Процессы приватизации и национализации в других странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:23, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы изучить опыт развитых европейских стран в осуществлении процессов приватизации и национализации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Рассмотреть процессы приватизации и национализации во Франции;
2.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Германии;
3.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Испании;
4.Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Италии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Процесс приватизации и национализации во Франции…………………..4
2.Процесс приватизации и национализации в Германии……………………7
3.Процесс приватизации и национализации в Испании………………….....9
4.Процесс приватизации и национализации в Италии………………….....12
Заключение……………………………………………………………………..15

Список используемой литературы…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

реферат ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОС. ИМУЩЕСТВОМ.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Псковский государственный политехнический  институт

Кафедра «Организация строительства и управления недвижимостью» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: «Процессы приватизации и национализации в других странах» 
 
 
 
 
 

                     Выполнил: студент группы 073-1105С

                     Фомин  Юрий Константинович

                     Проверил: Пудов И.П. 
             
             
             
             
             
             

                 Псков,

                 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Процесс приватизации и национализации во Франции…………………..4
  2. Процесс приватизации и национализации в Германии……………………7
  3. Процесс приватизации и национализации в Испании………………….....9
  4. Процесс приватизации и национализации в Италии………………….....12

Заключение……………………………………………………………………..15

Список используемой литературы…………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к  рыночной экономике. Однако подходы  к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности в России, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике. Был совершен  ряд грубейших ошибок, не учтён опыт и результаты приватизации  в других развитых европейских странах.

      Основная  цель данной работы изучить опыт развитых европейских стран в осуществлении процессов приватизации и национализации.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Рассмотреть процессы приватизации и национализации во Франции;
    2. Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Германии;
    3. Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Испании;
    4. Рассмотреть процессы приватизации и национализации в Италии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Процесс приватизации и национализации во Франции

     Во  Франции, как и во многих других европейских странах, обширный государственный сектор экономики образовался после Второй мировой войны. Однако впоследствии руководство страны не придерживалось единой политики в отношении управления государственной собственностью и ее судьбы вообще. Здесь, по сравнению с другими развитыми странами, наиболее ярко выраженными оказались так называемые волны трансформации собственности. Процессы национализации и приватизации последовательно сменяли друг друга в зависимости от того, кто находился у власти.

     Примечательно, что идея передачи государству основных средств производства существовала во Франции с давних времен, еще  с конца XIX века. Так, например, национализация телефонных сетей страны была проведена  еще в 1889 году. В 1936 году были национализированы Air France и еще четыре авиакомпании. В 1937 было создано Национальное общество железных дорог Франции. Сразу после войны национализировали 4 крупных банка, 2 крупнейшие компании, аэропорт Парижа и компания Renault, а также 35 страховых компаний и 6 угольных бассейнов.

     Последняя крупномасштабная национализация состоялась в начале 80-х годов. Были национализированы  крупные коммерческие банки и  много промышленных предприятий. Однако в годы правления президента Франсуа  Миттерана французская экономика уже испытывала трудности из-за высокого государственного участия и большого количества госкомпаний. В связи с чем в президентство Жака Ширака в конце 1990-х гг. начались процессы приватизации государственных предприятий.

     Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.

     В 1993 была успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего  французского химико-фармацевтического  концерна. На этом этапе приватизации пока не подверглись государственные  монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций.

     Оценка  собственности приватизируемых  предприятий осуществлялась независимыми экспертами под наблюдением представителей государственных органов, профсоюзов и ряда предпринимательских организаций.

     Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия «в кредит».

     Юридической базой этого этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в  себя и дополнил основные положения  закона августа 1986г. В нем, как и  в предыдущем законе, был определен  общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации. Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам – 20%; персоналу – 10%; еще 15-30% - так называемому «стабильному ядру» акционеров – группам предприятий и кредитных учреждений, каждое из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний с обязательством владеть ими и не перепродавать их в течение определенного минимального срока (обычно 2 года). Наличие таких «твердых ядер» было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке.

     Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний правительство получило всего 1,7 млрд. долл. Однако впоследствии приватизационные процессы проходили все более и более успешно.

     В целом, сейчас способ приватизации государственных  компаний используют ведущие страны-локомотивы европейской экономики, такие как  Франция, Германия и ряд других, перед  которыми встала проблема замедления темпов экономического развития и увеличения дефицита государственного бюджета, не соответствующий нормам, определенным для стран ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Процесс приватизации и национализации в Германии

     Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

     Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

     Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все  они были переданы под управление ведомства по реорганизации и  приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

     Первым  путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

     В марте 1990 года в ГДР был издан  закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии  в капитале, где определялись условия  приватизации.

     После того как обозначились временные  рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

     При анализе деятельности предприятий  выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает последующая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

     После Попечительского совета были созданы  другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках  государства производственных предприятий  и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами. 
 
 

  1. Процесс приватизации и национализации в Испании

     Сейчас  приватизационные процессы в Испании  постепенно сходят на нет за счет того, что правительство уже распродало большую часть значительных государственных  предприятий.

     Процессы  приватизации государственных предприятий начались в Испании с середины 1980-х и проводились двумя правительствами – сначала, до 1996 года – социалистами, потом с 1996 по 2004 – консерваторами. Особенной интенсивности процессы перевода государственной собственности в частные руки достигли в период 1996-2000гг., когда были приватизированы крупнейшие испанские компании. Доля государственных фирм в ВВП страны уменьшилась с 3% в 1995 году до 1% в 2002. По данным ОБСЕ, государственная приватизационная программа Испании принесла государству в период с 1990 по 2001гг. 38,4 млрд долл., что ставит Испанию на четвертое место в Европе по степени интенсивности приватизационных процессов.

     Предшествующая  приватизации национализация большого числа убыточных компаний привела  к тому, что в собственности государства оказались трудно управляемые, неприбыльные и постоянно нуждающиеся в финансировании объекты промышленности и иных сфер экономики. Победа социалистов на выборах 1982 года знаменовала начало серии реформ, направленных, в частности, на то, чтобы приспособить консервативную испанскую промышленность к новым экономическим реалиям. Первым этапом реформирования предприятий госсектора в Испании стала концентрация производства, укрупнение предприятий с целью создания конкурентоспособных на мировом рынке образований, так как к тому моменту испанский госсектор состоял, в основном, из малых и средних предприятий. Именно в это время были созданы крупные испанские промышленные группы. Так электрогенерирующая компания Endesa превратилась в компанию с доминирующими позициями на рынке электроэнергии путем присоединения к ней всех государственных электрических компаний, похожим образом был образован нефтегазовый гигант Repsol и другие лидеры испанской экономики. Аналогичным образом все госбанки объединились в группу, которая стала третьей по величине банковской группой в стране.

Информация о работе Процессы приватизации и национализации в других странах