История развития менеджмента в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы государств. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. Поэтому задача менеджмента в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно, именно на это должны вдохновлять сотрудников менеджеры. Менеджер - человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий; человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Развитие менеджмента в России………………………………………..5
2. Развитие менеджмента за рубежом…………………………………...10
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

menedzhment_referat.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки

российской федерации

 

Российский государственный университет нефти и газа

ИМЕНИ и.м. ГУБКИНА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ И ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему:

«История развития менеджмента в России и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:       Проверила:

Студентка группы ВЭН-11-04             ст. преподаватель, к.э.н.

Филимонова О.И.      Герасимова И.В.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Развитие менеджмента в России………………………………………..5

2. Развитие менеджмента  за рубежом…………………………………...10

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Менеджмент (от англ. «управлять») - вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда, интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности; процесс координирования и объединения рабочей деятельности людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы государств. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. Поэтому задача менеджмента в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно, именно на это должны вдохновлять сотрудников менеджеры. Менеджер - человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий; человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Однако менеджмент отличается от управления:

1. менеджмент изучает  экономику, основанную на рыночных  отношениях;

2. менеджмент – управление, в основе которого стоят экономические  методы управления;

3. под менеджментом понимается "мягкое" управление (умение иметь  дело с людьми);

4. менеджмент предполагает  гибкое управление и учет конъюнктуры  рынка.

Первый всплеск интереса к менеджменту относится к 1911 году. Этот год, когда Фредерик У.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научной организации управления», традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью научных исследований. 
 Возникновение менеджмента как научной дисциплины и области научных исследований в определенной реакцией было на потребности крупных компаний; частично – попыткой более эффективного использования новых технологий, разработанных в годы промышленной революции, и частично – результатом усилий горстки любознательных людей, горящих желанием повысить эффективность труда. 
 В России, как и в других европейских странах (Франции, Австрии, Пруссии) концепция управления сложилась в XVI – XVIII веках. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений — задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. 
 В 90-е годы в связи с переходом к системе управления, основанной на рыночных отношениях, стало широко использоваться понятие менеджмента. Данный термин подчеркивал ориентированность коммерческих организаций, предприятий на достижение максимального эффекта их деятельности при помощи умелого планирования, организации, мотивации, корректировки и контроля.  
 Рассмотрим более подробно эволюцию развития науки управления в России и за рубежом, а также современные подходы  к менеджменту.

 

 

 

 

1. Развитие менеджмента  в России

Менеджмент в XVII в.

Начало развитию менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. 
 В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л.Ордин-Нащокин (1605—1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. 
 Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой — особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческих действий весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: 
1) развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств; 
2) содействие развитию сельского хозяйства; 
3) укрепление финансовой системы; 
4) активизация развития внешней и внутренней торговли. 
 Известные законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением — не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I. 
 Можно выделить появившиеся в этот период управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652 — 1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т.Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

 
Развитие управленческой мысли в XVIII в.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер. 
 Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П.Волынского (1689—1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н.Татищев (1686—1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н.Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России. 
 Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

 
Особенности управления экономикой России в XIX в.

К началу XIX в. невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость его преобразования осознавались и самой высшей властью. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности. 
 Особая роль в развитии менеджмента в России отводится М.М.Сперанскому (1772 — 1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М.Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной думы, вопросы суда — в ведении Сената, управление государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. 
 В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.

 

Развитие менеджмента с 1980 г по настоящее время

Этот период заключается в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. 
 Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров и изделий. Огромные размеры необеспеченного платежеспособного спроса населения и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий. 
 Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов. 
 На сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.

 

Перспективы развития российского менеджмента

определяются развитием рыночных отношений в стране.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое 
сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. 
1.      Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. 
2.      Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. 
3.      Неумение менеджеров делегировать полномочия. 
4.      Низкий профессионализм. 
5.      Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. 
6.      Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре. 
7.      Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. 
8.      Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. 
9.      Отсутствие навыков реализации продукции. 
10.  Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации. 
11.  Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента. 
12.  Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). 
13.  Осознание социальной ответственности менеджмента. 
14.  Слабость законодательной базы. 
15. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры. 
 К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие менеджмента  за рубежом

Четыре четко разграниченные школы менеджмента появились в первой половине 20 века. Все основатели и сторонники этих школ полагали, что им удалось найти способ повышения эффективности достижения организационных целей. Но более поздние исследования и попытки применить теоретические выводы этих школ на практике показали, что многие из них были в лучшем случае частично верными при наличии определенных условий. И все же все они внесли в развитие менеджмента как науки серьезный вклад. Даже самые прогрессивные современные организации и сегодня используют некоторые их концепции и идеи.

 

Школа научного управления (1885-1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка н Лилии Гилбрет и Генри Ганта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром.

Работая подмастерьем, Фрэнк Гилберт заметил, что обучавшие его каменщики использовали при кладке три основных набора движений. Он решил выявить наиболее эффективное из них и начал изучать движения и рабочие инструменты. В результате возник способ, при котором количество необходимых движений для укладки одного кирпича сократилось с 18 до 4,5, а производительность выросла на 50%.

В начале 1900-х годов Фрэнк и его жена Лилиан начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром – прибором, изобретенным Фрэнком и позволяющим фиксировать интервалы до 1/2000 с. С помощью стоп-кадров Гилберты выявили и описали 17 основных движений кисти руки, которые назвали теблигами (фамилия «Гилберт», прочитанная наоборот).

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая или административная школа(1920-1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Информация о работе История развития менеджмента в России и за рубежом