Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности ОАО «Планета» выявить резервы повышения деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа финансовых результатов;
проведение анализа рентабельности предприятия;

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты анализа реализации продукции и финансовых результатов
2 Экономическая характеристика ОАО «Планета»
3 Анализ реализации продукции ОАО «Планета»
3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
3. 2 Определение точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат
4 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Планета»
4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
4.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов
4. 3 Анализ рентабельности предприятия
5 Учет реализации продукции и финансовых результатов ОАО «Планета»
6 Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом экономиста - характеристика предприятия.rtf

— 551.01 Кб (Скачать)

 

Основным потребителем ОАО «Планета» является фирма «Semtech», Турция. Удельный вес поставок этой фирме в 2002 году составил 23,7 %, а в 2003 году – целых 31 %. В 2003 году большой  объем продукции был  поставлен фирме «Elektronik» (14,4 %), «Esarena» (11,5 %), «Inter» (11,5 %). Среди российских потребителей постоянные деловые отношения у ОАО «Планета» сложились с московским предприятием «Полидекс», саратовской фирмой «Рубеж», псковским предприятием «Авар». Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия. Анализ начнём с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста (таблица 4).

Таблица  4 - Динамика реализации продукции ОАО «Планета»

Год

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2001

46083

100,0

100,0

2002

42008

91,2

91,2

2003

54095

117,4

128,8


За три года объем реализации на ОАО «Планета» увеличился на 17,4 %. Значительно возрос  объем реализации в 2003 г. по сравнению с 2001 г. Темп роста составил 128,8 %, темп прироста реализации продукции составил 8,38 %.

Повышение объема реализации в 2003 году связано с тем, что произошло значительное увеличение объема производства продукции.  Но в связи с тем, что ОАО «Планета» не заключило предварительных договоров на продажу произведенной продукции, предприятию пришлось снизить цены на продукцию и поэтому выручка от реализации продукции в 2003 году не превысила себестоимость этой продукции.

Большую наглядность динамики реализации продукции обеспечивает применение графического метода

По графику отчетливо видно небольшое снижение объема реализации в 2002 году и его значительное повышение в 2003 году.

Далее нужно проанализировать и дать оценку выполнению плана по реализации продукции за отчетный период (таблица 5)

Таблица 5 - Анализ выполнения плана по реализации продукции ОАО     «Планета» за 2003 год

Изделие

План,

тыс. руб.

Факт,

тыс. руб.

Отклонение от плана

+, -

%

ИМС

35896

26615

-9281

-25,9

ППП

12000

10332

-1668

-13,9

СИД

19350

17148

-2202

-11,4

Итого

67246

54095

-13151

-19,6


Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции был недовыполнен на 19,6 %, что говорит о том, что на предприятии составляют завышенные планы реализации продукции, осуществление которых при  имеющихся условиях трудновыполнимо.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия снижением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции  предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Сначала проведем анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке   продукции за декабрь 2003 г (таблица 6) .

 

Таблица 6 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке   продукции за декабрь 2003 г, тыс. руб

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

СИД

Semtech Рубеж

1100

500

1050

500

-50

ИМС

Esarena Semtech Полидекс

750

1300

750

690

1300

700

-60

 

-50

ППП

Авар

900

950

 

Итого

 

5300

5190

-160


 

Процент выполнения договорных обязательств (Кд.п.) за декабрь равен:

Кд.п. = 5300 – 160 / 5300 = 0,96 или 96 %

За отчетный месяц недопоставлено продукции по договора на сумму 160 тыс. руб. или на 4 %. Для более точного анализа необходимо определить % выполнения договорных обязательств за весь год (таблица 7).

Таблица 7   -   Анализ выполнения договорных обязательств за 2003 г., тыс. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

1

2

3

4

5

6

7

Январь

4840

4840

-70

-70

98,5

98,5

Февраль

5100

9940

-105

-175

97,9

98,2

Март

4950

14890

-87

-262

98,2

98,2

Апрель

5200

20090

-120

-382

97,7

97,9

Продолжение таблицы 7

         

1

2

3

4

5

6

7

Май

6700

26790

-98

-480

98,5

98,2

Июнь

5730

32520

-145

-625

97,4

97,8

Июль

4300

36820

-124

-749

97,1

97,4

Август

5200

42020

-180

-929

96,5

97,0

Сентябрь

7646

49666

-104

-1033

98,6

97,8

Октябрь

6040

55706

-160

-1193

97,3

97,5

Ноябрь

6240

61946

-139

-1332

97,7

97,6

Декабрь

5300

67246

-160

-1492

97,0

97,3


 

В целом за год  произошла недопоставка продукции по договорам  на 2,7 % или на 1816 тыс. руб. Наибольший объем недопоставки продукции наблюдается в  июне (145 тыс. руб.), августе (180 тыс. руб.), октябре (160 тыс. руб.) и декабре (160 тыс. руб.), что было вызвано недостаточным производством продукции в эти месяца. Недопоставка продукции даже на 2,7 %  отрицательно сказалась на деятельности предприятия. Выручка от реализации в размере недопоставки (1816 тыс. руб.) могла бы снизить полученный убыток и предотвратить выплату штрафов за недопоставку продукции.

Важным показателем деятельности предприятия является качество его продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Анализ показателей качества продукции представлен в таблице 8.

 

Таблица 8 - Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «Планета»

Показатель

2002 г.

2003 г.

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,5

0,60

0,57

Удельный вес, %

Продукции высшей категории качества

Экспортируемой продукции

Забракованной продукции

Зарекламированной продукции

 

 

43,0

 

47,0

0, 6

0,1

 

 

45,00

 

49,00

0,40

0,25

 

 

45,00

 

48,00

0,50

0,15

Потери от брака, тыс. руб.

205,9

216,00

270,40


 

За 2003 год на ОАО «Планета» была проделана работа по улучшению  качества продукции и повышению её конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

3. 2 Определение точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета»

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую нужно продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж – зона безопасности (зона прибыли).

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

1 Графический способ

В 2003 году производственная мощность предприятия была рассчитана на 33400 тыс. изделий, которые продавались по цене 1,62 рубля за штуку, объем продаж (выручка) составила 54095 тыс. руб., постоянные затраты – 19443 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции  - 1,14 руб., на всю продукцию – 38122 тыс. руб.  При таких условиях убыток от реализации продукции составил  3470 тыс. руб.

При мощности ОАО «Планета» в 33400 тыс. шт.  предприятие является убыточным. Для того, чтобы выйти на точку безубыточности предприятию нужно увеличить свою производственную мощность на 21 %, т.е. увеличить объем продаж на 7106 тыс. шт. При реализации продукции в количестве большем 40506 тыс. шт. изделий ОАО «Планета» начнет получать прибыль. Предприятию необходимо увеличить пакет заказов не менее чем на 21 % от имеющегося, т.е. заняться поиском дополнительных покупателей.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности. Даже если предприятие полностью использует свою производственную мощность, т.е. выпустит и реализует 33400 тыс. шт., то всё-равно оно не имеет запаса финансовой прочности. Фактический объем продаж ниже критического на 21 %.

Полученную зависимость можно представить по-другому. При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 33400 тыс. шт.  убыток составит 3470 тыс. руб. Соединив эти точки между собой, получим точку критического объема продаж.

 

2 Аналитический способ определения точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета»

Нужные показатели можно рассчитать используя ряд формул (таблица  9)

Таблица 9 - Определения точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета»

Показатель

Формула расчета

Значение

1. маржинальный доход (Дм), тыс. руб.

Дм = выручка от реализации – переменные затраты

Дм = 54095-38122=15973 тыс. руб.

2. точка безубыточности (Т), тыс. руб.

Т = выручка* постоянные затраты/Дм

Т = 54095*19443/15973 = 65846 тыс. руб.

3. точка безубыточности (Т), %

Т = постоянные затраты / Дм*100

Т = 19443/15973*100 = 121,7 %

4. зона безопасности (З), тыс. шт.

З = количество проданной продукции * постоянные затраты/Дм

Т = 33400*19443/15973 = 40655 тыс. шт.

5. зона безопасности(З), тыс. руб.

З = фактический объем продаж – безубыточный объем продаж

З = 54095-65846 = -11751 тыс. руб.

6. критический уровень постоянных затрат (Н), тыс. руб.

Н = количество проданной продукции *(цена продукции – переменные затраты)

Н = 33400*(1,62-1,14) = 16032 тыс. руб.


 

Постоянные затраты ОАО «Планета» составляют 19443 тыс. руб., т.е. они превышают критический уровень, поэтому предприятие является убыточным.

Если постоянные издержки ОАО «Планета» будут составлять 16032 тыс. руб., то предприятие не будет получать ни прибыли, ни убытка. Постоянные издержки в сумме 19443 тыс. руб. являются непосильными для предприятия, оно не может покрывать их за счет своей выручки. Критический уровень постоянных издержек является ценным показателем, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

4   Анализ финансовых результатов деятельности

 

4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли

 

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли (убытка) от реализации продукции, результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Анализ нужно начинать с изучения состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли (убытка), а затем более подробно рассмотреть каждую составляющую балансовой прибыли.

Таблица 10  Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «Планета»

Состав балансовой прибыли

2002г.

2003г.

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

План

Факт

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Балансовая прибыль (убыток)

-10554

100, 0

-3131

100, 0

-36736

100, 0

Прибыль (убыток) от реализации продукции

-6388

60,5

-2113

67,5

-21106

57,5

Прибыль (убыток) от прочей реализации

2834

-26,9

-714

22,8

-11489

31,3

Внереализационные финансовые результаты

-7000

66,4

-304

9,7

-4141

11,2


 

По полученным данным можно сделать вывод о том, что на ОАО «Планета» на 2003 год был составлен план, по которому предприятие должно было получить убыток в сумме 3131 тыс. руб., но даже такой отрицательный результат получить не удалось, сумма убытка превзошла все прогнозные значения и составила 36736 тыс. руб. По сравнению с 2002 годом финансовое положение предприятия только ухудшилось, убыток возрос на 26182 тыс. руб. Наибольшую долю в балансовом убытке ОАО «Планета»  занимает убыток от реализации продукции (57,5 %), велика доля убытка от прочей реализации (31,3 %), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 11,2 %.

Информация о работе Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности ОАО «Планета»