционных проектов, успешно провели эмиссии дополнительных акций и привлекли в акционерный капитал стратегических инвесторов в инвестиции в развитие. Акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО «ЕЭС России» получили
36
акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» пропорционально своей доле в уставном капитале энергохолдинга. При этом число акций ОАО «РАО ЕЭС России», принадлежащее им, осталось неизменным. Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО «ОГК-5» по завершении первого этапа реорганизации
Составила 26,43%, в капитале ОАО «ТГК-5»-25,09%.
В ходе второго этапа ( окончание
-1 июля 2008 г.) завершились структурные
преобразования активов
После 30 июля 2008 года из РАО «ЕЭС России» выделились следующие энергокомпании:
ОАО «ФСК ЕЭС»;
ОАО «РУСГИДРО»;
Тепловые генерирующие
Территориальные генерирующие
ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»;
РАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА»
Холдинг МРСК [ 5, с.18- 34 ].
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире нет государства с
более благоприятными
Природные ресурсы должны использоваться экономно и экономически выгодно. За последние 15 лет в стране фактически не вводились новые современные энергообъекты. Ухудшается электроснабжения населения , стремительно растут цены на электроэнергию и тепло. Износ основных производственных фондов составляет не менее 70 % , а генерирующих мощностей в РАО ЕЭС – до 90%.
Поэтому реорганизация РАО «
Проблема энергетического
В России разработана
В настоящее время в связи
с кризисными явлениями в экономике
трудно прогнозировать уровни энергопотребления
в России. Однако общая тенденция к его
увеличению остается неизменным.
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Всероссийский экономический журнал» ЭКО, № 6, 2000 г.,с.30-47.
2. Журнал «Вопросы экономики»,№4, 2002 г.,с.71-82.
3. Журнал « Диалог», №2, 2002 г.,с.52-57.
4. Кожевникова Н.Н. «Экономика и управление в энергетике», Москва, 2003 г., с.207-227.
5. «Российский экономический журнал» , №11-12, 2001 г.,с.18-35.
6. Самсонов В.С.,
Вяткин М.А. «Экономика предприятия
энергетического комплекса», Москва
,ВШ, 2003 г., с.197-219
СОДЕРЖАНИЕ
4. РАО ЕЭС
РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………….27-
4.1 Создание
РАО «ЕЭС России»………………………………………...…27-
4.2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….30-34
4.3. Реструктурирование
РАО « ЕЭС России»……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....38
Информация о работе РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика