Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности и необходимости наличия такой политики нужно решить: с помощью каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Социальная политика Республики Беларусь: теоретические аспекты . . . . 6
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Показатели результативности социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Стратегия государственной социальной политики Республики Беларусь . 12
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь . . . 12
2.2 Политика занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Регулирование доходов населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.4 Особенности социальной защиты в республике Беларусь . . . . . . . . . . . . .25
3. Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь . . . . . . . . 28
3.1 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.2 пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь. . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.77 Кб (Скачать)

 

Процесс создания белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики в переходный период связан с рядом проблем:

 

1) проблема создания данной модели  не сводится к простому обеспечению  максимально большего числа жителей  страны средствами существования, к перераспределению доходов  в целях оказания социальных  услуг населению;

 

2) данная модель должна создавать  условия для самостоятельного  обеспечения индивидами достойного  уровня жизни путем активной  и инициативной деятельности. Если  такая деятельность затруднена  или невозможна по объективным  причинам, тогда государство должно  оказывать поддержку, частично компенсируя  утраченные доходы, не гарантируя  максимальные;

 

3) проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства  государства в решение индивидуальных  социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет людей и прошлую специфику. Раньше патерналистская политика государства в социальной сфере полностью снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переходный период не все люди могут и готовы воспользоваться предоставленными возможностями для самореализации. Если этого не учитывать, то это может привести к расколу общества, социальной напряженности;

 

4) социальная поддержка людей  не должна ограничиваться только  поддержкой малообеспеченных слоев  населения и тех, кто не включен  в общественное воспроизводство (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). Она  должна включать в себя и  людей, занятых в общественном  воспроизводстве (через регламентирование  в законодательной форме продолжительность  рабочего дня и недели, оплаты  труда, отпуска, определении прав  работника при приеме на работу  и увольнении);

 

5) социально ориентированная экономика  должна эффективно функционировать  и обеспечивать экономический  рост, поскольку достигнутый уровень  экономического развития является  определяющим фактором преобразований  в социальной сфере;

 

6) данная модель должна строиться  на принципах конституционных  гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора  профессии и места работы, обеспечение  взаимосвязи благосостояния работника  и результатов его труда 

 

Cсоциально — ориентированная рыночная  экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй мировой войны и получила название «государство благосостояния».

Республика Беларусь в своей социально–экономической политике, на предстоящее пятилетие, исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

 

При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

 

Развитие человеческого потенциала.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве.

Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.

 

Предпринимательство и инициатива.

Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.

Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.

 

Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии.

Ключевая задача пятилетия — создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.

 

Совершенствование структуры экономики будет основано на:

 

конкурентоспособных традиционных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой;

 

новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.

 

На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности.

 

Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.

Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.

Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.

 

Устойчивое развитие регионов.

Целью регионального развития должны стать повышение эффективности и структурные преобразования экономики на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.

Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

 

Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах. Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.

 

Качественное и доступное жилье.

В предстоящей пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и развить рынок арендного жилья.

Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

 

Среди важных задач, требующих первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно–коммунальных услуг.

 

Эффективный агропромышленный комплекс.

Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

Необходимо завершить модернизацию сельскохозяйственного производства и сделать его прибыльным.

Следует расширить возможности для ведения бизнеса в агросекторе.

Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу. [25]

 

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных информационных и телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить развитию новых видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем некоторые итоги. Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей в способностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательном уровне, а также наличие такого фактора, как везение.

Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности населения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных денежных доходов населения. То есть в последнее время в Республике Беларусь наметилась положительная тенденция: наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.

Информация о работе Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь