Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:23, реферат
Основная цель данной работы изучить опыт развитых европейских стран в осуществлении процессов приватизации и национализации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть процессы приватизации и национализации во Франции;
2.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Германии;
3.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Испании;
4.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Италии.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Процесс приватизации и национализации во Франции…………………..4
2.Процесс приватизации и национализации в Германии……………………7
3.Процесс приватизации и национализации в Испании………………….....9
4.Процесс приватизации и национализации в Италии………………….....12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………...14
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Псковский
государственный
Кафедра
«Организация строительства и управления
недвижимостью»
РЕФЕРАТ
На тему:
«Процессы приватизации и национализации
в других странах»
Выполнил: студент группы 073-1105С
Фомин Юрий Константинович
Проверил:
Пудов И.П.
Псков,
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...
Введение
Реформы
отношений собственности
Основная цель данной работы изучить опыт развитых европейских стран в осуществлении процессов приватизации и национализации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Во Франции, как и во многих других европейских странах, обширный государственный сектор экономики образовался после Второй мировой войны. Однако впоследствии руководство страны не придерживалось единой политики в отношении управления государственной собственностью и ее судьбы вообще. Здесь, по сравнению с другими развитыми странами, наиболее ярко выраженными оказались так называемые волны трансформации собственности. Процессы национализации и приватизации последовательно сменяли друг друга в зависимости от того, кто находился у власти.
Примечательно, что идея передачи государству основных средств производства существовала во Франции с давних времен, еще с конца XIX века. Так, например, национализация телефонных сетей страны была проведена еще в 1889 году. В 1936 году были национализированы Air France и еще четыре авиакомпании. В 1937 было создано Национальное общество железных дорог Франции. Сразу после войны национализировали 4 крупных банка, 2 крупнейшие компании, аэропорт Парижа и компания Renault, а также 35 страховых компаний и 6 угольных бассейнов.
Последняя
крупномасштабная национализация состоялась
в начале 80-х годов. Были национализированы
крупные коммерческие банки и
много промышленных предприятий. Однако
в годы правления президента Франсуа
Миттерана французская
Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.
В
1993 была успешно проведена приватизация
Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего
французского химико-фармацевтического
концерна. На этом этапе приватизации
пока не подверглись государственные
монополии в сфере
Оценка
собственности приватизируемых
предприятий осуществлялась независимыми
экспертами под наблюдением представителей
государственных органов, профсоюзов
и ряда предпринимательских
Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия «в кредит».
Юридической базой этого этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в себя и дополнил основные положения закона августа 1986г. В нем, как и в предыдущем законе, был определен общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации. Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам – 20%; персоналу – 10%; еще 15-30% - так называемому «стабильному ядру» акционеров – группам предприятий и кредитных учреждений, каждое из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний с обязательством владеть ими и не перепродавать их в течение определенного минимального срока (обычно 2 года). Наличие таких «твердых ядер» было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке.
Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний правительство получило всего 1,7 млрд. долл. Однако впоследствии приватизационные процессы проходили все более и более успешно.
В
целом, сейчас способ приватизации государственных
компаний используют ведущие страны-локомотивы
европейской экономики, такие как
Франция, Германия и ряд других, перед
которыми встала проблема замедления
темпов экономического развития и увеличения
дефицита государственного бюджета, не
соответствующий нормам, определенным
для стран ЕС.
Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.
Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».
Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.
Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.
После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.
При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает последующая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.
После
Попечительского совета были созданы
другие организации, которые занимаются
приватизацией оставшихся в руках
государства производственных предприятий
и контролируют выполнение договоров,
заключенных с инвесторами.
Сейчас
приватизационные процессы в Испании
постепенно сходят на нет за счет того,
что правительство уже
Процессы приватизации государственных предприятий начались в Испании с середины 1980-х и проводились двумя правительствами – сначала, до 1996 года – социалистами, потом с 1996 по 2004 – консерваторами. Особенной интенсивности процессы перевода государственной собственности в частные руки достигли в период 1996-2000гг., когда были приватизированы крупнейшие испанские компании. Доля государственных фирм в ВВП страны уменьшилась с 3% в 1995 году до 1% в 2002. По данным ОБСЕ, государственная приватизационная программа Испании принесла государству в период с 1990 по 2001гг. 38,4 млрд долл., что ставит Испанию на четвертое место в Европе по степени интенсивности приватизационных процессов.
Предшествующая приватизации национализация большого числа убыточных компаний привела к тому, что в собственности государства оказались трудно управляемые, неприбыльные и постоянно нуждающиеся в финансировании объекты промышленности и иных сфер экономики. Победа социалистов на выборах 1982 года знаменовала начало серии реформ, направленных, в частности, на то, чтобы приспособить консервативную испанскую промышленность к новым экономическим реалиям. Первым этапом реформирования предприятий госсектора в Испании стала концентрация производства, укрупнение предприятий с целью создания конкурентоспособных на мировом рынке образований, так как к тому моменту испанский госсектор состоял, в основном, из малых и средних предприятий. Именно в это время были созданы крупные испанские промышленные группы. Так электрогенерирующая компания Endesa превратилась в компанию с доминирующими позициями на рынке электроэнергии путем присоединения к ней всех государственных электрических компаний, похожим образом был образован нефтегазовый гигант Repsol и другие лидеры испанской экономики. Аналогичным образом все госбанки объединились в группу, которая стала третьей по величине банковской группой в стране.
Информация о работе Процессы приватизации и национализации в других странах