Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 17:10, реферат
Процессы интеграции экономики регионов обусловлены развитием крупного капитала, общероссийского рынка производственного, товарного, рынка рабочей силы, кредитно-банковских процессов. Общероссийские процессы капитализации рынка на основе ускоренного развития российских предприятий, формирования мощного, конкурентоспособного российского капитала не «вписываются» в дробную административную систему федеративных отношений, перерастают территориальные границы отдельных субъектов Российской Федерации и не могут быть решены административным укрупнением отдельных субъектов РФ.
1 Процессы интеграции экономики 3
2 Цели объективности проводимого анализа 7
3. Основные инструменты построения межрегиональной интеграции 10
Список литературы 16
Процессы экономической
ПЛАН:
1 Процессы интеграции
экономики
2 Цели объективности
3. Основные инструменты
построения межрегиональной
Список литературы
1 Процессы интеграции экономики
Процессы интеграции экономики регионов обусловлены развитием крупного капитала, общероссийского рынка производственного, товарного, рынка рабочей силы, кредитно-банковских процессов. Общероссийские процессы капитализации рынка на основе ускоренного развития российских предприятий, формирования мощного, конкурентоспособного российского капитала не «вписываются» в дробную административную систему федеративных отношений, перерастают территориальные границы отдельных субъектов Российской Федерации и не могут быть решены административным укрупнением отдельных субъектов РФ.
Изменения ресурсных потоков
имеют свою природу, закономерности
и нельзя или искусственно втискивать
их в существующие административные
отношения, или, наоборот, полностью
демонтировать исторически
Отдельные субъекты федерации, и их ключевые регионы разрабатывают собственную политику межрегиональных взаимодействий.
Для анализа и последующего
сравнения были выбраны ряд программ
формирования межрегиональных связей
независимых регионов. В анализе
приняли участие: программа развития
межрегиональных взаимодействий Северо-Западного
Федерального округа, республики Коми,
постановление Хабаровского края о
развитии межрегиональных экономических
связей, решение правительства
Следует обратить внимание
на то, что во - первых, программы
организации межрегиональных
Программы стратегического развития федеральных округов построены по единому принципу, учитывающие набор составляющих экономической деятельности округов в их взаимодействии. Типовые подходы к планированию разделяются в соответствии с пространственным расположением округов, при этом такое укрупненное деление региональной экономик, позволяет затронуть в системе планирования все аспекты деятельности по развитию экономики регионов.
Уральский федеральный округ,
Приволжский федеральный округ,
разрабатывают подходы к
Таким образом, построение стратегии развития округов имеет общую, типовую структуру. В исследовании мы предлагаем проиллюстрировать особенности планирования межрегиональных взаимодействий на примере Северо-Западного федерального округа, территория которого охватывает как промышленно активные районы страны , так и приграничные зоны.
Следует сразу отметить,
что программа развития Северо-западного
федерального округа, как и множества
других округов, не содержит самостоятельных
разделов, посвященных развитию межрегиональных
связей, более того нет единой концепции
формирования межрегиональных связей
на уровне субъектов федераций. Однако
в каждом разделе программы
Самостоятельное место в программе имеет транспортная инфраструктура реализации стратегии развития Северо-Западного Федерального округа.
Широкие возможности округа
формируют общую концепцию
В стратегии развития определена
ведущая роль автотранспортных предприятий
и автотранспортного сообщения
в целом для реализации внешнеторговых
связей. Декларированы принципы развития
сетей автодорог и
Без привязки к задачам пространственной межрегиональной интеграции в программе развития Северо-Западного федерального округа определены слабые места в организации производственных межрегиональных отношений, где выделена роль транспортной инфраструктуры¸ которая служит реальным инструментом для обеспечения срочности и надежности отношений.
Следует отметить, что те же особенности построения планов развития федеральных округов, мы наблюдаем анализируя программы развития других регионов. При этом межрегиональное взаимодействие проходит незаметной линией сквозь все направления планирования деятельности субъектов федерации.
Исследуя деятельность по развитию межрегиональных связей на уровне округов следует рассмотреть особенности программ построения межрегионального взаимодействия на уровне субъектов федерации.
СЗФО состоит из 10 субъектов федерации это: Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область и г. Санкт-Петербург, деятельность которых построена на принципах соподчинения программ развития СЗФО.
Следует отметить что на уровне субъектов федерации СЗФО появляются самостоятельные планы по развитию межрегиональных связей. Структура этих планов однообразно и содержание строится на принципах единых для СЗФО. Проиллюстрируем эти направления сотрудничества через анализ программы развития Республики Коми.
В программе региона Республики
Коми определяются группы регионов, с
которыми администрация считает
необходимо строить отношения в
первую очередь и группу остальных
регионов. Естественно, что приоритетной
задачей становится взаимодействие
со смежными регионами и федеральным
центром, однако, программа на уровне
субъекта федерации, обязательно должна
учитывать интересы своих же промышленных
комплексов. Так, представляется размытым
понимание администрацией субъекта
федерации проблем развития собственной
металлургии. Добытые и переработанные
в республике руды востребованы в
южных и дальневосточных
Огромное внимание в программе
уделяется финансовой составляющей
обеспечения экономических
Решение внутренних экономических
задач региона является приоритетным,
однако другой стороной проблемы развития
межрегиональных взаимодействий на
уровне субъекта федерации представляется
приоритет постановки и решения
импортно-экспортно
Возвращаясь к проблемам
транспортного обеспечения
Отметим, что такие же принципы и подходы к планированию заложены в программах всех субъектов СЗФО, которые имеют общую задачу исполнения планов развития СЗФО на долгосрочную перспективу.
2 Цели объективности
Для целей объективности
проводимого анализа
Анализируя программу
развития Хабаровского края, мы выделяем
ряд взаимосвязанных
1. Разработка концепции
отбора регионов для
2. Реорганизация внутренних
экономических связей для
3. Реализация совместных
программ развития
Краевая программа развития межрегиональных взаимодействий представляется нам более адресной и понятной для исполнения нежели программа республиканская.
В анализируемой программе на примере типовых подходов описаны пути поиска направлений межрегионального сотрудничества для восточных регионов РФ. Четкость понимания необходимости межрегиональной интеграции определяет дополнительные требования к собственным подразделениям (экономическим субъектам).
И самое, на наш взгляд, важное в программе четко определяется положительный синергетический эффект, который ожидается получить от последовательной реализации интеграционных процедур.
Однако отмечая позитивные стороны, предлагаемых направлений развития, хочется отметить ряд проблем, которые сопутствуют каждому решению.
Ни одно из рассматриваемых в программе положений не касается транспортной инфраструктуры. Принятые концептуальные направления программы на сближение производственных мощностей регионов не имеют содержательного наполнения в части организации транспортного сообщения между производственными комплексами, позволяющего рационализировать межрегиональные экономические связи.
Проблемы автотранспортного сообщения, его инфраструктуры в межрегиональных программах края остаются за рамками планирования и прогнозирования, в то время как именно автотранспортные грузоперевозки являются слабым звеном в организации экономических потоков восточной Сибири и на дальнем востоке в целом.
Исследование областных директив по организации и развитию межрегионального сотрудничества мы предлагаем проиллюстрировать так же на примере анализа планов Иркутской области
Рассматриваемые планы по развитию интеграции регионов Иркутской области имеют четкую пространственно - географическую логику, формирование поясов сотрудничества, в основе которой заложены интересы вертикальной и диагональной интеграции крупных производств представляется разумным и последовательным.
В рассматриваемом документе
определена роль транспортной инфраструктуры
и дано четкое представление о
необходимости солидарного
Информация о работе Процессы экономической интеграции на примере субъектов РФ