Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности ОАО «Планета» выявить резервы повышения деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа финансовых результатов;
проведение анализа рентабельности предприятия;

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты анализа реализации продукции и финансовых результатов
2 Экономическая характеристика ОАО «Планета»
3 Анализ реализации продукции ОАО «Планета»
3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
3. 2 Определение точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат
4 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Планета»
4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
4.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов
4. 3 Анализ рентабельности предприятия
5 Учет реализации продукции и финансовых результатов ОАО «Планета»
6 Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом экономиста - характеристика предприятия.rtf

— 551.01 Кб (Скачать)

При использовании показателя рентабельности также могут возникнуть определенные проблемы. Так, В.Ф. Юров в книге «Прибыль в рыночной экономике» обращает внимание на проблему   соотношения рентабельности и эффективности производства. По его мнению, она является самой сложной и дискуссионной. Она возникла в рыночном хозяйстве и связана с прибылью, которая стала считаться эффективным регулятором экономической жизни. Т.е. речь идет о несовершенстве прибыли как показателя эффективности производства, что связано с ее денежной формой, которая, как известно, при определенных условиях может отклоняться и даже отрываться от своей стоимостной основы, о чем уже говорилось выше. В связи с изложенным, В.Ф. Юров делает вывод, что рентабельность нельзя признать в качестве универсального показателя эффективности производства, как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всей экономики (30, с. 72) .

По-моему, отказаться от использования показателей рентабельности было бы неправильно, поскольку они служат инструментами сравнительного анализа и просты в применении.

Важное значение имеет анализ реализации продукции и поэтому многие авторы занимаются вопросами его изучения.

Шеремет А.Д. говорит о важности реализации продукции и выделяет факторы, которые влияют на процесс реализации. По его мнению, в условиях рыночной экономики это один из важнейших этапов работы всего предприятия и каждого работника.

Сбыт продукции оказывает влияние на ход производства. Для создания четкой, ритмичной работы предприятия следует уделять внимание равномерному распределению объемов производства по кварталам и месяцам с тем, чтобы продукция ритмично поступала в товаропроизводящую сеть. В конечном итоге результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется выполнением договоров по номенклатуре и срокам поставок.

Шеремет выделяет следующие факторы, которые влияют на процесс реализации:

установленные сроки поставки продукции;

увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;

производительность труда;

ввод в действие новых мощностей и оборудования;

обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;

повышение серийности производства;

количество рабочих дней в каждом квартале;

сезонность и сменность работы;

сезонность реализации продукции;

снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей (29, с.77).

Патров В.В. раскрывает решение проблемы повышения надёжности, стабильности и доходности производства. По его мнению, решение этой проблемы диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроизводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Патров В.В. рассматривает реализацию продукции как процесс, состоящий из определенных периодов. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков незавершенной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег  на расчетный счет предприятия-поставщика (19,  с. 26).

 

2 Экономическая характеристика ОАО «Планета»

 

ОАО “Планета” (в прошлом завод имени Ленинского Комсомола) было основано в 1958 году как государственное предприятие. Организация предприятия была вызвана растущими потребностями российской оборонной электронной техники. Разработанные и освоенные на предприятии электронные компоненты работали в системах спутниковой связи, системах наведения и раннего оповещения, а также в составе космической аппаратуры, например той, что участвовала в съемках кометы Галлея, планеты Венеры и обратной стороны Луны. В 70-х и 80-х годах на предприятии было развернуто массовое производство полупроводниковых компонентов для телевизионной промышленности, промышленности, выпускающей аудио- и видеомагнитофоны, радиоприемники и другую бытовую аппаратуру. В рамках плановой экономики завод был обеспечен заказами на многие годы вперед. Однако на самом предприятии не было сформировано внутренних источников саморазвития. Направления развития определялись внешними источниками, а именно Министерством Электронной промышленности.

ОАО “Планета” было учреждено решением КУГИ Новгородской области путем преобразования ГП ПО “Планета”.

ОАО “Планета” имеет более 10000 м2 производственных площадей с необходимым оборудованием и численностью персонала  211 человек и в настоящее время является специализированным предприятием по производству полупроводниковых изделий электронной техники.  Сфера применения этих изделий от специальной аппаратуры, телевизионной техники, автомобилей до детских игрушек, световой рекламы, информационных систем.

Система качества с 1994 г. сертифицирована на соответствие Международным стандартам ИСО-9000, имеет лицензию Российского Агенства по Системам Управления на разработку и производство специальной техники.

ОАО “Планета” является единственным предприятием России, выпускающем основную массу электронных компонентов в корпусах для поверхностного монтажа - будущее радиоэлектроники России.

Основной вид деятельности: производство электронных компонентов и информационных систем.

Среди  конкурентов   в России   известны  такие фирмы как «Мега-Милас» г. Санкт-Петербург. Они предлагают «бегущие» строки довольно широкой номенклатуры. НИИГП «Плазма» г. Рязань рекламирует изделие «экран на суперярких светодиодах». Программное обеспечение такого экрана позволяет осуществлять отображение информации от видеомагнитофона, СД-плеера и др. Ассоциация «Часовая группа» г. Москва производит уличные часы-термометр различных размеров. Среди фирм, продающих импортное табло на светоизлучающих диодах, известна фирма «Зенон» г. Москва, которая предлагает очень широкую номенклатуру изделий производства Тайваня.

Основные показатели деятельности ОАО «Планета» представлены в таблице 1.

Таблица 1 -  Основные показатели деятельности ОАО «Планета»

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Отклонение

02 / 01

03 / 01

1

2

3

4

5

6

Выручка (нетто) от продажи продукции, тыс. руб.

46083

42008

54095

-4075

8012

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

41538

39201

57565

-2337

16027

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

-11936

-10554

-36735

1382

-24799

Численность работников, чел

242

223

211

-19

-31

Основные производственные фонды, тыс. руб.

58652

63962

40859

5310

-17793

Фондоотдача

1, 85

1, 39

0, 96

-0,46

-0,89

Рентабельность всего капитала, %

-19,7

-21,9

-59,1

-2, 2

-39,4


 

По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о том, что в целом деятельность предприятия является крайне неэффективной, убыточной. Превышение себестоимости проданной продукции над выручкой от её продажи говорит о том, что предприятие имеет слишком высокие затраты (как постоянные, так и переменные), что не позволяет ОАО «Планета» получать прибыль от реализации продукции. Увеличение цен на продукцию приведет предприятие не к увеличению выручки от реализации, а лишь к потере части своих покупателей. Чистый убыток деятельности предприятия в 2003 году превышает этот показатель 2001 года на 24799 тыс. руб., т.е. убыток возрос приблизительно в три раза. На предприятии наблюдается ежегодное снижение численности работников, что связано с автоматизацией части выполняемых операций.

В 2003 году на предприятии при росте валовой продукции происходит снижение стоимости ОПФ, следовательно наблюдается устойчивая тенденция к росту фондоёмкости, а значит снижению фондоотдачи, т.е. на один рубль фондов производится всё меньше продукции. Наблюдается устойчивое снижение эффективности ОПФ.

Общая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Планета» снизилась на 39,4 %, что было вызвано повышением себестоимости продукции, т.к. величина чистого убытка при этом практически не изменилась. 

 

3 Анализ реализации продукции

 

3.1  Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции

 

ОАО  «Планета»  занимается производством следующих видов продукции: интегральные микросхемы (ИМС);  светоизлучающие диоды (СИД); полупроводниковые приборы (ППП).

Для того, чтобы провести анализ реализации продукции ОАО «Планета», необходимо рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции. Используем для этого таблицу 2.

Таблица  2 -   Динамика производства продукции ОАО «Планета»

Вид продукции

2001г

2002 г.

2003 г.

∆2002/2001

∆2003/2001

+,   -

%

+, -

%

ИМС, тыс.  шт.

24696

17596

16447

-7100

71,3

-8249

66,6

ППП, тыс.  шт.

13315

10029

6387

-3286

75,3

-6928

47,9

СИД, тыс.  шт.

5760

9822

10566

+4062

170,5

+4806

184, 0


 

В общем объеме производимой продукции ОАО «Планета» наибольший удельный вес занимают ИМС.  С 2001 г. по 2003 г. на предприятии произошло значительное снижение производства ИМС и ППП и увеличился выпуск СИД, что связано с повышением спроса и возможностью большего объема реализации этой продукции.

В основном, ОАО «Планета» занимается массовыми выпусками продукции невысокого качества по ценам, которые доступны её потребителям. Чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, предприятию необходимо повышать удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпускаемой продукции, её удельный вес составляет всего лишь 23 %.

ОАО «Планета»  имеет высокий удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализации продукции (48 %), т.к. основные её потребители находятся за пределами РФ

Таблица  3 -   Основные потребители ОАО «Планета»

Фирма

Объемы поставок, тыс. $

Удельный вес, %

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

Semtech, Турция

136

540

23,7

31, 0

Nelosa,  Швейцария

57

100

9,9

5,7

Lic Fung, Гонконг

79

-

13,7

-

Trillion Chip, Тайвань

37

-

6,4

-

Esarena, Индия

16

200

2,8

11,5

RF Elektronik, Турция

-

250

-

14,4

Inter, Турция

-

200

-

11,5

Рубеж, Саратов

40

80

6,9

4,6

Авар, Псков

70

120

12,2

6,9

Полидекс, Москва

140

150

24,4

8,7

Информация о работе Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»