История развития связей с общественностью в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы — подробно рассмотреть историю развития связей с общественностью в России.
Поставленные задачи:
1. Выделить несколько периодов истории развития связей с общественностью в России.
2. Изучить каждый период, выделить его особенности.
3. Сделать вывод о современных связях с общественностью.

Файлы: 1 файл

Работа по УОО.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра социологии и психологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управление общественными отношениями»

«История развития связей с общественностью в России»

 

 

 

            • Направление подготовки / Cпециальность: ГМУ

            • Выполнил(а):студент группа № Гб-551

            • Хадайкулова Татьяна Вячеславовна

 

  •  

    Научный руководитель:

    Старший преподаватель

                                                                       Симонова Марина Олеговна

     

     

     

     

     

     

    г. Нижний Новгород

     2014г. 

    Оглавление

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    PR как наука и как технология  получили развитие с середины 20 века, это было связано с развитием  новых технологических средств, массовых  коммуникаций: TV, Internet и др.  Важным фактором в развитии PR-технологий стала глобализация мира: экономическая, которая привела к усилению межгосударственных связей и наряду со средствами связи позволила сформировать единую взаимозависимую финансовую систему и систему международной торговли. В это время был прорыв PR- технологий в сферу политики, где они прогрессировали и заняли сегодня ведущее место почти во всех политических акциях и избирательных кампаниях. PR как наука развивалась не столь быстро, так как ее развивали не теоретики, а практики менеджмента, которые обобщали свой опыт работы в бизнесе и политических партиях.

    Для того, чтобы лучше понять суть предмета, необходимо проследить путь его развития, этим объясняется актуальность выбранной мной темы.

    Цель работы — подробно рассмотреть историю развития связей с общественностью в России.

    Поставленные задачи:

    1. Выделить несколько периодов  истории развития связей с  общественностью в России.

    2.   Изучить каждый период, выделить его особенности.

    3.   Сделать вывод о современных  связях с общественностью.

    1. Коммуникация в государственной  и политической сфере: от Древней  Руси до Московского царства 

     

    Уже в Киевской Руси правящая верхушка стремилась знать и контролировать настроение населения, стараясь учитывать его в своей политике. Cоздавалась официальная идеология, представленная в государственном летописании и проповедях священников перед населением. Правящая династия выводила род поначалу от Рюрика — внука древнего новгородского князя Гостомысла, а впоследствии и от самого римского императора Октавиана Августа, что дало русским князьям в ХУ-ХУ1 вв. основание принять царский титул. Князья окружали себя многочисленной чадью (приближенными, слугами, дружинниками), которая также старалась всячески продвигать образ князя как возвышающегося над своими подданными.  Среди многочисленных слуг князей и бояр имелись лица, осуществлявшие деятельность, которую сегодня назвали бы контактами с общественностью. Для некоторых из них — городских посадников или сельских тиунов (управителей) — подобная деятельность была чем-то вроде общественной нагрузки. Профессиональными коммуникаторами являлись также лица, созывавшие население на городской совет (вече) и на другие массовые мероприятия с помощью либо криков, либо вечевого колокола. В отличие от городских и сельских управителей, подобные «специалисты» чаще находились на городской службе, а не на княжеской или боярской [2]. Таким образом, отношения властей с населением строилось преимущественно на основе силы. Подобная система могла действовать в рамках одного небольшого княжества, но в масштабах огромной Киевской Руси очень скоро проявила свою неэффективность, что и привело к феодальной раздробленности XII-ХV вв.  Вместе с тем представители городского или сельского населения   могли (формально) обратиться к князю с просьбой или прибегнуть к его правосудию. Конечно, подобная практика имела широкое распространение в небольших княжествах, тогда как в крупном государстве она превращалась в определенный ритуал, лишь призванный подтвердить еще раз «отеческую заботу» князя о своих подданных: на рассмотрение всех жалоб, просьб и споров у князя просто не хватило бы времени. Поэтому суд вершили его представители, проводя княжескую политику «на местах». Вече, как и другие формы народных собраний, уже к концу XIV в. стало уступать место абсолютной власти государей. Это объясняется влиянием Золотой Орды, в зависимости от которой Русь находилась в 1243-1480 гг. Русские правители многому научились у «диких» ордынских государей в области формирования имиджа и воздействия на общественное мнение. Так, из Орды была позаимствована традиция проводить массовые праздники, свидетельствующие о единстве и порядке обширной державы, слаженности действий всех ее подданных, едином мировосприятии и идеологии.  Лишь в XVIII в. в России был введен дипломатический протокол по европейскому образцу. Период Московского царства (конец ХV-ХVIIвв.) характеризуется резким усилением власти монарха и ослаблением влияния как аристократической верхушки, так и народных собраний.

    Например, на Земских соборах 1550 г. и 1649 г. были приняты соответственно Судебник Ивана IV и Соборное уложение, ставшие основными законодательными актами Московского царства. А на соборах 1598 г. и 1613г. даже избирались цари — соответственно Борис Годунов и Михаил Романов! Таким образом, можно говорить, что даже в этот период коммуникация имела двусторонний характер: носители власти не только доводили до подданных свою информацию, но и имели возможность ознакомиться с мнением подданных, которое нередко, как видим, принимали к сведению.  

    2. Политическая коммуникация в  имперский период

     

     

    Весьма показательно, что даже правители «западного происхождения» (например, Екатерина II) осуществляли свою деятельность в соответствии с принятой в России системой ценностей: православие и духовность, царь — как наместник Бога на земле, преемственность политики от Петра Великого. Большое внимание уделялось работе с населением через духовенство, в течение всей истории России пользовавшееся большим авторитетом в народе. Важным элементом государственной информационной политики стало распространение российской имперской символики: двуглавого орла, императорских штандартов и пр., которые помещались на официальных бланках, специальных афишах, использовались в массовых мероприятиях (шествиях, собраниях  и пр.) [1].  . На местах также появлялись органы из представителей местного населения, с целью взаимодействия с представителями центральной власти. С 1775 г. в губерниях и уездах России появились дворянские собрания, а после отмены крепостного права, в 1864 г., — и земства уже из числа дворян, горожан и крестьян. Кроме того, народ по-прежнему имел возможность обратиться к государю лично или к представителям власти в целом. В имперский период появлялись новые каналы коммуникации. В первую очередь, это — газеты.  Несмотря на периодическое появление «оппозиционных» изданий (которые, впрочем, довольно быстро закрывались по распоряжению властей), в целом российские средства массовой информации являлись проводниками государственной идеологии и государственных интересов, которые весьма активно распространяли среди населения [3].  В качестве примера рассмотрим политику Российской империи в связи с аннексией Хивинского ханства в Средней Азии в первой половине 1870-х гг. Это государство, возникшее в начале XVI в., в течение нескольких веков создавало проблемы на южных рубежах России: хи- винские ханы и их подданные неоднократно захватывали русские торговые караваны и постоянно конфликтовали с Россией по поводу кочевых племен, проживавших на берегах Каспийского и Аральского морей. Кроме того, в 1860-е гг. Англия усилила свое присутствие на Среднем Востоке, и России приходилось подумывать о захвате среднеазиатских областей для того, чтобы они не достались Англии.  

    Представители прессы подошли к освещению «хивинской кампании» весьма профессионально. Сначала, в 1870-1872 гг. в российских периодических изданиях (и в виде отдельных книг) стала появляться информация о Хиве: ее истории, географии, природных богатствах и т. п., чтобы народ сумел получить представление о том, с каким государством Россия собирается воевать. Следующий этап информационной кампании начался в 1872- 1873 гг.: в российской прессе все чаще стали появляться сведения о том, насколько жестоко правят Хивой хан и его приближенные, что в Хиве процветает рабство (напомним, что крепостное право в России было отменено только в 1861 г., так что тема рабства была еще весьма актуальна для российской общественности), коррупция, необразованность, «дикость нравов». Постепенно власти с помощью прессы внушали населению, что хивинцы просто- напросто не заслуживают тех природных богатств, которыми так щедро наделила их природа, и Россия не просто намеревается захватить Хивинское ханство, а прямо-таки облагодетельствовать его народ, привить ему культуру, образование, ввести промышленность, развить сельское хозяйство... и попутно не допустить расширения владений Англии в Средней Азии. В результате, когда в 1873 г. начался поход на Хиву, в нем в качестве добровольцев приняли участие многие представители столичной военной и гражданской элиты, стремившиеся проявить свой героизм во имя столь благородной цели.  

    3. Советская пропаганда

     

     Большевики еще до прихода к власти в октябре 1917 г. сумели обеспечить себе поддержку значительной части рабочего класса и армии. Для этого они с начала XX в. проводили широкомасштабную информационную деятельность, которая включала в себя издание и распространение специальной литературы (книг, брошюр), периодических печатных изданий (самые известные из которых — газеты «Искра» и «Правда»), раздаточных материалов (листовок и прокламаций), проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, «маевок»). Придя к власти и получив в свое распоряжение «административный ресурс», большевики использовали его по максимуму. При этом информационную политику Советского государства (с 1922 г. — СССР) можно охарактеризовать как пропагандистскую, т. е. сравнительно одностороннюю. Объективности ради отметим, что подобная коммуникационная модель была традиционной для России и большевикам не понадобилось ничего «ломать» или «создавать заново».  К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы [3].

    В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на ра- зум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества. В дальнейшем функции главного информационно-аналитического органа получил Комитет государственной безопасности, некоторые подразделения которого и по функциям, и по структуре имели немало сходств с «экспедициями» вышеописанного III отделения.  До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.  Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных органов (в ЦК КПСС существовала даже должность секретаря по идеологии, наиболее одиозной фигурой из занимавших этот пост был, наверное, М. А. Суслов) до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин.  Другим примером является восстановленная в 1920- е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма. Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Насколько можно судить, западная система информационной политики в последнее время в России пока еще действует, но не будем забывать и исторический опыт нашей страны. А он показывает, что после сравнительно короткого «либерального» периода в России наступал более длительный период ограничения информационной свободы.

    4. Коммуникация в экономической  сфере

     

    В отличие от СО в сфере государственного управления и политики, в деловой коммуникации достаточно трудно выделить какие-либо четкие исторические этапы. На протяжении многих веков российской истории торговцы, а затем и промышленники использовали единую систему методов воздействия на общественное мнение. При этом могли меняться средства и каналы коммуникации, тогда как основные принципы сохранялись. Еще в Древней Руси ремесленники на своих изделиях ставили разного рода клейма. В самый древний период российской государственности это были родовые знаки князей, владевших ремесленными мастерскими, и сами ремесленники относились к княжеской чади. Княжеские родовые клейма на изделиях ремесленников-«холопов» обнаружены археологами как раз там, где княжеское хозяйство в IX-XI вв. было больше всего развито: в Киеве, Чернигове, Белгороде, Вышгороде, Изяславле, Каневе. В дальнейшем практика проставления на продукции клейм и иных знаков сохранилась, причем они уже стали обозначать самого изго- товителя. Впоследствии к знакам и клеймам прибавились также фирменные названия, которые в России традиционно состояли из имени владельца компании или по меньшей мере включали его в себя. В целом же в деловой коммуникации в России дореволюционного периода традиционно преобладали средства устной или визуальной, а не письменной рекламы. и представляли собой не только торги, но и своего рода смотр достижений российской экономики, а также культурные мероприятия с многочисленными представлениями.  

    Петр I вменил в обязанность властям всемерно заботиться о развитии и укреплении ярмарок: государство финансировало организацию этих мероприятий, представляло солдат для охраны правопо- рядка на ярмарках, священники благословляли их как богоугодные мероприятия. Как и в социально-политической, в торговой сфере уже в XVII в. широко использовались лубки, гравюры и афиши, а позднее — и живописные или рукописные вывески. С развитием газет в них немало места стали отводить под торговые объявления (как частные, так и от имени коммерческих предприятии) и под то, что сегодня бы назвали «заказными публикациями».

    Во второй половине XIX в. вслед за западными коллегами русские предприниматели стали рекламировать свою продукцию с помощью этикеток, открыток и вкладышей. Кондитеры имели возможность привлекать внимание потребителей к своей продукции с помощью ярких оберток; особой популярностью у детей и взрослых пользовались яркие фантики конфет фабрики «Абрикосов и сыновья» с разнообразными картинками.  Как и в Западной Европе, государство пыталось регулировать средства рекламы и публичной коммуникации в экономической сфере. Еще в 1731 г. вышел царский указ, которым повелевалось наносить клейма («пятна») производителен на продукцию ткацких фабрик, с 1744 г.   Представители крупного бизнеса в XVIII-XIX вв., как и на Западе, стремились войти в круг аристократии, для чего приобретали себе дворянские титулы (например, уральские предприниматели Демидовы в настоящее время носят титул итальянских князей Сан- Донато), активно занимались меценатством и филантропией. Широко известны имена И. Третьякова, С. Морозова и др.

    Информация о работе История развития связей с общественностью в России