Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:09, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности и необходимости наличия такой политики нужно решить: с помощью каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Социальная политика Республики Беларусь: теоретические аспекты . . . . 6
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Показатели результативности социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Стратегия государственной социальной политики Республики Беларусь . 12
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь . . . 12
2.2 Политика занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Регулирование доходов населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.4 Особенности социальной защиты в республике Беларусь . . . . . . . . . . . . .25
3. Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь . . . . . . . . 28
3.1 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.2 пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь. . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Рисунок 1 – Кривая Лоренца. Примечание - Источник: [5, с.207]
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. [1, с.288]
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю [5, с.396].
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси
принимаются меры по улучшению
делового климата и условий
предпринимательской
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:
- создание условий для того,
чтобы трудоспособные граждане
могли своим добросовестным
- обеспечение надежной
Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается. [21] Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций республики (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе-августе 2013 г. составила 4 952,5 тыс. рублей, в том числе в августе – 5 547,1 тыс. рублей (по прогнозу на 2013 год – 4 642 тыс. рублей) и по сравнению с июлем 2013 г. увеличилась на 1,8%, или на 96,9 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2013 г. по сравнению с январем-августом 2012 г. увеличилась на 19,5%, в августе по сравнению с июлем 2013 г. – на 1,7%. [20]
2.4 Особенности социальной защиты в Республике Беларусь
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения — система принципов нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.
Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Под социальным риском понимается событие произошедшее в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду(полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. [22, с. 296]
В связи с этим система социальной защиты должна гарантировать:
1) достойное социальное
2) максимально полный охват
3) равномерное и равновесное
распределение услуг, выплат и
льгот в рамках всей
4) эффективность
Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.
Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь и социальное обеспечение.
Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на отчислявших страховые отчисления. Социальное страхование может быть обязательным( при страховой поддержке государства) и добровольным( построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем:
1) Базирующиеся на принципе
2) Системы накопительного
В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:
— трудовые, финансируемые из фонда социальной защиты, право получения которых приобретают лица имеющие трудовой стаж.
— социальные. Эти пенсии выплачиваются лицам не имеющим права на трудовые пенсии, выплаты которых производятся, как правило, за счет госбюджета.
Одним из видов социальных
выплат являются пособия —
гарантированные денежные
Особое место имеют пособия по безработице, основное назначение которых не допустить резкого падения доходов временно не занятых граждан.
Социальная помощь — представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь предполагает проверку нуждаемости лица претендующего на ее получение и может носить денежный или натуральный( питание, лекарства) характер.
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолго-педагогических услуг. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями. Малообеспеченным гражданам и пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты. К социальным услугам относятся: оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, решение бытовых проблем, психологическая помощь.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в нашей республике включаются государственные минимальные стандарты в области:
оплаты труда;
—пенсионного обеспечения;
— образования;
— здравоохранения;
— культуры;
— жилищно-коммунального обслуживания;
— социальной поддержки и социального обслуживания.
Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
• социальные приюты;
• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
• геронтологические центры;
• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);
• реабилитационно-трудовые мастерские;
• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, у нас действует также Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд), который является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.
3. Пути реализации социальной
политики в Республике
3.1 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.
Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения [Приложение А, Таблица А1], доступности образования [Приложение А, Таблица А2], здравоохранения [Приложение А, График А3] и социальной защиты.
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения. В экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г. было занято 4526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2013 г. составила 20,9 тыс. человек, что на 20,2% меньше, чем на конец сентября 2012 г., и на 4,2% меньше, чем на конец августа 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2012 г. – 0,6%). [20] Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [15, с.4].
Информация о работе Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь