Протекционизм и экономическая эффективность использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер временной защитой внутреннего рынка и государственной поддержкой конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Молдовы, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле…..
1.1. Базовые принципы защиты экономики страны………………………….
1.2. Тарифные методы защиты экономики страны……………………….
2. Протекционизм и экономическая эффективность использования теории тарифов в Молдове…………………………………………………
2.1. Торговая политика Молдовы…………………………….
2.2. Молдова в мировой торговле.……………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

кур. Протекционизм и тарифы.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………….

1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле…..

1.1. Базовые принципы защиты экономики страны………………………….

1.2. Тарифные методы защиты экономики страны……………………….

2. Протекционизм и экономическая эффективность использования теории тарифов в Молдове…………………………………………………

2.1. Торговая политика Молдовы…………………………….

2.2. Молдова в мировой торговле.…………………….. 

Заключение………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции. Важное место принадлежит проведению государством эффективной внешнеторговой политики – одного из важных элементов влияния на содействию развитию собственного производства, поддержку отечественного товаропроизводителя.

Следовательно, целью нашего исследования в соответствии с избранной нами темой является анализ влияния политики протекционизма на развитие экономики Молдовы.

Мировой опыт показывает, что развитие внешнеэкономических  отношений в странах с переходной экономикой, как правило, регулируется государством. Однако глубина и жесткость ряда мер влияния на этот процесс могут существенно отличаться. Общим является одно – государство защищает национальную экономику, интересы товаропроизводителей и потребителей, создавая при помощи соответствующих рычагов относительно выгодные условия интеграции национального хозяйства в систему мировых хозяйственных связей. Поэтому заданием внешнеэкономической политики становится мягкость деструктивного влияния на внешнюю торговлю, что происходит за пределами национальных границ, и улучшение за счет этого условий хозяйствования собственных товаропроизводителей.

Молдова является исключением в этом плане. Децентрализация внешней торговли, нестойкие тенденции в ее развитии, передача хозяйственным структурам прав на осуществление внешнеэкономической деятельности, сложное внутреннее и внешнеэкономическое положение выдвинули на повестку дня новое задание – формирование активной внешнеэкономической политики, направленной на защиту национальных интересов государств.

За все годы независимого развития  в Молдове выполнена большая работа по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны.

Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал отказ от административных методов и переход к использованию экономических методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб  национальной экономики, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое хозяйство.

Курс на свободную  торговлю через «глобальную» либерализацию внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию роста протекционизма.

Как объединить (и можно ли вообще их объединить?) эти две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая проблема. Поэтому все более актуальным   становится всестороннее изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер  временной защитой внутреннего рынка и государственной поддержкой конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Молдовы, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле.

1.1. Базовые принципы защиты экономики страны.

Наиболее полное обобщение теории протекционизма связано  с именем австралийского ученого Макса Кордена. Государственное регулирование международной торговли может быть:

· Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят  к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

· Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не  ущемляющие интересов другой, страны  могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

· Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в

сфере торговли стран – членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости  от масштабов вмешательство государства  в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

·  Свобода торговли  (free trade)–политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложений.

· Протекционизм (protectionism) - государственная  политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

     Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

·  селективный  протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

·  отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран в них не входящих;

· скрытый протекционизм  – осуществляется методами внутренней экономической политики.

     Инструменты торговой политики.

В рамках торговой политики тесно  переплетаются экономические, организационные,  политические, административные, правовые и иные вопросы.

Международная экономика изучает преимущественно  экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого  протекционизма.

Отдельные инструменты  торговой политики чаще применяются  при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Таблица 1.1 – Классификация  инструментов торговой политики.                      

     Методы

Инструменты торговой политики

Регулирует  преимущественно

Тарифные

Таможенные  пошлины

Тарифная квота

 

Импорт

Импорт

Н

Е

Т

А

Р

И

Ф

Н

Ы

Е

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольное ограничение»

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

Скрытые

Государственные закупки

Требование  о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и  сборы

 

Импорт

Импорт

Импорт

Импорт

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

Экспорт

Экспорт

Экспорт

 

 

     Характер торговой политики.

Различные страны мира используют разные инструменты  для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь весьма приблизительно. Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товара, на которые она накладывается.

Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Разумеется, каждое из этих понятий весьма относительно, но все они располагаются на одной оси в пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких - бы то ни было инструментов торговой политики. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).

Характер торгового режима государства, то есть степень его  жесткости, обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Например, торговый режим  страны, которая устранила все  импортные пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или, наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного уровня, не может считаться  режимом свободы торговли. Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низко интенсивный, в основном регистрационный, характер.

Принимая решения об использовании  тех или иных инструментов торговой политики, правительство страны обычно оценивает их совокупное воздействие на характер торговой политики страны и возможные ответные меры со стороны торговых партнеров. Для оценки мер торговой политики Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала в 1985 году индикативный вопросник, который широко используется в практической деятельности правительств. Список вопросов, на которые предлагается ответить прежде, чем вводить любые меры торговой политики, следующий:

· Какой ожидается экономический  выигрыш для отрасли или фирмы и какое количество рабочих мест будет создано или сохранено в результате осуществления данной меры?

·  Насколько увеличатся доходы бюджета или какие потребуются бюджетные расходы на осуществление этой меры?

·  Насколько увеличатся внутренние цены и сократится потребление в результате применения данной меры?

·   Каково воздействие предполагаемой меры на структуру соответствующего рынка и  на конкуренцию на нем?

· Позволит ли данная мера в  долгосрочной перспективе обеспечить  структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень или она лишь законсервирует ее существующую отсталость?

·  Какое влияние предполагаемая мера окажет на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той отрасли, на защиту которой она направлена?

·  Как отреагируют  другие страны на применение данной меры и каково ее потенциальное воздействие на них?

·  Соответствует ли предполагаемая мера существующим многосторонним и двусторонним договорам, в которых участвует данная страна?

Итак,  государственное  регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции,  торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма. В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Информация о работе Протекционизм и экономическая эффективность использования