Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности и необходимости наличия такой политики нужно решить: с помощью каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Социальная политика Республики Беларусь: теоретические аспекты . . . . 6
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Показатели результативности социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Стратегия государственной социальной политики Республики Беларусь . 12
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь . . . 12
2.2 Политика занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Регулирование доходов населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.4 Особенности социальной защиты в республике Беларусь . . . . . . . . . . . . .25
3. Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь . . . . . . . . 28
3.1 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.2 пути совершенствования социальной политики Республики Беларусь. . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.77 Кб (Скачать)

Существует объективная сложность расчета ряда из указанных показателей. Однако, в мировой статистике, начиная с 1990 года, по рекомендациям ООН стали использовать особый показатель, называемый ИРЧП(Или ИЧР) – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех индексов:

уровня образования;

реального ВВП на душу населения;

ожидаемой продолжительности жизни.

Каждый из трех индексов рассчитывается по соответствующей формуле, общее выражение которой имеет следующий вид:

 

,

где   - данные фактические, минимальные и максимальные соответственно.

Если, предположим, индекс продолжительности жизни (Iпж)в стране, рассчитанный по данной формуле, составил 0,75, то, рассчитав другие составляющие ИРЧП – индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевого ВВП (IВВП), общий ИРЧП можно определить по формуле

 

ИРЧП= 

Общая величина ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира. Однако следует еще раз отметить, что оценка на основе любого обобщающего показателя, в том числе уровня жизни, - проблема весьма сложная и трудная, особенно на макроэкономическом уровне. Это следует учитывать при использовании таких показателей на практике [7, с.93].

Качество жизни.

Качество жизни – уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. [5, с.212]

Другими словами, качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.

Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и зависят от уровня развития страны. Уровень, который считался 30—40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.

Все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды [7, с.41].

2. Стратегия государственной социальной  политики Республики Беларусь.

2.1 Основные приоритеты социальной  политики Республики Беларусь.

Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 годах.

Реализация поставленных задач предусматривает концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

Развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале, что требует создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его основных составляющих – семейного благополучия, доходов, образования, здоровья, комфортности условий жизни.

Основа гармоничного развития белорусского государства – баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда.

Потенциал человека – это потенциал государства, чем богаче человек, тем богаче страна.

Радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

Ключевая задача пятилетия – формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

Развитие национальной экономики основывается на новых знаниях и технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.

Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы.

Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Формирование условий для полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, постепенный отказ от административных форм управления экономикой, либерализация экономических отношений обеспечат ускоренное развитие предпринимательства. Создание безбарьерной деловой среды позволит предпринимательству стать основой развития экономики, обеспечит ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры.

Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.

Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, снижения ее энергетической составляющей, а также обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики при изменении внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств и будет способствовать достижению положительного сальдо внешней торговли.

Развитие импортозамещающих производств.

Требуется дальнейшее снижение зависимости республики от импорта товаров и услуг за счет выпуска высококачественной продукции собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения доли собственных комплектующих для производства машин, оборудования и транспортных средств.

Важнейшими направлениями импортозамещения должны стать увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, создание производств, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций, ориентация на экспорт создаваемых импортозамещающих производств.

Устойчивое развитие регионов.

Цель регионального развития – повышение эффективности экономики и ее структурное преобразование на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.

Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Необходимо предоставить людям возможность иметь достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества, как в городах, так и в малых городских поселениях, а также в сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.

Строительство качественного и доступного жилья.

В предстоящей пятилетке предусматривается повышение уровня обеспеченности населения жильем, уменьшение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и развить рынок арендного жилья.

Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач, требующих первоочередного решения, – повышение качества жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

Необходимо завершить модернизацию сельскохозяйственного производства и сделать его прибыльным.

Следует расширить возможности для ведения бизнеса в агросекторе.

Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Политика занятости

 

Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [10, с 8].

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.

Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа – активное и пассивное.

Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:

1) Социальное страхование по  случаю потери работы, обеспечивающее  выплату временных пособий по  безработице с учетом прежнего  заработка и существующего минимума  заработной платы. Такие системы  действуют в более чем 70 % развитых  стран и являются основным  источником помощи при потере  работы. При защите от безработицы  в страховой форме конкретные  размеры пособий часто зависят  от величины взносов в страховые  фонды и от степени нуждаемости  в помощи;

2) Социальная помощь – применяется  к оставшимся безработными длительный  период в виде материальной  помощи.[11, c. 10].

Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Информация о работе Пути реализации социальной политики в Республике Беларусь