Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:09, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности и необходимости наличия такой политики нужно решить: с помощью каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Социальная политика Республики Беларусь: теоретические аспекты . . . . 6
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Показатели результативности социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Стратегия государственной социальной политики Республики Беларусь . 12
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь . . . 12
2.2 Политика занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Регулирование доходов населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.4 Особенности социальной защиты в республике Беларусь . . . . . . . . . . . . .25
3. Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь . . . . . . . . 28
3.1 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.2 пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь. . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.[13, c. 123].
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного
- государственные выплаты
- установление различного рода
дотаций и льгот при
- обучение и переквалификация.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Следует при этом иметь в виду, что искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом. .[16, c. 19].
К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:
1. расширение и углубление
программ по подготовке кадров,
включая профессиональную
2. введение творческих
и учебных отпусков (эта и указанная
выше меры, способствующие сокращению
предложения рабочей силы
3. повышение пособий
и/или сроков отпусков по
4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.
На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда).[18, c. 32].
В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [12].
В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
1. обеспечение равных
возможностей всем
2. предоставление социальных
гарантий и компенсаций
3. поддержание трудовой
инициативы граждан, содействие
и поощрение в развитии их
способностей к
4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных
мер, содействующих трудоустройству
граждан с ограниченной
6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
9. международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая профессиональную
деятельность граждан
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) содействие структурной
перестройке экономики и
2) развитие системы
подготовки, повышения квалификации,
переподготовки и
3) обеспечение занятости
отдельных категорий населения,
трудоустройство которых
4) повышение экономической
заинтересованности
5) совершенствование
организационной структуры
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
1) на 2006 – 2010 гг. –
содействие социально-
2) после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест. [19, c. 39]
2.3 Регулирование доходов
Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий.
Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет "за бортом" тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.
Источниками доходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак, доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые:
1) до участия в трудовой
2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);
4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.
Таким образом, доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы - определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы - это сумма, которую можно обменять на товары и услуги.
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и др. Так например в январе-августе 2013 г. общий объем денежных доходов населения составил 279,7 трлн. рублей, или в расчете на душу населения – 3 696 тыс. рублей в месяц.
В структуре денежных доходов оплата труда занимает 64,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 9,6%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) – 21,1%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,7%.[20]
Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение, по крайней мере, двух принципиальных условий:
1. оплата труда должна
2. производитель должен быть
активным потребителем
Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики.
Оплата труда должна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.
Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, так как незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов.
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето—Лоренца—Джини.
Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.
Распределение доходов в обществе можно проиллюстрировать на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Информация о работе Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь