Протекционизм и экономическая эффективность использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер временной защитой внутреннего рынка и государственной поддержкой конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Молдовы, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле…..
1.1. Базовые принципы защиты экономики страны………………………….
1.2. Тарифные методы защиты экономики страны……………………….
2. Протекционизм и экономическая эффективность использования теории тарифов в Молдове…………………………………………………
2.1. Торговая политика Молдовы…………………………….
2.2. Молдова в мировой торговле.……………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

кур. Протекционизм и тарифы.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Стратегия определяет конкретные и эффективные принципы развития деятельности в сфере привлечения инвестиций и продвижения экспорта посредством создания благоприятной деловой среды, которая будет способствовать росту экспортной деятельности и повышению уровня доверия потенциальных инвесторов к проводимой государственными структурами экономической политике.

В настоящее  время Республика Молдова поддерживает внешние экономические связи  с 93 странами.

Применение  налогов и сборов во внешней торговле регламентируется следующими соглашениями:

– Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года;

– соглашения о принципах взимания косвенных налогов между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Казахстан (совершено 12 июня 1997 года), Правительством Республики Узбекистан (совершено 17 декабря 1998 года), Правительством Республики Беларусь (совершено 11 февраля 1999 года), Правительством Российской Федерации (совершено 29 мая 2001 года).

Данные соглашения призваны установить принцип назначения во внешней торговле между Республикой  Молдова и государствами –  участниками СНГ.

Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Республике Молдова, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Молдова определены положениями Закона Республики Молдова о таможенном тарифе № 1380-XIII от 20 ноября 1997 года. В соответствии с данным Законом таможенный тариф представляет собой каталог, включающий номенклатуру товаров, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с нее, а также размер таможенных пошлин, взимаемых с данных товаров.

В таможенном тарифе применяются следующие виды таможенной пошлины адвалорная - исчисляемая в процентах к таможенной стоимости товара;

  • специфическая - исчисляемая по установленной ставке за единицу товара;
  • комбинированная;
  • особая, которая устанавливается в соответствии с Законом об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах, N 820-XIV от 17.02.2000 и в свою очередь подразделяется на:
  • специальную пошлину, применяемую для защиты товаров местного производства при ввозе на таможенную территорию товаров зарубежного производства в количестве и на условиях, наносящих или могущих нанести ощутимый материальный ущерб отечественным производителям товаров;
  • антидемпинговую пошлину, применяемую в случае ввоза на таможенную территорию товаров по ценам ниже их стоимости в экспортирующей эти товары стране на момент ввоза, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране;

компенсационную пошлину, применяемую в случае ввоза  на таможенную территорию товаров, при  производстве или вывозе которых  прямо либо косвенно использовались субсидии, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению вне зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Молдова, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таможенные  пошлины применяются в соответствии с приложением 1 к указанному Закону, согласно которому среднее значение применяемой таможенной пошлины  равно 5,67  %, средневзвешенная – 4,3  %.

В то же время  надо отметить, что размер таможенных пошлин, применяемых Республикой Молдова при импорте товаров, определяется адвалорной величиной, за исключением алкоголя, алкогольных напитков и табачной продукции, при импорте которых применяется специфическая таможенная пошлина.

Все тарифные меры применяются в соответствии с правилами Всемирной торговой организации.

В настоящее  время Республика Молдова не применяет  никаких нетарифных барьеров, упомянутых в соглашениях ВТО, в торговле с государствами – участниками  СНГ или  любой другой третьей страной. Что касается лицензирования товаров, то система лицензирования импорта распространяется на всю импортную продукцию, независимо от страны происхождения товара, включая импорт из государств – участников СНГ и других стран, с которыми Республика Молдова заключила соглашения о свободной торговле. Процесс лицензирования регламентируется нормативными и законодательными актами (Закон Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности № 451-XV от 30 июля 2001 года).

Самыми распространенными  барьерами в международной торговле являются количественные ограничения на импорт товаров. На данный момент в Республике Молдова не существует запретов на импорт. Таможенные правила применяются Республикой Молдова в соответствии с положениями Соглашения ВТО о применении Статьи VII ГАТТ (1994 год).

Следует отметить о действии Закона Республики Молдова  о применении временной защитной меры по тростниковому сахару № 8-XV от 5 февраля 2004 года (Официальный монитор Республики Молдова, № 26–29 от 13 февраля 2004 года).

На основании  Закона об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах № 820-XIV от 17 февраля 2000 года и Закона о таможенном тарифе года № 1380-XIII от 20 ноября 1997 Правительством Республики Молдова была установлена специальная таможенная пошлина по товарной позиции 1701 «Сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза, в твердом состоянии» в следующих размерах:

– 39 %, но не менее 115 евро за тонну – с 16 февраля по 31 декабря 2008 года;

– 38  %, но не менее 110 евро за тонну – с 1 января по 31 декабря 2009 года;

– 37  %, но не менее 105 евро за тонну – с 1 января по 31 декабря 2010 года;

– 36  %, но не менее 100 евро за тонну – с 1 января 2011 по 15 февраля 2012 года, за исключением товарной позиции 1701, в отношении которой указанная защитная мера устанавливается до 31 июля 2011 года.

Данная пошлина  применяется дополнительно к  действующей таможенной пошлине, независимо от страны происхождения товара, рассчитывается и взимается на основании таможенной стоимости согласно действующему законодательству и включается в стоимость облагаемого налогом товара. Настоящий Закон вступил в силу с 16 февраля 2008 года.

Также следует  отметить, что на данный момент импорт мяса, пищевых, мясных продуктов (изделий) и субпродуктов, молочных продуктов  в Республику Молдова регламентируется положениями постановления Правительства Республики Молдова о порядке выдачи разрешений на импорт мяса, пищевых мясных субпродуктов, мясных продуктов (изделий) и молочных продуктов № 1363 от 29 ноября 2006 года.

2.2. Молдова  в мировой торговле

За годы независимого развития  в Молдове выполнена большая работа по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны.

Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал отказ от административных методов и переход к использованию экономических методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб  национальной экономики, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое хозяйство.

В Молдове с 1 января 2010 года будет внедрена информационная система "Интегрированный таможенный тариф" (TARIM). Такое решение приняло правительство Молдовы на своем заседании в среду.

Система вводится для облегчения товарооборота и оптимизации процесса внедрения положений законодательства относительно экспорта и импорта. Она будет представлять собой базу данных, в которой будут указаны все тарифные и нетарифные меры, применяемые к импортируемым в Молдову или экспортируемым из республики товарам. Она будет включать такие разделы, как: подразделы Товарной номенклатуры Молдовы, ставки таможенных пошлин и иных таможенных платежей, информацию о тарифных льготах, дополнительные коды и пояснения об использовании информации, содержащейся в TARIM и т.д.

Система позволит пользователям  ознакомиться со всеми положениями, касающимися экспорта-импорта того или иного товара, применяемыми к нему ставками таможенных пошлин и иных таможенных платежей, информацию о тарифных льготах, преференциях, ограничениях, документах, необходимых для его растамаживания.

TARIM будет применяться  на всей таможенной территории  Молдовы сотрудниками таможни  и заинтересованными экономическими агентами, что позволит исключить человеческий фактор при принятии решений о необходимости представления тех или иных сертификатов или разрешений.


В мировой торговле всегда существовало противоборство двух теорий – протекционизма и либерализма и многолетний опыт показал, что либерализация ведет к снижению рисков и себестоимости торговых операций, способствует более динамичному экономическому прогрессу всех вовлеченных в процесс товарообмена сторон. Именно поэтом в рамках ВТО принимается все больше мер, стимулирующих либерализацию торговли товарами и услугами. Протекционистские меры могут быть эффективными и необходимыми, но только для отдельных рынков и в случае применения в течение ограниченного периода времени. Правила ВТО позволяют прибегать к ним в рамках антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, которые вводятся только после тщательного расследования и наличия весомых аргументов в пользу применения именно таких механизмов стимулирования экономики. Как известно, в Молдове такая мера защиты применяется в отношении рынка сахара. С 2003 года действует дополнительная пошлина (на сегодня она составляет 38%, но не менее 110 евро за тонну) при импорте сахара белого из других стран.

Аналогичные защитные меры применяются в отношении молдавской металлургической продукции при поставках на рынок США (в размере около 300%) и в страны ЕС (3,4% на стадии предварительного расследования). Андидемпинговая или защитная пошлина вводятся на срок до 4 лет с правом продления еще на такой же период, поэтому молдавский «сэйф-гард» на сахар утратил свои полномочия. Но минэкономики позаботилось, чтобы местные производители не пострадали и после этого. В 2007 году были инициированы переговоры с ВТО о пересмотре обязательств Молдовы по тарифной защите двух товарных позиций – сахара и сахарного сиропа. Аргументы Кишинева сочли убедительными, поэтому планировали ввести импортную пошлину в 75% на импорт сахара. Правда, установлена квота в 6,5 тыс. тонн, в рамках которой можно будет поставлять на наш рынок сахар по прежней ставке таможенного тарифа в 10%.

- Сложность  нашей ситуации в том, что  у Молдовы, как и у многих  других вступивших недавно в  ВТО стран, практически нет  «коридора» между действующими  тарифами и «связанными» обязательствами  ставками пошлин. Например, в ЕС средняя величина действующего тарифа составляет около 8%, а оговоренная с ВТО – около 350%. У Соединенных Штатов этот разрыв еще больше. Поэтому у развитых стран достаточно маневров для защиты внутреннего рынка без дополнительных переговоров с ВТО. Только в последнее время к повышению импортных пошлин в оговоренных рамках прибегли Турция, Индия и ряд других стран.

  Причем в меру уменьшения уровня таможенно-тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспо-собности в целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта теснейшим  образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Чем больше уровень международной конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее экспорте, тем,  меньшей выявляется потребность в специальных способах касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мировой опыт: основные уроки и инструменты внешнеэкономической политики. Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии, которая бы опиралась  на принцип свободы торговли или протекционизма, или на уверенный симбиоз  этих принципов, в свое время становилась практически пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на основе стратегических интересов национальной экономики, четкого представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто перевешивал протекционизм.

Курс на свободную  торговлю через «глобальную» либерализацию внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию роста протекционизма.

Как объединить (и можно ли вообще их объединить?) эти две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая проблема. Поэтому все более актуальным   становится всестороннее изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер  временной защиты внутреннего рынка и государственной поддержки конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Украины, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных  способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства. И этот поиск имеет очень важное значение в связи с новой программой действий уряду Молдовы.

Литература.

  1. Киреев А. Международная экономика, часть 1, М., Международные отношения, 1997 г. - с.197
  2. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация., М., Инфо-м.,1996г.- с.-201
  3. Холопов А. Внешнеторговая политика:  тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – М, 1997г. - №11-12 – с.72, с.78
  4. Мировая экономика, - Тарифы в США – исторический аспект проблемы, М., -1997г.-с.-167
  5. Бюллетень иностранной коммерческой информации, - №155-156-М.,1996г.
  6. Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе, М., Наука,- 1988г.
  7. Фаминский И.П. Современные международные экономические

Информация о работе Протекционизм и экономическая эффективность использования