Протекционизм и экономическая эффективность использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер временной защитой внутреннего рынка и государственной поддержкой конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Молдовы, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле…..
1.1. Базовые принципы защиты экономики страны………………………….
1.2. Тарифные методы защиты экономики страны……………………….
2. Протекционизм и экономическая эффективность использования теории тарифов в Молдове…………………………………………………
2.1. Торговая политика Молдовы…………………………….
2.2. Молдова в мировой торговле.……………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

кур. Протекционизм и тарифы.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет  явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда  новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточно для того, чтобы снять защитный  тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в  обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом.

Во-вторых, очень  сложно определить те отрасли, которые  в течении разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на  мировом рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в не защищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющее на внутренние потребление, такие, как например, субсидии новым отраслям. Правда их недостаток заключается в том, что, в отличии от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.

·  Тариф – средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в Молдове. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимые за рубежом  с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным  характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

·  Тариф – важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятия и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается.

В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со  ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем  желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

·  Тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны  на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются  политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай  возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введения импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959-1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство.

Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке  тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев  снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость.

Сторонники  тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Виды  скрытого протекционизма

По некоторым  оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

·  Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми  и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием  оградить внутренний рынок, сколько заботой  о защите населения. Например, в странах

Европейского  союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных  рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

· Внутренние налоги и сборы (domestic taxes   and charges ) -  скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводится как центральными, так и  местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми ( налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу ) или косвенными ( сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы ). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила  внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и,

более того, их ставка может изменяться в зависимости  от внутренней конъюнктуры местного рынка.

·  Политика в рамках государственных закупок (state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий  от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

·  Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран

 

 

Глава 2. Протекционизм и экономическая эффективность использования теории тарифов в Молдове.

1. Торговая политика Молдовы.

Отношения Республики Молдова с другими государствами  в области внешней торговли строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных  Республикой Молдова.

Государственная политика в области внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортных таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в  частности, путем квотирования и  лицензирования), введения в установленном порядке особых пошлин (специальные, антидемпинговые и компенсационные) внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательной базой, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. Государство обеспечивает соответствие устанавливаемых им защитных мер, ограничений и запретов в области внешнеторговой деятельности причинам, обусловившим необходимость их введения. При этом предпочтение отдается тем защитным мерам, ограничениям и запретам, которые наносят минимальный ущерб осуществлению данной деятельности и не противоречат международным нормам.

Основные цели торговой политики Республики Молдова  определяют правовые, экономические  и организационные основы внешнеэкономической  политики, в целом направленные:

– на формирование условий для углубления интеграции в мировую экономику и в качестве члена ВТО содействие в реализации общепринятых в мире норм и правил, соблюдение международных обязательств и принципов внешнеторговой деятельности;

– либерализацию торговой политики; проведение гибкой таможенно-тарифной политики, реагирующей на конъюнктурные изменения мирового рынка;

– защиту интересов товаропроизводителей;

– содействие продвижению молдавской продукции на внешние рынки;

– достижение высокой конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешних рынках;

– содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции для защиты прав и безопасности потребителей;

– защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

Учитывая указанные  цели, Правительство Республики Молдова  в процессе формирования торговой политики приняло ряд мер, направленных на повышение социального и экономического положения страны. В настоящее  время действует Стратегия по привлечению инвестиции и продвижению экспорта на период 2006–2015 годы (далее – Стратегия), утвержденная постановлением Правительства Республики Молдова № 1288 от 9 ноября 2006 года.

Соединение  двух направлений при формировании и проведении экономической политики, таких как привлечение инвестиций и продвижение экспорта, создают благоприятную основу для экономического роста страны и повышения благосостояния населения. Особое внимание уделяется привлечению инвестиций в секторы и отрасли национальной экономики, ориентированные на экспорт, способные привлечь новые разработки (ноу-хау), обеспечить высокую прибыль и создать эффективную экономическую и техническую инфраструктуру.

Цели Стратегии  и методы по продвижению национальной продукции основаны на дальнейшем развитии рынка и оптимизации использования традиционных инструментов для развития экспорта (участие в международных выставках, экономические миссии, торговые представительства в других странах). В случае необходимости существуют возможности оказания консалтинговых услуг потенциальным экспортерам по приобретению полезной информации для установления новых деловых контактов с иностранными партнерами, расчета затрат или инвестиций, вложенных в технологические разработки.

Информация о работе Протекционизм и экономическая эффективность использования